История Прилузского района. «Тогда и сегодня»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

Древнейший период истории Прилузского района пока, к сожалению, остается «белым пятном»: археологические памятники каменного века или эпохи раннего металла здесь еще не обнаружены. Но, как представляется, этот район, через который проходили пути с Северной Двины на Вятку, стал обживаться человеком уже довольно давно – возможно, еще 5–8 тыс. лет назад. А 3-4 тысячелетия назад здесь почти наверняка были поселения или стоянки древних людей.
В XI в., когда сформировался народ коми, одна из его территориально-племенных групп (лузские пермяки) обитала на р. Лузе – вероятно, вплоть до самых ее низовьев и, возможно, даже на берегах р. Юг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………………….3
1. ИСТОРИЯ РАЙОНА………………………………………………………….………………………………………………………………..4
2. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РАЙОНА ………………………..……………………….…………………………….…………8
3. ЭКОНОМИКА ……………………………………………………………………………………………………………………………………9
1.1.2. РАЗЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ ……………………………………….……………………………………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………………16
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 35.91 Кб (Скачать файл)

                                   МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ               УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

(Коми пединститут)

Факультет педагогики и методики начального образования

Специальность

«Начальное образование. Дошкольное образование»

Кафедра педагогики и методики начального образования

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

             История Прилузского района.

                       «Тогда и сегодня»

 

 

 

                                                                             Научный руководитель

                                                                                               Доц :

                                                             Афанасьева Надежда Леонидовна                                                                                              Исполнитель:

                                                                                   студент 613 группы

                                                                 Буртылев Виктор Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2013

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………………….3

1. ИСТОРИЯ РАЙОНА………………………………………………………….………………………………………………………………..4

2. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РАЙОНА ………………………..……………………….…………………………….…………8

3. ЭКОНОМИКА ……………………………………………………………………………………………………………………………………9

1.1.2. РАЗЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ ……………………………………….……………………………………………………………………..10

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………………16

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………………………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН, административно-территориальная  единица в Республике Коми, самый  южный район Коми

Граничит с Сысольским и Койгородским райнами, Архангельской  и Кировской областями.

Образован 15 июля 1929 года.

Площадь 13,2 тыс. кв. км, численность  населения на 1.1.1998: 28,4 тыс. чел. 94 насел. пункта: 17 поселков сельского типа, 13 сел и 64 деревни (но нет городов).

Численность населения Прилузского  района на 2010: 21 959 человек. Например, в 2003 году средняя зарплата составляла 3200 руб, средняя пенсия – 1490 руб, количество личного транспорта – 2494.

Население: преобладают коми (61,8%), проживают русские (32%), украинцы, белорусы, чуваши, немцы и др.

Ныне Прилузский районный историко-краеведческий музей

 Административный центр  Прилузского района – село  Объячево (первое упоминание села  в к. 16 в, первое описание 1620 году).

Расстояние от райцентра  Объячево до столицы РК г. Сыктывкара 189 км.

По территории Прилузского  района протекают реки: Летка, Луза и ее притоки. Много озер. Животный мир типичен для зоны тайги: волк, медведь, заяц, лиса, куница, белка, глухарь, тетерев, рябчик и др.

Главная автомагистраль Сыктывкар-Мураши-Киров, ее протяженность в пределах Прилузского  района 165 км.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ РАЙОНА

Древнейший период истории Прилузского  района пока, к сожалению, остается «белым пятном»: археологические памятники  каменного века или эпохи раннего  металла здесь еще не обнаружены. Но, как представляется, этот район, через который проходили пути с Северной Двины на Вятку, стал обживаться человеком уже довольно давно  – возможно, еще 5–8 тыс. лет назад. А 3-4 тысячелетия назад здесь почти  наверняка были поселения или  стоянки древних людей.

В XI в., когда сформировался народ  коми, одна из его территориально-племенных  групп (лузские пермяки) обитала  на р. Лузе – вероятно, вплоть до самых  ее низовьев и, возможно, даже на берегах  р. Юг. Первые сведения о населенных пунктах района относятся к первой четверти XVII в., а именно к 1620 г. Известно, что тогда существовали Объячево, Спаспоруб, Ношуль, Лойма, Поруб, Лехта, Черныш, Читаево, Занулье и ряд  других поселений. В тот же период началось освоение лузскими крестьянами  берегов р. Летки. Поначалу крестьяне  приезжали туда лишь на время, вспахать и засеять поля, собрать урожай. Но к 1625 г. на берегах Летки появились  первые коми селения – Летка, Кочергинская, Слудка. В 1637–1645, 1678–1682 и 1690-х гг. на Прилузье обрушились стихийные бедствия (засухи, летние заморозки, град и проч.), вызвавшие неурожаи. Многие крестьяне  погибли от голода или предпочли  бросить родные дома и переселиться в Сибирь или Прикамье. Некоторые  деревни опустели наполовину, иные – полностью. Но потом стихийные  бедствия если и не прекратились вовсе, то, по крайней мере, поутихли, и крестьянская жизнь вошла в нормальную колею. В конце XVII – начале XVIII вв. на р. Летке  возникли деревни Березовка, Корелевская, Талица, Прокопьевка, Черемуховка.

