История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Задание 1.
Составьте сравнительную таблицу по теме "Сходство и различие политико-правовых концепций Платона и Аристотеля" по следующим критериям: сущность и происхождение государств, учение о формах правления, собственность, земля, закон, справедливость, рабство, равенство.
Задание 2.
Раскройте политико-правовую концепцию славянофилов (сер. XIX в.), ее теоретическую и философскую основу.

Файлы: 1 файл

история ппу.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н  А Я    Р А Б О Т А

 

 

По дисциплине: История политических и правовых учений

Вариант № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса

1 семестр

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2013

 

 

 

 

 

Задание 1.

Составьте сравнительную  таблицу по теме "Сходство и различие политико-правовых концепций Платона и Аристотеля" по следующим критериям: сущность и происхождение государств, учение о формах правления, собственность, земля, закон, справедливость, рабство, равенство.

 

Критерии

Платон

Аристотель

Сущность и  происхождение государств

В "Государстве" Платон, конструируя идеальное, справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, существует между космосом, государством и отдельным человеком. "По самой идее справедливости, - говорит Платон, справедливый человек ни сколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним".

В человеке существуют три  начала:

1. Разумное.

2. Яростное.

3.Вожделеющее (биологическое).

Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у  которого разумное начало преобладает.

В идеальном государстве, как и в человеке, существует три  начала.

1. Совещательное –  правители (философы)

2. Защитное – воины  (стражи)

3.Деловое –производители (ремесленники, земледельцы)

Аристотель придерживался  органической теории происхождения государства, т. е. государство возникает по природе вещей. Это следует из природы человека.

Государство – это  продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно  таким естественно возникшим  первичным формам общения как  семья и поселение.

Аристотель выделяет три формы человеческого общения: семья, поселение, государство.

Государство является высшей формой общения. Государство – это  политическое общение между свободными и равными. Человек по своей природе  существо политическое и в государстве завершается генезис этой политической природы человека. Однако не все люди и не все народности достигли этого уровня.

Учение о  формах правления

Лучшая форма правления  – аристократия. Худшая – тирания (так же отрицательно Платон относился к демократии).

Различаются:

1. Правильные формы  правления – в них правители  имеют ввиду общую пользу (заботятся  о благе народа).

2. Неправильные формы  правления – в них правители  заботятся лишь о своем личном  благе.

Наилучшей формой правления  Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах обшей пользы.

Из неправильных форм правления тирания – наихудшая.

Собственность

Отрицание частной собственности

Оправдывает частную собственность. "Частная собственность, - говорит Аристотель, - коренится в природе человека, в его собственной любви к себе". Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной. "К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота". Люди заботятся более всего о том, что принадлежит лично им.

Земля

Идеальное государство, в понимании Платона, - это полис, т. е. небольшой город-государство. Территория полиса не должна быть особо обширной

Государство, по Аристотелю, - это полис и не должно иметь слишком обширную территорию

Закон

Платон выделяет требования к законам:

1. Законы имеют божественное происхождение.

2. Законы должны быть  вечными и неизменными.

3. Законы должны быть  справедливыми.

4. Законы должны быть  суровыми (допускалось применение  смертной казни).

5. Не допускаются пробелы в законодательстве.

6. О чем закон молчит, то он запрещает.

Аристотель придерживается принципа верховенства законов. Существенной чертой закона является его соответствие политической справедливости и праву. "Всякий закон, в основе предполагает своего рода право". Следовательно, это право должно найти свое выражение, волощение и соблюдение в законе.

Справедливость

Справедливость состоит  в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось  в дела других. На это основывается наилучшее удовлетворение потребностей (т.к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно).

различает два вида справедливости:

1. Уравнивающую,

2. Распределяющую.

Критерием уравнивающей справедливости является "арифметическое равенство", сфера применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказание и т.д.

Распределяющая справедливость исходит из принципа "геометрического  равенства" и означает деление  общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества.

Политическая справедливость возможна лишь между свободными и  равными людьми, принадлежащими к  одному общению, и имеет целью  их самоудовлетворенность (авторкию).

Рабство

Оправдание рабства 

Отношения господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства.

Аристотель не отождествлял понятия государства и семьи. Понятие государство полагало более  высокий уровень общения. Государство  – это общение между равными, а в семье отношения строятся на неравенстве.

Аристотель выделял  три вида общения в семье:

1. Власть мужа над  женой.

2. Власть отца над  детьми.

3. Власть домовладыки  над рабами.

Рабство одинаково полезно  и рабу и господину.

Равенство

Люди не равны по природе

Люди не равны по природе


 

Задание 2.

Раскройте политико-правовую концепцию славянофилов (сер. XIX в.), ее теоретическую и философскую  основу.

Славянофильство - одно из ведущих идейных и общественно-политических течений в России XIX в.

Термин "Славянофильство" появляется в первые десятилетия XIX в. в ходе полемики между двумя группами литераторов - карамзинистами и шишковистами. Название закрепилось за той частью русских литераторов (А.С. Шишков и его школа), которые стремились сохранить имевшиеся в литературном языке славянизмы и даже пополнить лексику заимствованиями из лексики славянского языка. В конце 30-х чале 40-х гг. XIX в. термины "славянофил", "славянофильство"  вновь являются в обращении (их ввод оборот "западники" Т.Н. Гранов А.И. Герцен, В.Г. Белинский). Сами "славянофилы" предпочитали наименования: "москвичи", "московская демократия"  (в противовес своим противниц обосновавшимся в Санкт-Петербург "восточники".

