Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:20, контрольная работа
Цель: описать периоды развития российской науки.
Задачи: 1. Изучить периоды развития Российской академии наук.
2. Изучить влияние российской науки на развитие мировой науки.
Введение 3
1.Становление 4
2.Коротко о проведенных научных исследованиях 5
Заключение 11
Список использованных источников 12
Контрольная работа по дисциплине
«Основы научных исследований»
История развития Российской академии наук
Научный руководитель
Преподаватель ________
«___» __________20__г.
Исполнитель
студент группы _________
«___» __________20__г.
2012
Содержание
Введение 3
1.Становление 4
2.Коротко о проведенных научных исследованиях 5
Заключение 11
Список использованных источников 12
Российская Академия Наук (РАН)
учреждена в 1991 на базе Академии наук СССР. Ведет историю с 1724 от Петербургской Академии наук. В 1917-25 называлась Российской. С 1925 - АН СССР. С 1934 Президиум академии - в Москве. Самоуправляемая научная организация. Объединяет 18 отделений по отраслям и направлениям наук, региональные отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное) и научные центры. Всего в составе РАН около 300 научных учреждений.
Естествознание. Энциклопедический словарь.
Много ли в нашей стране культурных учреждений, которые существовали бы почти три века? Их почти нет. Мы еще очень молодой народ. Так называемая современная культура, с которой - хочешь, не хочешь - отождествляют себя образованные русские), утверждалась на нашей земле с начала XVIII века, времени петровских реформ. В 1724 году в России уже была своя Академия наук и художеств. Просвещенные иностранцы настаивали на том, что для России разумнее было сначала обработать почву, на которой взошли бы ростки научного знания, необходимые для основания Академии. Европейские академии наук возникали на основе уже существующих, завоевавших авторитет ученых обществ. Государственное участие в академических делах находилось в прямой зависимости от степени централизации власти в стране. В новое время оно было более значительным во Франции, но очень небольшим в Великобритании. Однако такова уж российская действительность - при отсутствии гражданского общества его функции должно брать на себя государство. Именно оно “насаждало”, как говорили тогда, науки (Г. Державин выразился даже с некоторым медицинским оттенком: “.... нам Петр Великий ввел науки.... ” ). [1] На протяжении X-XVII веков в России накапливались знания о природе, языке и истории, которые, тем не менее не переросли в научную систему. С начала XVIII века параллельно с развертыванием петровских реформ открываются разнообразные учебные заведения, издается множество научных и научно-популярных книг - распространение нового в области культуры идет лавинообразно.
Так, со знакомством Императора Петра I с просвещенной Европой, начинается история Российской академии наук. [2]
Цель: описать периоды развития российской науки.
Задачи: 1. Изучить периоды развития Российской академии наук.
2. Изучить влияние российской науки на развитие мировой науки.
Реформы с неумолимой логикой требовали специалистов, и в соответствии с этим требованием почетный член Парижской академии наук император Петр I помимо основания учебных заведений занялся созданием собственной Академии наук и художеств. Петр считал, что материальные условия для деятельности Академии достаточно подготовлены. Имелась немалая библиотека, захваченная при военных действиях в Прибалтике (она была дополнена библиотеками князей Радзивиллов после польской войны 1722 года и продолжала расти). Целям научных исследований могло служить любимое детище Петра - Кунсткамера. Теперь можно было приступать к разработке структуры будущей Академии. Петр I был практичен и требовал, чтобы новое учреждение работало “с малыми убытками” и более эффективно, чем его зарубежные аналоги (“с великою пользою чинило, что в других государствах три разныя собрания чинят”). [3] Для этого Академия была задумана как многоцелевая организация. Структурно она состояла из трех частей: собственно научного подразделения; высшего учебного заведения для подготовки российских (“натуральных”) ученых и, наконец, гимназии, где юноши готовились бы к учению в Академическом университете.
