Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:19, курсовая работа
Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути “из варяг в греки”. Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славя
Центральное место в деятельности многих японских компаний в последние годы принадлежит специфической форме организации труда персонала, получившей название "кружки контроля качества". Первые такие кружки были созданы в конце 1962г. на предприятиях крупных машиностроительных компаний. Кружок- это группа занятий, обычно по 8-10 человек, функционирующая непосредственно на рабочем месте. Основными задачами кружка являются поиск, изучение и решение практических задач, а также постоянное обучение всех его членов. При создании кружка обязательно должен соблюдаться принцип полной добровольности.
Работа в кружках, работа совместно со специалистами и управляющими принимают участие в решении производственных проблем, осуществляя на практике менеджмент, основанный на участии. Кружки качества пропагандируются как реальное воплощение широко распространенного в современной Японии лозунга: "каждый занятый - управляющий".
Можно с уверенностью утверждать, что быстрое усиление позиций Японии на мировом ранке за последние два десятилетия в значительной степени достигнуто за счет активного использования кружков качества, позволивших ускорить процесс развития производства, разработка и практическое освоение новейших прогрессивных технологий, роста производительности труда, повышения качества выпускаемой продукции. Усилилась моральная и материальная заинтересованность участников производства в результатах своей деятельности.
Политика управления предпринимателей " человеческими ресурсами" приобрела весьма своеобразные формы в Финляндии. Патронат страны выдвинул лозунг " антропоцентрической рыночной экономики", т.е. рыночного хозяйства, в центре которого стоит человек. Представители финского патроната считают главным сегодня добиться " освоения человеческого фактора", так как предпринимательская деятельность в современных условиях базируется в значительно большей степени на капитале, содержащемся в человеческом мозге, чем на традиционном капитале. Поэтому трудящимся рекомендуется максимально участвовать в деятельности форм, выдвигать новые идеи, а руководству фирм - организовать стимулирование с вознаграждением, поддерживать духовный рост и отношения "человек-человек" вместо отношений "человек-машина".
Другим популярным направлением сегодняшней предпринимательской деятельности Запада является маркетинг.
Одна из аксиом подлинного предпринимательского хозяйствования на Западе - "интересы клиента превыше всего". Ориентация на потребителя, однако, не возникает сама по себе даже в условиях рынка. Она становится реально действующим принципом только на базе продуманной деловой стратегии, соответствующих организационно-управленческих концепций и методов. Их совокупность и есть маркетинг, который сегодня является одной из ключевых проблем западного предпринимательства. Удовлетворение ожиданий потребителей есть путь к успеху. В противном случае предприятие неминуемо потерпит крах.
В условиях рыночной экономики выживает только производитель, способный продлить то, что нужно потребителю. Поэтому основой маркетинга являются изучение потребностей людей, их эволюции, закономерностей формирования, а также способов удовлетворения нового опроса разработка конкретных программ производственно-коммерческой деятельности.
Бесспорно, что в отношениях предпринимателей и потребителей огромную роль играют чисто экономические соображения. Но наряду с подобными соображениями на Западе немалое значение имеют этические факторы.
Основой этики бизнеса являются честность и порядочность в деловых общениях. Утверждению этих принципов способствует государство. В США, например, был принят целый ряд законов и других актов, регулирующих отношения предпринимателей и граждан.
Ведущую роль в разработке и осуществлении этических норм играют сами предприятия и их объединения.
Многие формы разрабатывают собственные этические кодексы. Разработаны и действуют своего рода "усковые", или отраслевые, кодексы, в соответствии с которыми, фирмы той или иной отрасли следуют одинаковым этическим критериям.
Вместе с тем не надо забывать и о недостатках присущих западному бизнесу.
За последние 10-20 лет происходит рост коррупции, причем не только в сфере государственной, но и в мире частного бизнеса. Во всех странах Запада ведется широкая борьба против коррупции, в которой активно участвуют и предприниматели, и их организации.
Характеризуя историю российского предпринимательства, было обращено внимание на такую его черту, как широкое участие в разнообразной благотворительной деятельности, ставшей традицией российских предпринимателей.
Эта традиция присуща и предпринимателям Запада. Во Франции, например, существует общенациональная Ассоциация развития меценатства промышленников и коммерсантов. В 1985 году ее расходы на поддержку культуры превысили 350 млн. франков.
Очень развито меценатство и в США. В 1989 году по оценке печати объем филантропических даров превысил в США 4,75 млрд. долл., что превышает общую сумму соответствующих расходов 1989г. во всех других странах Запада, вместе взятых. В США, пожалуй, не найдется ни одного университета, в финансировании которого не участвовал бы в той или иной форме какой-либо состоятельный предприниматель.
По сведениям английских авторов, главным направлением спонсорской деятельности предпринимателей Великобритании является спорт. На него приходится 90% всех филантропических даров.
Характеристика опыта западного предпринимательства будет неполной, если обойти стороной национальную специфику предпринимательства. Мы уделили внимание на характеристике некоторых особенностей предпринимательства в четырех странах - США, Франции, Нидерландов и Японии.
Наиболее четко особенности предпринимательства прослеживаются в США, где предпринимательство достигло как бы " классических" параметров. Опыт США распространился по всему миру.