Возникновению новых поселений  способствовал и приток сюда переселенцев с русского севера, появление которых  на Лузе и Летке объяснялось просто: здесь издревле проходил важный торговый путь с Севера в Прикамье, а после  открытия в конце XVI в. дороги с Камы за Урал он приобрел еще большее  значение и известность. Часть переселенцев, направлявшаяся в Сибирь, оставалась в Прилузье.

Территория между реками Лузой  и Леткой длительное время оставалась незаселенной. Только на рубеже XVIII – XIX вв. началось постепенное освоение летскими коми земель вдоль торговой дороги, связывавшей Прилузье с Леткой. Первоначально появились деревни  на небольшом расстоянии от р. Летки. В конце 1780-х – первой половине 1790-х гг. были основаны Гостиногорка и Далшор, в 1796 г. – Осиновка, не позднее 1799 г. – Поромшор. В середине XIX в. появилась д. Ловля, к 1881 г. – Девятка, Кривуша и др. На Летке к середине XIX столетия возникли Булатовка, Гурьевка, Мутница и др.

К середине XIX в. коми расселились по Лузе почти до современной границы  Республики Коми. В последующие годы они еще немного продвинулись на юго-запад и основали ряд населенных пунктов на территории современной  Кировской области, между Лузой  и Моломой. В 1859-1881 гг. к югу от Верхолузья появился починок Бадья, севернее – Ношва и Кудышин (Худышино). Коми переселенцы появились даже близ р.Кузюг (приток р.Моломы, впадающей  в Вятку), где основали починок  Кузюк (позднее – Зырянский или  Пермяцкий Кузюк). Максимальные пределы  расселения коми в верховьях Лузы и Кузюга были достигнуты к 1881 г. В  дальнейшем к коми переселенцам присоединились русские, и освоение этого района шло совместно, поэтому достаточно четкой этнической границы между  коми и русскими в верховьях Лузы не оформилось.

Основными занятиями населения  были земледелие, животноводство. Охота  и рыболовство имели подсобный  характер. Кроме того, местные крестьяне, особенно ношульские, зарабатывали на жизнь изготовлением речных судов, на которых привозимые с Вятки  товары отправляли вниз по Лузе, а также  перевозкой грузов по сухопутному пути, связывавшему Лузу и Летку.

Большинство лузских и летских  селений до 1780 г. входили в Сольвычегодский  уезд, затем до 31 декабря 1796 г. – в  Лальский уезд, а потом – в  Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии. Самые южные населенные пункты на Летке – от Слудки до Булатовки  – относились вначале к Хлыновскому (Вятскому), а с 1763 г. – Орловскому уезду Вятской губернии. В 1837 г. вятский  губернатор по просьбе вятских купцов обратился к правительству с  предложением передать Прилузье (с  Ношульской пристанью, в которой  купцы были особо заинтересованы) из Усть-Сысольского уезда Вологодской  губернии в состав Вятской губернии, но ходатайство было отклонено. В 1846 г. вятский губернатор вновь обратился  к правительству с предложением передать Прилузье в состав Вятской  губернии и предложил также построить  железную (или в крайнем случае «железоконную») дорогу от Вятки до Ношульской пристани. Ходатайства были отклонены. В 1900–1905 гг. построили грунтовую  дорогу от Летки до станции Мураши Пермь-Котласской железной дороги.

В период подготовки к созданию Коми автономной области Усть-Сысольский уезд в июле 1921 г. был разделен на три района. В один из них, Прилузский с центром в с. Объячево, вошли  волости по Лузе и верхней Летке  и Киберская волость (Куратово). В  конце 1921 г. Прилузский район стал именоваться  Прилузским уездом, а в 1922 г. он был  ликвидирован, а его территория включена в состав Усть-Сысольского (Сысольского) уезда. 15 июля 1929 г. был образован  Прилузский район, в который из Халтуринского (бывшего Орловского) уезда Вятской  губернии передали находившиеся там  коми селения на р. Летке (Слудка, Булатовка  и др.). Помимо современной территории Прилузского района, в его состав входила также территория в верховьях  рек Кузюг и Великая, примыкавшая  к железной дороге Вятка-Котлас и  находящаяся сейчас в Кировской  области (Безбожниковский сельсовет).

В 1929 г., помимо создания района, произошло  еще два важных события: во-первых, был организован Ношульский леспромхоз, что позволило интенсивнее развивать  лесодобывающую промышленность (через  два года были созданы Летский  и Объячевский леспромхозы). Во-вторых, Госплан СССР принял решение о  строительстве железной дороги Пинюг–Усть-Сысольск, которая должна была пройти через  Прилузский район (идея о прокладке  такой магистрали с перспективой выхода на Ухту и даже за Урал, на Обь, выдвигалась еще в начале ХХ в.). В том же году началось строительство  трассы силами заключенных от Усть-Сысольска  и от Пинюга (станции на линии  Вятка–Котлас). Строительство предполагалось завершить в 1932 г., но в 1931 г. его законсервировали, почти все уложенные рельсы были сняты и отправлены на постройку  Мурманской железной дороги, а большинство  заключенных – на прокладку Беломоро-Балтийского  канала. В середине 1930-х гг. предпринимались  попытки возобновить строительство, но безрезультатно.