Академии наук и художеств был отведен дворец опального вице-президента Коллегии иностранных дел П. Шафирова. Для общих собраний предназначался большой зал с круглым, крытым зеленым сукном столом. Нравы в Академии были довольно демократичными. Президентом стал автор проекта Положения об Академии наук и художеств Блюментрост. Историк Ф. Байер, в чьем ведении находилась гимназия, с оптимизмом писал: “академическая юрисдикция зависит от президента и от нас”. Прибывшие в Россию академики были удостоены аудиенции императрицы Екатерины I, их приветствовал могущественный царедворец князь А. Меншиков, который даже представил гостям своего сына как будущего слушателя Академического университета. Торжественное открытие Академии состоялось уже после смерти ее основателя в 1725 году. Это был пышный праздник, собравший весь высший свет тогдашнего Санкт-Петербурга. Герцог Голштинский дал в честь академиков обед, где их угощала дочь Петра Елизавета. И позже императрица Екатерина I неизменно покровительствовала Академии, посещала заседания, беседовала с учеными. В академическую гимназию записалось немало отпрысков благородных семей; всего же здесь в 1726 году проходили обучение 112 детей.[4]
Научная работа Академии в первые десятилетия велась по трем основным направлениям (или "классам"): математическому, физическому (естественному) и гуманитарному. Фактически Академия сразу включилась в умножение научного и культурного богатства страны. В свое распоряжение она получила богатейшие коллекции Кунсткамеры. Были созданы Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Физический и Минералогический кабинеты. Академия имела Ботанический сад и инструментальные мастерские. Здесь трудились крупные ботаники И.Г. Гмелин и И.Г. Кельрейтер, основатель эмбриологии К.Ф. Вольф, знаменитый натуралист и путешественник П.С. Паллас. Работы по теории электричества и магнетизма проводились Г.В. Рихманом и Ф.У. Эпинусом. Благодаря исследованиям академических ученых закладывались основы для развития горного дела, металлургии и других отраслей промышленности России. Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 г. была создана первая генеральная карта страны - "Атлас Российский".
Плодотворная, поистине титаническая научная деятельность великого ученого Леонарда Эйлера началась в Петербургской академии наук. Математические исследования Л. Эйлера знаменовали важнейший, после Ньютона и Лейбница, этап в развитии математического анализа и его приложений. Л. Эйлер получил глубокие результаты в теории чисел, заложил основы комплексного анализа, вариационного исчисления, аналитической механики и, вместе с Даниилом Бернулли, - гидродинамики. Его математические исследования были тесно связаны с практическими проблемами механики, баллистики, картографии, кораблестроения, навигации. Эйлер воспитал первых российских математиков, ставших членами Академии. [5]
Целую эпоху в истории Академии
и российской науки составила
научная, просветительская и организаторская
деятельность великого ученого-энциклопедиста
Михаила Васильевича
По инициативе Академии и при ее участии были осуществлены комплексные экспедиционные исследования, внесшие огромный вклад в раскрытие природных ресурсов России, и этнографические исследования территорий страны от Белого до Каспийского морей, от западных областей до Камчатки. Великая Северная (1733-1742) и академические экспедиции 1760-1770 гг., капитальные труды участников экспедиций И.Г. Гмелина, С.Г. Гмелина, А.П. Горланова, С.П. Крашенинникова, С.П. Палласа и других сыграли выдающуюся роль в развитии географии, биологии, этнографии, истории и культуры народов России и были высоко оценены в Европе, открыв европейским исследователям малоизвестные территории. Они решили вопрос о проливе между Азией и Америкой и о северо-восточных рубежах России. Были составлены карты обследованных районов, изучен их животный и растительный мир, выявлены полезные ископаемые, описаны история, этнография, хозяйственная деятельность живущих там народов и начато изучение их языков. Плававший вместе с В. Берингом Г.В. Стеллер стал пионером в изучении природы и быта народов Аляски и Алеутских островов. [7]
С 1728 г. стал издаваться журнал, или, точнее, ежегодный сборник трудов "Комментарии Петербургской академии наук" (на латинском языке), который приобрел в ученом мире популярность и авторитет одного из ведущих научных изданий Европы.
Была создана собственная
Уже в 1736 г. известный французский физик Дорту де Меран писал: "Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда".
В 20-х годах XIX в. для Академии в Санкт-Петербурге было выстроено специальное здание. В 30-х годах на базе коллекций Кунсткамеры были организованы Ботанический, Зоологический, Этнографический, Минералогический, Азиатский, Египетский и Нумизматический музеи. Впоследствии некоторые из них стали соответствующими отделами Эрмитажа и других всемирно известных музеев. 1 января 1839 г. состоялось открытие Пулковской астрономической обсерватории, которая сразу же заняла ведущее место в мировой астрономической науке. Первым ее директором был В.Я. Струве, вторым - его сын О.В. Струве.