Славянофильство - исторически  первая разность консервативной идеологии. Основные представители славянофилов - Алексей Степанович Мяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-И Юрий Федорович Самарин (1817 1876). Н.П.Огарев называл славянофилов "пророками русского графического развития". СВ. как в определённом идеологическом феномене различимы три основных компонента. Первый из них - социальный, второе место в нем занимает проблема  русской сельской общины. Второй - национальный; он включает в себя решение вопросов об особенностях русского исторического развития, о характере русского народа и русской культуры исторической роли России. Третий религиозно-идеалистическая философия, полемически обращенная против рационализма.

Славянофильская идеология  - основная часть общеевропейского протеста против утверждающегося буржуазного общества просветительской идеологии.

В политической концепции  славянофилов центральную роль  играют понятия - "земля" и "государстве".

Под "землей" славянофилы  понимали "общественно-человеческое начало", "неопределенное и мирное состояние народа", "душу народа". Государство  - власть  внешняя, сила, охраняющая землю, "дело государево". Ставшая важным элементом славянофильской идеологии концепция  "земли" и "государства" активно использовалась славянофилами в критике Запада и западного влияния, с ее помощью обосновывалась идея  особого исторического пути русского народа, предпочитающего "путь внутренней правды" (христианско-нравственное устройство жизни в рамках крестьянской общины) "внешней правде" (политико-правовая организация общества западного типа). Русский самодержавный строй, по славянофильской теории, наиболее полно соответствовал своей сущности в эпоху Московского царства. Реформы Петра I во многом нарушили его органику - началось сползание к абсолютизму, до той поры для России не характерному, но часто встречающемуся на Западе. Вклинившись инородным элементом в тело русской государственности, бюрократия  с XVIII в. начала растягивать и рвать живую ткань социального организма, разделяя народ  на две части - простой народ и беспочвенную интеллигенцию. Многие исследователи славянофильства подчеркивают, что славянофилы отнюдь не хотели вернуть Россию к давно прошедшим временам, а лишь стремились развить отодвинутые европеизацией страны исконные "начала" русской жизни. Не предполагая воскрешения идеальных "основ" (а тем более мелочей быта, нравов), концепция славянофилов указывала лишь на разумное привнесение самих начал, когда-то отвергнутых. К числу таких "начал" должны быть отнесены православие,  единение сословий ("общинность", "соборность" ) и смирение (как существеннейшая черта русского национального характера).

Славянофилы сформулировали идею особого русского пути, развиваясь по которому Россия сможет донести православную истину до впавших в ересь  и атеизм  европейских народов. По мнению Ф.А. Степуна, "противополагая ранних славянофилов западникам, не должно забывать, что в известном смысле они отнюдь не менее западники, чем их противники. Разница только в том, что для славянофилов истинный запад  - запад христианского средневековья и пореволюционной философии традиционализма и романтики; для западников же подлинный запад - запад уже преодоленного в романтизме просвещенческого рационализма и грядущего социально-политического господства народных масс".

Основные положения  теории:

§ Россия – не европейская  страна, у нее свой путь развития. Россия самобытна. Отношение славянофилов к политике европеизации России было резко отрицательным.

§ Истоки самобытности русского народа виделись представителями данного  течения еще в принятии православия, которое и предопределило судьбу России - идти по своему собственному пути развития. Самобытность изначально заложена в менталитете русского народа. Самобытность русского народа - это:

- Религиозность.

- Соборность – приоритет  коллективных, общинных ценностей.

- Монархизм – в  России возможна только монархическая  форма правления, республика пагубна  для страны и для народа.

- Аполитичность русского народа. (В доказательство можно привести приглашение варягов на царство, отсутствие в истории России гражданских войн и революций, покорное отношение к власти.)

- Это народ – правдоискатель  и богоискатель, которому безразличны  внешние обстоятельства.

Славянофилы, тем не менее, осуждают существующее самодержавие, феодальный крепостной строй, обосновывают необходимость реформ и некоторых  общественных преобразований.

Политическая  программа славянофилов:

§ Против введения частной  собственности, за корпоративные формы собственности. Следует ввести общественную собственность на землю.

§ Необходимо возрождение  сословно – представительных учреждений и развитие местного самоуправления.

§ Выступают за предоставление населению личных и политических свобод (слова, печати, вероисповедания и др.)

§ Против революции, т. к. это зло, чуждое российскому сознанию.

Славянофилы стоят на позициях правового нигилизма. В  этом течении сочетаются элементы консерватизма  и либерализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Асмус В.Ф. "Античная философия”. Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп.— М., "Высш. школа", 1976.

2. Исаев Н.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений в России XI-XX вв. М., 1995.

3. "История политических и правовых учений". Учебник для вузов. Под ред. Нерсесянц В.С. М., 1996

4. Нерсесянц В.С. Политические учения древней Греции. М., 1989.

5. Лосев А.Ф "Жизненный  и творческий путь Платона” / Платон,собр.соч., т.1, М.: 1990.

6. Лосекий Н.О. История  русской философии. М., 1991.

7. Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии / Рец. Ю. Н. Давыдов, В. В. Танчер. М.: ЗАО "Экономпресс”, 2000.

8. Поппер К. "Открытое общество и его враги” , т.1 , "Чары Платона” , / М, 1992

9. Ругачев в.п., Соловьев А.И. "Введение в политологию”. Учебник для студентов высш. учеб. заведений. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1996.

10. Чанышев А.Н. "Аристотель”.— М.: Мысль, 1981.

11. Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Тюмень, 1996, ч.1

 




Информация о работе История политических и правовых учений