Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 22:23, доклад
История университетского образования в России начинается с последних лет Петровской эпохи, когда на рубеже 1720 и 1721 гг. в переписке Петра I с философом Вольфом были высказаны основные организационные принципы будущих русских университетов. Однако А.С. Пушкин называл первым русским университетом университет Ломоносова. Отчасти это утверждение, конечно, верно, хотя история высшего образования в нашей стране выглядит несколько по-другому.
Учреждение первых университетов было очень важным для России, не только потому что этот опыт был учтен при создании других российских университетов, но и потому что именно они сформировали основные черты университетской системы нашей страны.
История университетского образования в России начинается с последних лет Петровской эпохи, когда на рубеже 1720 и 1721 гг. в переписке Петра I с философом Вольфом были высказаны основные организационные принципы будущих русских университетов. Однако А.С. Пушкин называл первым русским университетом университет Ломоносова. Отчасти это утверждение, конечно, верно, хотя история высшего образования в нашей стране выглядит несколько по-другому.
Первым создать в России университет попытался Борис Годунов, который в 1600 г. отправил Иоанна Крамера в Германию – последний должен был привезти в Москву профессоров, однако затея провалилась, поскольку духовенство решительно воспротивилось таким новшествам. Лжедмитрий I, вступив в столицу, также озвучивал свои планы о создании университета, однако осуществить их не успел. До XVII века высшее образование в России можно было получить только в Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1685 г., однако она светским учреждением не являлась.
Отправной датой подлинной истории университетской системы можно считать январь 1724 г., когда Сенат принял указ об учреждении Академии наук с университетом и гимназией в Петербурге. Эта инициатива принадлежала Петру I, который так представлял себе работу этого детища: «Академики не только занимаются научной деятельностью, но и преподают в университете, а выпускники гимназии становятся студентами». Предполагалось, что в университете будут 3 факультета: юридический, медицинский и философский, на которых должны читаться лекции по математическим и гуманитарным наукам. Так как своих профессоров в России тогда не было, велись переговоры с иностранными учеными. С некоторыми из них удалось заключить договоры. В Россию согласились приехать математики Даниил и Николай Бернулли, историк Байер, астроном Жозеф Никола Делиль, ботаник Буксбаум и некоторые другие. Очень немногие соглашались ехать в холодную и незнакомую страну, однако уже при Екатерине I, 17 будущих академиков прибыли в Петербург. Другой проблемой было то, что отсутствовали молодые люди, готовые слушать лекции в университете, ведь для этого требовалось знание латыни и других иностранных языков, потому что преподавательский состав русским не владел. Тогда приняли решение выписать из Европы молодых людей, которые были посланы туда учиться еще при Петре – их набрали 8 человек. В 1731 г. Сенат предписал заняться вербовкой студентов для академического университета из среды слушателей различных учебных заведений – Александро-Невской семинарии, Славяно-греко-латинской академии, Новгородской семинарии. Вообще, проблема количества студентов в Академическом университете всегда стояла очень остро. Причин этому было довольно много, среди них можно назвать и слабость среднего образования в России того времени, и нежелание дворян отдавать своих детей в университет, поскольку военная карьера была более престижной. Однако было и множество талантливых студентов, которые активно занимались научной деятельностью. Некоторое время ректором университета был Ломоносов, который стремился открыть его двери представителям всех сословий, в том числе крестьянам, а также дать учебному заведению право присваивать ученые степени, но эти проекты не удалось реализовать. Через некоторое время после смерти ученого университет и гимназия были объединены в Училище академии, которое просуществовало вплоть до начала XIX века. Второе рождение университета произошло в 1819 г.