Начало XIX в. стало новым ярким этапом в истории русских географических исследований. В 1803-1806 гг. было осуществлено первое кругосветное путешествие под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, в котором участвовали члены Академии В. Тилезиус фон Тиленау и Г.И. Лангсдорф. В первой половине XIX в. русское правительство организовало около 50 крупных морских путешествий, в которых, как правило, участвовали натуралисты Академии. Выдающимся событием в развитии географических исследований стало открытие Антарктиды экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1820). Эти экспедиции принесли славу России и превратили Петербург в один из центров мировой географии. Ценность зоологических коллекций и ботанических гербариев тех лет в наши дни возросла стократно. Только по ним мы можем судить о видах, исчезнувших за последние два столетия.
Проблемы анализа, математической физики, механики получили развитие в исследованиях выдающихся математиков М.В. Остроградского и В.Я. Буняковского. Показателем успехов университетской науки в эти годы может служить опередившее свое время открытие неэвклидовой геометрии гениальным русским математиком Н.И. Лобачевским.
К числу крупнейших математиков XIX века принадлежит Пафнутий Львович Чебышев. Им созданы новые направления в математическом анализе, теории функций, теории вероятностей и теории чисел, решены труднейшие задачи большой давности, не поддававшихся усилиям его предшественников. Величайшей заслугой П.Л. Чебышева является также создание знаменитой Петербургской математической школы. А.Н. Коркин, Е.И. Золотарев, А.А. Марков, A.M. Ляпунов. Огромное значение для разработки фундаментальных проблем аэродинамики имели труды Н.Е. Жуковского и С.А. Чаплыгина; астрономии - В.Я. Струве, Ф.А. Бредихина и А.А. Белопольского. В историю науки вошли: открытие электрической дуги В.В. Петровым; исследования Э.Х. Ленца, сформулировавшего закон теплового действия тока, а также фундаментальное правило, определяющее направление индуцированных токов, Б.С. Якоби изобрел гальванопластику и судовой электродвигатель. А.Г. Столетов и П.Н. Лебедев осуществили фундаментальные исследования электромагнитных процессов. Выдающимся достижением явилось изобретение радио А.С. Поповым в 1895 г.
Вторая половина XIX в. характеризуется расцветом химической науки в России. Неоценим вклад в нее: Д.И. Менделеева - творца периодической системы химических элементов, Н.Н. Зинина - основателя школы химиков-органиков и A.M. Бутлерова - создателя теории химического строения.
Гениальными трудами В.И. Вернадского заложены основы новых наук - геохимии, а позднее радиохимии и радиогеологии. Его учение о биосфере и ноосфере играет сегодня выдающуюся роль в решении экологических проблем. Крупнейшим открытием, относящимся к истории Земли, стало установление новой системы палеозоя, названной Пермской. В этот период были открыты первые значительные месторождения платины на Урале, урана - в Фергане, нефти - в районе Баку, золота и углей - в Сибири.
Важнейшей задачей Академии наук было совершенствование русского языка. В Отделении русского языка и словесности наряду с крупными лингвистами состояли блестящие русские писатели П. А. Вяземский, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, А.Н. Майков, И. С. Тургенев, А.Н. Островский, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.С. Хомяков и другие.
В 1889 г. Академию возглавил высокообразованный член императорской семьи, известный поэт великий князь Константин Константинович Романов. Он провел Академию без потерь через сложный период начала XX в.
Наступил 1917 г. - год великих потрясений. Рухнула Российская империя. Большинство ученых не приняло Октябрьскую революцию. 21 ноября 1917 г. Общее собрание Академии обратилось к ученым страны с посланием, в котором высказывалось негативное отношение к революции. Но Академия при этом не отказалась от профессионального сотрудничества с новой властью. В декабре 1917 г. на годичном собрании С.Ф. Ольденбург, отметив, что "Россия встала на край гибели", подчеркивал: "Люди науки не могут не сознавать, что без их работы немыслимо просвещение и культура, а без этих последних - никакое достойное человеческое существование". [8]
Наступил новый почти 70-летний период
беспрецедентного развития науки и
образования в стране. Но период
драматический, искалечивший судьбы многих
тысяч ученых, период, характеризуемый
недопустимыми вторжениями
С февраля 1917 г. Императорская Санкт-
С целью улучшения взаимодействия
Академии наук с центральными государственными
учреждениями, по решению правительства
в 1934 г. Президиум Академии и ряд
академических научных
Информация о работе История развития Российской академии наук