История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 18:29, реферат

Описание работы

История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины — на конкретном историческом материале показать закономерности развития политико-правовой идеологии, познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий. Изучение этих теорий и их связи с современными проблемами права и государства так

Содержание работы

1. История политических и правовых учений как учебная дисциплина
1.1 Понятие и структура политико-правовых доктрин
2. Значение истории политических и правовых учений для повышения уровня политико-правового сознания и правовой культуры
2.1 Содержание истории политических и правовых учений

Файлы: 1 файл

реферат ИППУ.docx

— 38.87 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «История политических и правовых учений»

 

Тема: «История политических и правовых учений»

 

 

 

Слушатель: Хайруллина Валерия Амержяновна

Магистратура 1 курс

 

Специальность 030900.68 «Юриспруденция»

 

План

  1. История политических и правовых учений как учебная дисциплина

 

    1. Понятие и структура политико-правовых доктрин

 

  1. Значение истории политических и правовых учений для повышения уровня политико-правового сознания и правовой культуры

 

    1. Содержание истории политических и правовых учений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История политических и правовых учений как учебная дисциплина

История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических  дисциплин. Задача этой дисциплины —  на конкретном историческом материале  показать закономерности развития политико-правовой идеологии, познакомить студента с  содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических  концепций государства и права  прошлых эпох. Каждая большая эпоха  сословного и классового общества имела  свою теорию государства и права, чаще несколько теорий. Изучение этих теорий и их связи с современными проблемами права и государства  так же важно для подготовки высококвалифицированных  правоведов, как для философов  изучение истории философии, для  экономистов — истории экономических  учений, для искусствоведов — истории  эстетики и т.д.

Изучение истории политических и правовых учений уже в прошлом  веке было составной частью высшего  юридического образования. На юридических  факультетах университетов эта  дисциплина сначала называлась "История  политических учений" (общий курс под таким названием был подготовлен  и издан профессором Московского  университета Б.Н.Чичериным), затем — "История философии права" (курсы лекций в Москве профессора Г.Ф.Шершеневича, в Санкт-Петербурге профессора Н.М.Коркунова). После 1917 года эта дисциплина называлась по-разному: "История политических учений", "История учений о государстве и праве", "История политических и правовых учений".

Задачей учебного курса является формирование теоретического мышления и исторического сознания студента-юриста, воспитание умения сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины современности. Изучение истории политических и правовых учений актуально уже  по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, праву, политике, неоднократно обсуждался в  предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов  в пользу того или иного решения  этих проблем. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, политики и морали, демократии и технократии, реформы и революции и др. Знания о различных вариантах решения этих проблем и об обоснованиях этих решений — необходимая часть современного политического и правового сознания. В настоящее время резко возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах. Особенность нашего времени - становление идеологического плюрализма, признание различных вариантов мышления в научном, профессиональном, обыденном сознании. Соревнование идейных течений, обмен доводами, проблемами дают возможность изжить узость и одномерность идеологически деформированного сознания, строго ориентированного на господствовавшее официальное мировоззрение.

При изложении политико-правовых доктрин используются понятия и  категории, многие из которых студентами изучены в курсе теории государства  и права. Политические и правовые учения возникали и развивались  в органической связи с историей государства и права, отражая современные им политические и правовые учреждения. Поэтому история политических и правовых учений изучается после того, как студенты изучили историю государства и права. Исходя из потребностей и запросов отечественного правоведения, учебный курс строится преимущественно на материалах истории России и стран Западной Европы. В учебной программе и в учебнике учитываются специфика высшего юридического образования, необходимость максимально экономного изложения тем, проблем, дат, имен.

1.1 Понятие и структура политико-правовых доктрин

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.

За время многовековой истории государства и права  возникло очень много политико-правовых доктрин. Созданные различными мыслителями  концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское  сочинение, политический памфлет, проект конституции и т. п.) столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Вместе с тем всем этим концепциям присуще  нечто общее: они выражают отношение  определенных социальных групп к  государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической  основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем  теории государства и права (теоретическое  содержание учения). Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую  или иную (например, религиозную) основу; 2) выраженные в виде понятийно-категориального  аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства  и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.; 3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Логико-теоретическая  основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи. Политические учения раннего классового и рабовладельческого обществ опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было теологическим.

Методом мышления Нового времени  стал рационализм. Неспособность чистого  рационализма познать и объяснить  ряд явлений общественного и  политического развития, с одной  стороны, исследование социальной и  политической структуры общества —  с другой, подготовили почву для  возникновения и развития социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государство и  право.

Содержанием политико-правовой доктрины являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине.

Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которых образует содержание политического и правового  учения. К ним относятся вопросы  о происхождении государства  и права, об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности, проблемы форм государства, его задач, методов политической деятельности, связи государства и права, основных принципов и форм (источников) права, проблема прав личности и др.

В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих  проблем теории государства и  права. Почти каждая из отраслевых юридических  наук имеет свою историю (история  основных школ и направлений в  теории уголовного права, история понятия  юридического лица и других гражданско-правовых концепций, история науки международного права и др.). К взглядам мыслителей прошлого на решения проблем отраслевых юридических наук история политических и правовых учений обращается только тогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической  концепцией, являются формой ее выражения.