Статус предпринимателя в США, представления общества о нем, оценка его действий пронизаны высокой престижностью предпринимательства, уважительным отношением в нему абсолютным авторитетом активного и деятельного человека, умеющего делать деньги. Бизнесмен в США - почетная и доходная профессия, Бизнесмен в США - почетная и доходная профессия, которую желают многим новорожденным. Добиться экономического успеха, заработать состояние и тем самым укрепить свою независимость и самостоятельность - таково в кратком изложении содержание "американской мечты", вдохновлявшей многих американских предпринимателей. Культ богатства получил в стране весьма широкое распространение.
Существенно отличается от американской социально-психологическая атмосфера Франции.
Французское предпринимательское сословие так же стремится к обогащению, как и американское, но оно не афиширует этой своей деятельности, не превращает ее в некий культ богатства. Ограничителем является представление о чести сословия.
Третий вид философии бизнеса демонстрируют предприниматели Нидерландов. На предприятиях в этой стране, как и в целом в нидерландском обществе, отвергается сам принцип любого давления - формального и неформального.
Престиж предприятий, система их действий основываются на правиле консенсуса между всеми участниками экономического процесса и общественной жизни. В обществе культивируется внимательное, объективное, уважительное отношение к достигнутым соглашениям. При этом отвергаются санкции, которые применяют в США по отношению к нарушителям соглашений.
Рассмотрим еще пример Японии. Прежде всего, по мнению специалистов, существует большое отличие опыта Японии от американского или западногерманского. Для Европы характерны "консюмеризм" индивидуализм и парламентская демократия. Экономическая стратегия здесь определяется " волей потребителя" и "правом на прибыль предпринимателя".
А что в Японии?
Действия японских предпринимателей " цементируются" не с помощью погони за личным обогащением, а с помощью таких ценностей, как призывы бороться против "опасности для японской нации" или лозунг единства всего японского, прославления дисциплины, "чувства иерархии".
В Японии издавна индивид не наделялся суверенными правами. Главное было в осознании индивидом своего места в пирамиде общества - семьи, фирмы, производства, всего государства. Интересы группы всегда ставились и ставятся сейчас выше интересов индивида. Но в то же время группа, производство, фирма, государство принимают самое активное участие в жизни каждой отдельной человеческой личности. Поэтому вся система японского менеджмента направлена на максимальные раскрытия способностей человека, на эффективное их использование, на пробуждение у персонала потребностей постоянно учиться и на стимулирование желания применять полученные знания в производственной практике.
Нельзя не обратить внимание при характеристике методов и тактики японских предпринимателей на такое явление как своеобразная "тойотизация Запада". "Тойота" - одна из крупных компаний Японии, успешно конкурирующая с американскими автомобильными гигантами на внутреннем рынке США.
В узком смысле под "тойотизацией" имеется в виду использование бригадной организации труда, повышающей ответственность каждого работника и его общую эффективность, внедрение жесткой, безукоризненной точной системы поставок всего необходимого предприятия и сбыта его продукции, что делает излишним складское хозяйство и резко уменьшает потери всего производства за счет усилий каждого его участника.
А в широком смысле "тойотизацией" можно назвать совокупности средств и направлений деятельности всех предприятий Японии, использование которых ведет к "японизации" мира. И можно привести массу примеров экспансии японских предпринимателей.
Но мы приведем примеры другого характера, которые, по нашему мнению должны заинтересовать российских предпринимателей.
Первый пример касается учебы японских предпринимателей. Японцы сегодня - самые активные и прилежные ученики в американских школах бизнеса. Они вышли на первое место среди иностранных студентов во всех многочисленных школах бизнеса в США. Количество японских граждан, получивших после окончания бизнес школы звание делового магистра, за пятилетие 1988-1992г. возросло в три раза. Основная цель обучения в США - надо хорошо знать своего конкурента.
Второй пример - благотворительная деятельность японских предпринимателей, переживающая бурный рост в последние годы. В 1989году соответствующие расходы компаний Японии достигли порядка 1 млрд. долл.
В 1990 году в Японии создан клуб " одного процента", т.е. предприятий, которые на филантропические нужды выделяют не менее 1% их прибылей до уплаты налогов.
Учитывая размеры многих Японских предприятий, речь идет о немалых суммах. У "Тойоты", например 1% составил в 1991году 540 млн. долл.
Отметим, что не только Япония, США, но даже такая развитая страна как ФРГ также огромное внимание уделяет профессиональной подготовке предпринимательского персонала рабочих и технического состава), широкому внедрению современной организации менеджмента и маркетинговым исследованиям сегментации рынков.
Подводя итоги всему сказанному об опыте западного предпринимательства, надо особо подчеркнуть качественные сдвиги в его развитии за последние десятилетия - рост значения предпринимательства в решении наиболее важных проблем своих стран. И российскому предпринимательскому движению, только еще зарождающемуся в новых социально-экономических условиях, есть чему поучиться у своих западных сторонников предпринимательской деятельности (не впадая, разумеется, в холопское преклонение перед всем зарубежным)
Список литературы
1. Долгов С.И., Васильев В.В., Гончаров С.П. Основы внешнеэкономических знаний: словарь - справочник. - М., Высшая школа, 1990.
2. Киреев А.А. Международная экономика. - М., Международные отношения, 1997.
3. Леонтьев В.В. Экономические эссе. - М., Республика, 1992.
4. Международные экономические отношения /Под ред. Р.И. Хазбулатова. -М., Новости, 1991.
5. Мировая экономика /под ред. В.К. Ломакина. - М., Анкил, 1995”
6. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фоминского. - М., Международные отношения, 1995.
7. Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. - М., Catallaxy, 1998.
Размещено на Allbest.ru