В апреле 1755 г. состоялось торжественное открытие Московского университета, который во многом обязан своим рождением М.В. Ломоносову и И.И. Шувалову. Детальный план создания университета и его штаты были составлены М.В. Ломоносовым и переданы И.И. Шувалову. 19 июля 1754 г. Сенат одобрил проект об учреждении Московского университета, и 22 августа 1754 г. его решение было отправлено на утверждение императрице Елизавете Петровне. 12 января (23 января по новому стилю) 1755 г., после нескольких месяцев подготовительных работ соответствующий указ был подписан императрицей. Кураторами Московского университета были назначены И.И. Шувалов и Л.Л. Блюментрост, а директором – А.М. Аргамаков. Первоначально в этом учебном заведении было 3 факультета – юридический, медицинский и философский. На них должны были преподавать 10 профессоров. Кроме того, учреждались 2 гимназии – для дворян и разночинцев, в них должны были учиться будущие студенты, – и университетский суд. Предполагалось, что профессора, учащиеся и служащие были неподсудны другим властям, а сам университет подчинялся напрямую Сенату. Профессора должны были 5 дней в неделю читать студентам лекции и каждый вечер выступать с бесплатными двухчасовыми лекциями на латыни. В первые годы существования Московского университета очень остро стояла проблема кадров: иногда один профессор был вынужден читать все предметы на одном факультете, что, конечно, отрицательно сказывалось на качестве образования, поэтому иногда студентов отправляли учиться в Петербург, где были преподаватели по интересующим их предметам. Студенты поступали сначала на философский факультет, где изучали философию, физику, историю и красноречие, и только после изучения этих дисциплин имели право переходить на другие факультеты – медицинский и юридический. Прохождение полного курса университетского образования занимало 7 лет.
Однако, несмотря на все трудности, университет становился все более влиятельным центром научной и культурной жизни Москвы. В 1756 г. указом императрицы этому высшему заведению было разрешено иметь свою типографию, книжную лавку и выпускать газету, первый номер которой вышел в апреле того же года. Печатная продукция университета расходилась по всей стране и, по мнению Ключевского, стала подспорьем формирования общественного мнения в России. Также возникло множество вольных сообществ, которые содействовали распространению науки и обсуждению политических и социальных проблем того времени.
В декабре 1783 г. в Санкт-Петербурге были основаны Главное народное училище и при нем Учительская семинария. Именно от Учительской семинарии, по мнению многих авторов, ведет свое начало Санкт-Петербургский университет. Первый набор состоял из 150 человек, окончивших духовные училища. Все учебные предметы в Учительской семинарии подразделялись на физико-математические и исторические науки, к последним причислялась естественная история. В течение 18 лет Учительская семинария занималась приготовлением воспитанников, а в 1803 г. была преобразована в гимназию. 16 апреля 1804 г. Учительская семинария была переименована в Педагогический институт. В институте было образовано 10 кафедр, преподавание велось профессионалами-профессорами, многие из которых были приглашены из-за границы. 12 лучших студентов первого выпуска было послано за границу для повышения своей квалификации.
В 1806 г. профессор естественной истории А.М. Теряев обратился в конференцию Педагогического института с прошением разделить курс естественной истории на 3 самостоятельных курса – минералогии, ботаники и зоологии. В таком виде институт просуществовал до 1816 г., когда был выработан новый устав, по которому он был переименован в Главный педагогический институт. Это учебное заведение включало 3 факультета: философских и юридических, физических и математических, исторических и словесных наук. Преподавание велось на 21 кафедре. Первый курс в начале 1817 г. собрал 100 студентов (почти все они были выпускниками духовных училищ), которые заканчивали обучение в 1823 г. уже как студенты университета, так как 8 февраля 1819 г. был утвержден приказ о преобразовании Главного педагогического института в Санкт-Петербургский университет.
Как и Главный педагогический институт, университет имел 3 факультета. Первым ректором университета был профессор М.А. Балугьянский, один из участников комиссии Сперанского по составлению Свода законов Российской Империи.
Учреждение первых университетов было очень важным для России, не только потому что этот опыт был учтен при создании других российских университетов, но и потому что именно они сформировали основные черты университетской системы нашей страны.