Закономерностью развития политико-правовой идеологии на ее теоретическом уровне является то, что любое учение о  государстве, праве, политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно  отражается в самом, казалось бы, абстрактном  теоретическом построении. Так же, как философия, по словам Гегеля, —  это эпоха, схваченная в мысли, политико-правовая доктрина — это выраженная в системе  понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи. Каждая большая эпоха  сословного и классового общества имела  свои, свойственные ей политико-правовые учреждения, понятия и способы  их теоретического объяснения. Поэтому  в центре внимания теоретиков государства  и права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями государственных  учреждений и принципов права  соответствующего исторического типа и вида. Так, в рабовладельческих  государствах Древней Греции главное  внимание уделялось устройству государства, проблеме круга лиц, допущенных к  участию в политической деятельности, государственно-правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и были обусловлены повышенное внимание к теоретическому определению  и классификации форм государства, поиск причин перехода одной формы  правления в другую, стремление определить наилучшую, идеальную форму правления. В средние века основным предметом  теоретико-политических дискуссий  стал вопрос о соотношении государства  и церкви. В центре внимания идеологов  буржуазии XVII—XVIII вв. стояла уже проблема не столько формы правления, сколько  формы политического режима, проблема законности, гарантий равенства перед  законом, свободы и прав личности. XIX—XX вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гарантиях прав и  свобод человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и политического  режима государства была существенно  дополнена исследованием связей с политическими партиями и другими  политическими организациями.

Особенности разных исторических эпох предопределяли различное соотношение  права и государства в общественной жизни, а тем самым — разную степень внимания, которое в содержании политико-правовых доктрин уделялось  теоретическим вопросам государства, политики, права. Понятие "политико-правовое учение" основано на тесной связи  проблем государства и права, ноне означает сведения права на уровень  надстройки над государством, придатка к нему, "формы политики". В  содержании ряда политико-правовых учений на первом месте стояли именно проблемы права, по отношению к которым  устройство государства и другие политические проблемы рассматривались  как второстепенные. Право занимает ведущее по отношению к государству  положение в некоторых религиях (брахманизм, ислам), и потому правовые проблемы являются главными в содержании политико-правовых учений, построенных на идейной основе соответствующей религии. В истории политико-правовых учений было также немало не связанных с религией проектов детальной регламентации неизменными законами жизни общества, проектов, отводящих государству второстепенную роль хранителя этих законов ("Законы" Платона, "Кодекс природы" Морелли, "Путешествие в землю Офирскую..." Щербатова и др.). Проблемы права по-новому вышли на первый план в эпоху становления гражданского общества в тех политико-правовых учениях, которые обосновывали юридическое равенство людей, их права и свободы, отводя государству роль гаранта прав человека (Локк, Кант и др.). Вместе с тем в истории было немало политико-правовых учений, уделявших большее внимание проблемам политики и государства (Макиавелли, Боден и др.).

Программные положения (оценки государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы), присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях наиболее четко и ясно выражен идеологический характер доктрины; через них политико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву

Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим, связывающим воедино  ее элементы началом, придающим политико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему  происходит на идеологической основе.

Наиболее обширной частью политико-правовых доктрин является их теоретическое содержание. Оно  всегда связано со способом обоснования  политико-правовой программы, логически  построенным в духе мировоззрения  эпохи Связь содержания политико-правовой доктрины с логико-теоретической  основой и с программными положениями  зачастую сложна и опосредованна. Решение ряда проблем теории государства и права допускает разные варианты в пределах единого мировоззрения и идеологической направленности.

Теоретическое содержание политико-правовых доктрин разнообразно, и это разнообразие зависит от ряда индивидуальных факторов: от объема познаний мыслителя, идейных  влияний, особенностей его мышления, жизненных условий и т. п. Однако в общем и целом взаимосвязь содержания, логико-теоретического основания и программной направленности доктрин все же существует. Так, идея общественного договора (договорного происхождения государства) в большинстве теорий XVII—XVIII вв. была органически связана со стремлением рационалистически объяснить государство и право при помощи логических конструкций, основанных на элементарных понятиях частного права; в программном отношений эта идея направлялась против теологических идей о "богоустановленности" власти феодальных монархов. Сама идея общественного договора допускала самые разные варианты и толкования, которые, как правило, были связаны с историческими условиями теоретической деятельности идеологов. Различные варианты идеи общественного договора (кто, с кем и почему заключал договор о создании общества и государства? Всели свои права участники договора передали государству? Каков объем прав суверена? Возможно ли и при каких условиях расторжение общественного договора?) отражали социальные симпатии и антипатии теоретиков, их отношение к общественно-политическим противоречиям страны и эпохи, в конечном счете определялись ориентацией на соответствующий общественный идеал.

2. Значение истории  политических и правовых учений  для повышения

уровня политико-правового  сознания и правовой культуры.

Давно замечено, что "...учения о праве и несправедливости постоянно  оспариваются как пером, так и  мечом, между тем как учения о  линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей, не сталкиваясь  ни с их честолюбием, ни с их выгодой  или вожделениями. Я не сомневаюсь, — писал Гоббс, — что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии".

Предпринимались попытки  создать политико-правовые учения, своим бесстрастием подобные математике, попытки, заведомо обреченные на неуспех. В истории возникало много различных идей, теорий, концепций, рассуждений о государстве, праве, политике, но распространялись и включались в историю политических и правовых учений лишь те из них, которые совпадали с интересами какой-либо социальной группы из-за новизны и остроты постановки и решения проблем государства, права, политики в связи с обоснованием соответствующего общественного идеала.

Информация о работе История политических и правовых учений