История развития туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:49, реферат

Описание работы

С точки зрения развития туризма XIX век был рубежным. Даже формально само слово «турист» возникает в начале этого века. Оно появляется на страницах книги англичанина Педжа, который констатировал, что «путешественника в наши дни называют туристом». Нет ничего удивительного в том, что термин вводится, по всей вероятности, англичанами, хотя, фактически, одновременно он начинает использоваться и жителями материковой Европы.

Файлы: 1 файл

ист.тур..doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

* «Зоологические результаты  путешествия на «Бигле»» в  пяти томах; «Геологические результаты  путешествия» в трех томах; монография о современных и ископаемых усоногих раках в четырех томах; а также десятки статей, опубликованных в различных европейских научных журналах.

 

восприятия окружающего. Новые и нестандартные образы приводят к рождению новых же мыслей и обобщений. «Путешествуя на корабле «Бигль» в качестве натуралиста, я был поражен некоторыми фактами, касавшимися распределения органических существ в Южной Америке, и геологическими отношениями между прежними и современными обитателями этого континента. Факты эти... освещают до некоторой степени происхождение видов — эту тайну из тайн...»

 Кроме того, великого  Дарвина, заложившего основы нового  мировоззренческого подхода в  биологии, знают больше всего  именно по его мемуарам, где  он описывает свое кругосветное путешествие. «На мой взгляд, — отмечает ученый, — для молодого натуралиста не может быть ничего лучше путешествия в дальние страны. Возбуждение, вызываемое в нем невиданными предметами, и возможность успеха побуждают его к более энергичной деятельности. Путешествие, однако, доставило мне слишком глубокое наслаждение, чтобы я не посоветовал его каждому натуралисту. С нравственной точки зрения путешествие научит его добродушному терпению.» Таким образом, во время своего путешествия Ч.Дарвин отметил не только его высокую познавательную, но и релаксационную ценность.

 Исследованием австралийского  материка в 30 —40-е гг. XIX в. занимался  английский путешественник Томас  Митчелл. Им было организовано  четыре экспедиции, во время которых  он побывал в глубине территорий Квинсленда, Нового Южного Уэльса и Виктории, исследовал речную систему рек Муррей—Дарлинг, открыл и отчасти изучил территорию штата Виктория, который по праву считается одним из красивейших районов Австралии.

 Т. Митчелл был  разносторонне образованным человеком. Он был прекрасным картографом, а его тяга к дальним странствиям проявилась в том, что именно его перу принадлежит перевод на английский язык поэмы португальского поэта Камоэнса «Лузи-ады».

 Огромную помощь  во время его экспедиций оказывали проводники-австралийцы. Они находили источники воды и прокладывали наиболее удобные для передвижения маршруты. Т. Митчелл с грустью отмечал, что «эти дети земли делали все, чтобы помочь мне, хотя следы колес от моих повозок, вероятно, приведут на их территорию скот белого человека».

 Книги Т.Митчелла  описывали австралийские территории, по которым до него никогда  не ступала нога белого человека, но в них есть и мотив  протеста против притеснений  аборигенов Австралии.

 Немецкий путешественник  Людвиг Лейхгардт совершил трансконтинентальное путешествие в 1844 г. Он пересек Австралию с востока на север. В 1846 г. пытался пересечь Австралию с востока на запад, но пропал без вести...

 

К 40-м гг. XIX в. было относительно неплохо изучено лишь австралийское  побережье, глубинные же районы материка были помечены на картах «белыми пятнами».

 Л.Лейхгардт, получив  прекрасное образование по курсу  естественных наук в Геттингенском  университете, но не желая идти  служить в прусскую армию, переселяется  в Австралию. Заметную роль в его первой экспедиции играл ботаник Дж.Гилберт. Л.Лейхгардт, как и Т. Митчелл, пригласил аборигенов быть его проводниками и ни разу не раскаялся в этом.

 Продлившаяся четырнадцать  месяцев экспедиция, во время  которой было пройдено путешественниками  более 4500 км, принесла конкретные научные результаты. Были составлены карты северо-восточного региона, определены водоразделы рек, собраны биологические коллекции. Когда члены экспедиции морем возвратились в Сидней, то их чествовали как национальных героев. Л.Лейхгардт отмечал в своих дневниках: «Казалось, что все жители Сиднея обезумели от радости».

 После неудачной  экспедиции 1846 г., когда, пройдя «всего»  500 км, пришлось вернуться, Л.Лейхгардт  задумал грандиозный «переход  через материк» с востока на  запад. Экспедиция готовилась с большим размахом. Но, увы, она бесследно исчезла. И все поиски, которые проводились более двадцати лет после ее исчезновения, ни к чему не привели.

