Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:46, творческая работа
История такого государственного органа управления как Сенат берет свое начало в 1711 году. Причина, по которой Пётр I учредил Сенат была довольно незатейлива: во время частых отлучек, мешавших ему заниматься делами управления, он доверял дела некоторым лицам, которые должны были самостоятельно вершить дела. Сначала эти поручения носили сугубо личный характер, а позже, Указом от 22 февраля 1722 года появился новый орган государственный орган Правительствующий Сенат.
Следует заметить, что Сенат в России не походил ни на один Сенат того времени, созданный в других государствах.
ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
(ФИЛИАЛ)
ВОЛГОГРАДСКОГО
Юридический факультет
кафедра «Теории права и государства»
ЭССЕ
По дисциплине: «История отечественного государства и права»
«На тему: История Правительствующего Сената»
группы Ю-131
Латышева Мария
Пронина М.А.
Волжский 2013
История такого государственного органа управления как Сенат берет свое начало в 1711 году. Причина, по которой Пётр I учредил Сенат была довольно незатейлива: во время частых отлучек, мешавших ему заниматься делами управления, он доверял дела некоторым лицам, которые должны были самостоятельно вершить дела. Сначала эти поручения носили сугубо личный характер, а позже, Указом от 22 февраля 1722 года появился новый орган государственный орган Правительствующий Сенат.
Следует заметить, что Сенат в России не походил ни на один Сенат того времени, созданный в других государствах.
Сенат имел не только широкие полномочия, но вокруг него также формировалась система учреждений. Например, комиссары, позже коллегии, а также разрядный стол, а позже разборная канцелярия. Также была создана должность фискалов, которые выполняли функцию тайного надсмотра над делами. Однако наиболее важное значение имел институт прокуратуры, учрежденный в 1722 году. Прокуратура должна была следить за процессом заседаний Сената.
После смерти Петра 1, на престол
взошла Екатерина 1. Она учредила Верховный
Тайный Совет, который практически
осуществлял всю верховную
Сенат обретет свое прежнее
значение только 4 марта 1730 г., когда
Верховный Тайный Совет будет
упразднён и Сенат снова
В 1741 году, вступив на престол, Императрица Елизавета упраздненила кабинет и восстановила Правительствующий Сенат в его прежней должности. Сенат теперь стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, являлся высшей судебной инстанцией и центром внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии. Однако Сенат нередко осуществлял функции верховной власти, а кроме всего прочего, дозволил себе право самопополнения. Следствием всего этого стало учреждение конференции при высочайшем дворе, которая часто, если не постоянно, вмешивается в дела Сената.
Пётр III в свою очередь упразднил конференцию, но создал совет, по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение. Также, военная и морская коллегии снова были выведены из полномочий Сената.
При Екатерине II Сенат снова становится высшим органом в государстве, так как совет прекращает свою деятельность. Но в силу недоверия Екатерины к Сенату, его роль значительно упала. В 1763 г. Сенат поделили на 6 департаментов, кои были абсолютно равными. Дела решали в департаментах единогласно, а в случаях, когда не удавалось достигнуть согласия, переносились в общее собрание. Недостатком такой системы стало то, что указы Сената стали исходить от 3 — 4 лиц, договориться с которыми было очень просто. Достоинством же стало то, что при такой системе исчезла та невозможная медленность, присущая сенатскому делопроизводству. Значение Сената продолжало падать и постепенно в его полномочиях остались лишь суд и обычная административная деятельность.
Во время правления Екатерины наиболее важные обязанности вырабатываются помимо Сената. Даже от участия в работе Уложенной комиссии Сенат был отстранен; он мог только избрать в комиссию одного депутата. Сенат мог устранять мелкие пробелы в законах, которые не имели политического значения. Екатерина настолько не доверяла Сенату, что дела которые она считала наиболее выжными, она поручала отдельным лицам. Постепенно появились целые ведомства, которые были абсолютно независимыми от Сената.
Учреждением губерний в 1775 и 1780 году был нанесен еще больший урон значению Сената. На это было две причины: во-первых, генерал-губернатор самостоятельно информировал Екатерину об очень важных делах; во-вторых, мелкие административные дела подавляли Сенат. Даже в области суда Сенат понес некоторый урон. Формально Сенат считался высшею судебною инстанцией; однако на решения суда по различным делам оказывали огромное влияние обер-прокуроры и генерал-прокурор, а также подача огромного количества жалоб как на департаменты, так и на общие собрания Сената.
Во время правления Павла I положения Сената существенно не изменилось.
Основной характер Сената,
как и других центральных учреждений,
окончательно намечается в царствование
Александра I. Александр решил совершить
реформу Сената, стремясь вернуть
ему его некогда высокое