Если железную дорогу строили заключенные, то на лесозаготовки, помимо местных  жителей, направили спецпереселенцев. В 1930 г. в районе появились спецпоселки  Велдорью, Усть-Вель, Сорьель, Немецкий, Чесьель, где расселили раскулаченных  крестьян из разных районов страны. Жили они в тяжелейших условиях. Местное население поначалу относилось к ним недоверчиво, с опаской, но затем стало по мере сил помогать выжить. В 1931 г. жители Прилузья воочию увидели первый трактор, совершивший  путешествие от станции Мураши до Спаспоруба, везя кое-какую сельхозтехнику (впрочем, в полевых работах в  Прилузье трактора стали использоваться лишь через несколько лет: в конце 1936 г. организовали машинно-тракторную станцию в с. Объячево, а весной 1937 г. на поля вывели 10 тракторов). В  том же 1931 г. был организован маслосырзавод, вышел первый номер газеты Прилузского  района «Выль Луз» («Новая Луза»; позднее  – «Сталинец», «Знамя труда»). В 1934 г. появилась первая в районе средняя  школа (в с. Объячево; с 1925 г. она была семилетней). В 1935 г. началось движение автомобилей по Мурашинскому тракту, через год открылся первый междугородный  автобусный маршрут Сыктывкар–Мураши, проходивший через Прилузье. Автомобильное  движение продолжалось до 50-х гг., а  в 50-е гг. этот тракт стал непроезжим для автотранспорта). Позднее, в 1938 г., был образован Объячевский машинодорожный отряд, который вел дорожное строительство; тогда же была открыта авиалиния  Сыктывкар–Объячево–Киров; полеты осуществлялись на самолете По-2.

10 февраля 1935 г. при очередной  реформе административно-территориального  деления Прилузский район разделили  на две части: Летский район  (центр – с.Летка), куда входили  селения на Летке и в верховьях  Лузы, и Прилузский район (центр  – с.Объячево). В 1940 г. Указом  Президиума Верховного Совета  Коми АССР установлены административно-территориальные  границы Прилузского и Сысольского  районов. В 1943 г. Безбожниковский  сельсовет Летского района переведен  в состав Мурашинского района  Кировской области. В 1946 г. почту  из Сыктывкара в Объячево стали  доставлять на автомашинах (раньше  это делалось на лошадях). В  1950 г. проведено укрупнение колхозов (в Объячево, например, их число сократилось втрое). В 1965 г. колхозы преобразовали в совхозы.

17 января 1961 г. в Лоемский сельсовет  Прилузского района был принят  из Лальского района Кировской  области поселок Коржинский. Кроме  того, 9 января 1960 г. из Кировской  области в административное обслуживание  Летского района Коми АССР  были приняты поселки Чурсью, Лесной (Лесное) и 81-й квартал,  включенные в состав Верхолузского  сельсовета. В конце 1962 г. в  ходе проводившейся в стране  реформы Прилузский и Летский  районы были объединены в один  Прилузский. 27 августа 1963 г. поселки  Чурсью и Лесной были переданы  в административно-хозяйственное  обслуживание Мурашинского района  Кировской области без изменения  границы территории Коми АССР  и Кировской области. Поселок  81-й квартал со временем перестал  существовать. В 1964 г. принята  в эксплуатацию дорога с гравийным  покрытием Объячево–Ношуль. В  1966 г. началось строительство  автодороги Летка–Мураши, в 1968 г.  – строительство автотрассы Визинга–Объячево. Автодорога с асфальтовым покрытием  Сыктывкар–Объячево открыта в  1975 г., строительство дороги Объячево–Летка  завершено в 1979 г. В том же Году построена автодорога Занулье–Спаспоруб.

Заслуженным уважением пользуются люди, чья жизнь была связана с  Прилузским районом: Герои Советского Союза И.П.Марков, С.А.Сердитов, В.И.Лобанов, Герой социалистического труда  В.Ф.Смолев, ученые Я.Н.Безносиков, Ф.В.Плесовский, Н.И.Тимонин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достопримечательности Прилузского  района. Памятники природы, истории  и архитектуры прилузья

 

Село Объячево. Источник минеральной  воды

Памятник природы «Летский» - находится  на лев. берегу р. Летки между ее притоками  Песовка и Осиновка, близ д. Кулига, Прилузский район. Площадь - 77 га. На лугах  много лекарственных растений - зверобой, валериана, горец перечный. В пойменных  лесах встречается редкое для республики дерево липа.

Информация о работе История Прилузского района. «Тогда и сегодня»