 Южные моря также  продолжали привлекать путешественников. В 1823 г. капитан Джеймс Уэдделл был назначен одной торговой фирмой начальником экспедиции, для разведки, в основном, новых лежбищ тюленей (рис. 3.9). Дойдя от Англии до берегов Патагонии, Дж. Уэдделл направился далее на юго-восток. Во время этой экспедиции, продолжавшейся два года, были открыты Южные Оркнейские острова и море Георга IV, которое было переименовано в честь первооткрывателя в море Уэдделла. Эта экспедиция собрала ценные климатические и биологические сведения о полярных антарктических районах.

 Задание торговой  фирмы было выполнено настолько «хорошо», что в этот район вскоре устремились десятки промысловых судов. Были периоды, когда здесь добывали в год до миллиона тюленей, что привело к почти полному их истреблению.

 В начале 30-х гг. XIX в. в антарктические воды  был предпринят еще один поход, также снаряженный торгово-промысловой фирмой. Члены этой экспедиции, возглавляемой Джоном Биско, видели участки побережья Антарктиды, вершины гор, но подойти к берегу не удалось из-за начавшегося шторма. Вместе со льдом оба корабля были отнесены более чем на 150 км от побережья. Капитан решил вести корабли, получившие сильные повреждения, в Тасманию и там же заняться лечением команды, потому что у многих стали проявляться признаки цинги. Открытый берег Дж. Биско

 

 

 Рис. 3.9. Карта экспедиции Уэдделла

 ошибочно принял  за остров, назвав его островом  Эндерби, впоследствии выяснилось, что это антарктический полуостров, за которым сохранили имя Эндерби.  Ему также принадлежала честь  открытия группы островов, названных  его именем.

 Дж.Биско, не зная об открытии наших соотечественников в этих широтах, «открыл» остров Александра I, назвав его Аделейд.

 Арктику изучали  такие выдающиеся путешественники-полярники,  как Джон и Джеймс Россы,  Роберт Мак-Клур, Нильс Нор-деншельд, Джордж де Лонг, Фритьоф Нансен и др.

 Джеймс Росс (1800 —  1862) прославился своими семью  полярными экспедициями в 1830—  1840-х гг., им был открыт наиболее

 

удобный путь в Антарктиду, которым стали пользоваться многие путешественники (рис. 3.10). Дж. Росс нашел  Северный магнитный полюс Земли и надеялся, что побывает и на Южном. Но огромный ледяной барьер протяженностью более 500 км, где ледяные скалы поднимались на высоту до 75 м, преградил ему путь в глубь материка. Экспедиция вынуждена была ограничиться магнитными измерениями и обследованиями моря, которое получило имя путешественника — море Росса.

 Роберт Мак-Клур (1807—1873) обследовал последний неизвестный  участок Северо-западного прохода  между Атлантическим и Тихим  океанами во время своих арктических  плаваний в 1850 — 1853 гг. Он завершил, таким образом, поиски этого «непроходимого прохода», как его окрестила европейская пресса, который искали на протяжении нескольких столетий. О своих странствиях в полярных широтах Р. Мак-Клур написал в книге «Открытие северо-западного прохода».

 Нильс Норденшельд  (1832—1901) был одним из покорителей  Северо-восточного прохода. Свое  первое путешествие молодой ученый, эмигрировавший из Финляндии  в Швецию, совершил в Гренландию. В 1878 г. после разведывательной  экспедиции Н.Нор-деншельду удалось преодолеть путь из Атлантического океана в Тихий вдоль берегов Европы и Азии. Начав свой путь от Гетебор-га, его корабль обогнул Скандинавский полуостров, прошел Баренцево море, затем Карское море, обогнул мыс Челюскин, прошел устье Лены. До Берингова пролива ему не удалось дойти всего около 300 км, когда льды заставили встать на зимовку. Девять месяцев корабль не мог вырваться из ледового плена, для спасения команды даже стали посылать экспедиции. Но 18 июля 1788 г. путешественники смогли продолжить свой путь. После прохода Берингова пролива Н. Норденшельд зашел на Аляску, а затем в Японию. После чего отправился, огибая Азию, в Швецию.

 Это путешествие  доказало, что если использовать  благоприятные погодные и, особенно, временные условия, то Северо-восточный проход может быть пригоден в экономических целях.

 Джордж де Лонг  участвовал в поисках экспедиции  Н.Норден-шельда, чья длительная  зимовка вызвала самые серьезные  опасения. Но узнав, что с путешественниками  все в порядке, он решает  идти на покорение Северного полюса. При выходе из Берингова моря в открытый океан, его судно «Жанетте» вмерзло в льды и дрейфовало таким образом 21 месяц. За это время были проведены многочисленные научные исследования. Экипаж смог высадиться на островах Новосибирского архипелага и далее на лыжах добраться до устья Лены. Эвенки обнаружили моряков и оказали им необходимую помощь. К сожалению, сам Лонг и многие члены экипажа погибли, но сохранившиеся дневниковые записи сделали достоянием науки их исследования.

 

 

 Рис. 3.10. Карта маршрута экспедиции Джеймса Кларка Росса

 

Знаменитый норвежский ученый-путешественник Фритьоф Нансен (1861 — 1930) начал свою арктическую  карьеру двадцатилетним юношей, отправившись в 1882 г. на китобойном судне в Гренландию. В 1888 г. он пересекает этот остров. Итогом экспедиции стала книга «Жизнь эскимосов». Но главной его целью стала подготовка экспедиции к покорению Северного полюса.

 План Ф. Нансена  казался многим антинаучным. Путешественник  предлагал пройти Северо-восточным  проходом, минуя полуостров Таймыр, дать кораблю вмерзнуть в лед. Ф. Нансен изучил плавник, которым пользовались эскимосы в Гренландии, и понял, что родиной его происхождения была Сибирь. Основываясь на этом и некоторых других фактах, Ф. Нансен считал, что существующие течения вынесут корабль в высокие широты, где можно будет легко на лыжах достичь искомой точки — Северного полюса. А корабль будет дрейфовать дальше, и где-то в районе Шпицбергена можно будет освободиться от ледового плена и возвратиться в Скандинавию, совершив небольшую «кругосветку» вокруг полюса.

 Экспедиция началась  в 1893 г. на судне «Фрам». Надо  отметить, что основные предположения  ученого оказались верными. И  хотя Ф. Нансен не смог дойти  со своим товарищем Иоганесом  до полюса, они достигли тем  не менее 86° 14' северной широты — самой северной точки, достигнутой к тому периоду времени. После зимовки на неизвестных островах, они были спасены. «Фрам» же прошел по пути, предсказанному Ф. Нансеном, и благополучно возвратился в Норвегию. Экспедиция Ф. Нансена внесла много нового в изучение океанографии Северного Ледовитого океана, а также ее участниками были проведены и биологические изыскания.

 Попытки достижения  Северного и Южного полюсов  можно отнести к экстремальным  видам туризма.

 До сих пор остается  открытым вопрос о том, кто же на самом деле первым ступил на ту точку нашей планеты, которая называется Северным полюсом.

 Официально считается,  что этим первооткрывателем был  американский полярный путешественник, адмирал Роберт Эдвин Пири (1856—1920), но его слава оспаривается.

 Достаточно неожиданно  для всех молодой лейтенант,  имеющий образование инженера  и проработавший до этого несколько  лет в Береговой и геодезической  службе США, получив отпуск, отправляется  в Гренландию. Целью его экспедиции  было пересечение острова с запада на восток и изучение центральных районов, которые на картах все еще обозначались белым пятном. Но хотя ему и не удалось осуществить этот план, он заявил о себе как о полярном путешественнике, и «в нем впервые проснулся вкус к арктическим путешествиям». Вторая гренландская экспедиция 1891 г. была удачной. Путешественникам удалось дваж-

 

ды пересечь Гренландию в самой северной ее части, как  и задумывалось. Р. Пири ставил перед  экспедицией задачу «достигнуть  и определить северную границу Гренландии сухопутно, т.е. пересечь внутренний лед».

 А с 1899 г. начинаются  попытки — их было пять —  покорить Северный полюс. «Не  раз я возвращался из великой  замерзшей пустыни побежденный,  измученный и обессиленный, иногда  изувеченный, убежденный, что это  — моя последняя попытка... Но не проходило года, как меня снова обуревало хорошо знакомое мне ощущение беспокойства... Меня невыразимо тянуло туда, к безграничным ледяным просторам, я жаждал борьбы с застывшей стихией» [51], — писал путешественник.

1 марта 1909 г. Р. Пири стартовал, чтобы, наконец, покорить эту «вершину». 6 апреля путешественник, по его расчетам, вышел к полюсу. «Все было странно в наших тогдашних обстоятельствах — странно до невозможности осмыслить их до конца, однако самым необычным для меня было то, что за несколько часов я перешел из западного полушария в восточное и удостоверился, что действительно нахожусь на вершине мира. Трудно было осознать, что первые мили короткого перехода мы шли на север, а последние — на юг, хотя мы все время держались одного и того же направления. Трудно найти лучшую иллюстрацию к тому, что все на свете относительно. Для нас не существовало ни востока, ни запада, ни севера; оставалось только одно направление — южное... День и ночь здесь соответствовали году, а сто дней и ночей — веку.»

 Радиосвязи еще  не было, и только 7 сентября того  же года была послана победная  телеграмма: «Звезды и полосы  вбиты в полюс». Р. Пири имел  в виду «звезднополосатый» американский  флаг, водруженный им на полюсе 6 апреля 1909 г.

Информация о работе История развития туризма