Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 09:33, доклад
Историю развития управления качеством продукции в России можно проследить, начиная со времени правления государством Ивана Грозного, когда впервые были введены стандартные калибры — кружала — для измерения пушечных ядер.
В это же время был основан сторожевой городок Свияжск, при постройке которого применялись строительные элементы, заранее изготовленные по стандартным размерам, что позволяло производить их далеко от Свияжска – в Угличе.
Историю развития управления качеством продукции в России можно проследить, начиная со времени правления государством Ивана Грозного, когда впервые были введены стандартные калибры — кружала — для измерения пушечных ядер.
В это же время был основан сторожевой городок Свияжск, при постройке которого применялись строительные элементы, заранее изготовленные по стандартным размерам, что позволяло производить их далеко от Свияжска – в Угличе.
Однако для данного периода характерны лишь стандартные решения. Начало более широкому внедрению стандартизации в производство с целью повышения качества продукции было положено Петром I, со времени правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация.
В первом Собрании законов Российской империи эпохи Петра I присутствует ряд указов, свидетельствующих о том, что в это время в России внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемости с целью повышения качества продукции, выпускаемой на отечественных предприятиях. Особое внимание Петр I уделял стандартизации оружейного снаряжения. Так, в указе № 2436 от 15 февраля 1712 года сказано: «А ружье драгунское, так и солдатское, также и пистолети, когда будет повелено, делать одним калибром».
В контексте рассматриваемого вопроса об отечественном опыте управления качеством несомненный интерес представляет указ Петра I о качестве от 11 января 1723 года. Из текста указа ясны требования государя не только к качеству продукции, но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним, а также меры наказания за выпуск дефектной продукции.
Стремясь к расширению
внешней торговли, Петр I не только ввел
технические условия, учитывающие
высокие требования иностранных
рынков к качеству отечественных
товаров, но и организовал в Петербурге
и Архангельске правительственные
бракеражные комиссии (с целью
установления наличия или отсутствия
брака), которым вменялось в
Развитие промышленности и транспорта в России привело к расширению работ по стандартизации. В 1860 голу был установлен единый размер железнодорожной колеи (1524 мм) и утверждены габаритные нормы приближения строений и подвижного состава. В 1889 году приняты первые технические условия на проектирование и сооружение железнодорожных дорог, а в 1898 году — единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для нужд железнодорожного транспорта. В 1899 году был выпущен единый сортамент (состав продукции по маркам, профилям, размерам) профилей прокатной стали.
Внедрение национальных стандартов и единых требований к качеству продукции в дореволюционной России затруднялось из-за большого числа иностранных концессий, владельцы которых применяли, как правило, свои стандарты. Такое положение привело, в частности, к распространению трех систем мер (аршинной, дюймовой, метрической), что затрудняло производство продукции и контроль за ее качеством.
Одним из первых после Октябрьской
революции был принят Декрет «О введении
международной метрической
В 1926 году был утвержден первый общесоюзный стандарт ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». В том же году приняты стандарты на новый сортамент стального проката, что позволило сократить число типоразмеров профилей в 6 раз, а также стандарты на метрическую и дюймовую резьбу, допуски и посадки, что позволило наладить серийное и массовое производство стандартных общемашиностроительных деталей. Эти стандарты стали основой для овладения методами передовых зарубежных фирм по контролю качества продукции на базе системы допусков и посадок. Одной из первых форм управления качеством продукции стала проверка изделий методом сортировки и разбраковки на годные и негодные, то есть соответствующие и несоответствующие стандарту.
К 1975 году в стране действовало уже более 20 тыс. стандартов, охватывающих важнейшие виды промышленной и сельскохозяйственной продукции, более 15 тыс. отраслевых стандартов и свыше 100 тыс. технических условий.
Для планомерного повышения качества выпускаемой продукции были введены аттестация промышленной продукции по высшей, первой и второй категории качества и присвоение Государственного знака качества.
Следует отметить, что множество разработанных стандартов, аттестация промышленной продукции на категории качества не приводили к желаемому результату, так как все мероприятия проводились без системного подхода и лишь на одной стадии жизненного цикла изделия — стадии производства. Практика показывает, что только системный подход управления качеством позволяет добиваться положительных результатов.
Проследим шаг за шагом последовательность воплощения системного подхода к организации работ по улучшению качества продукции в отечественной практике.
В 1955 году на предприятиях Саратова были разработаны и внедрены организационно-технические мероприятия по обеспечению бездефектного изготовления и сдачи изделий в отдел технического контроля с первого предъявления. Они образовали саратовскую систему управления качеством (систему БИП). Ее цель — создание для производства условий, обеспечивающих изготовление продукции без отступлений от технической документации.
Основным критерием, применяемым для количественной оценки качества труда рабочего, являлся процент сдачи продукции с первого предъявления, который исчислялся как процентное отношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных рабочим и предъявленных в ОТК. От процента сдачи продукции с первого предъявления зависело по определенной шкале материальное и моральное стимулирование исполнителя.
Значимость этой системы
заключалась в том, что через
количественный критерий — процент
сдачи продукции с первого
предъявления — удавалось
Однако саратовская система БИП при всех достоинствах имела ряд недостатков. Так, она распространялась только на рабочих цехов основного производства. Система работала по принципу «есть дефект — пет дефекта», не учитывая многообразие недостатков и различную степень их влияния на качество выпускаемой предприятием продукции. В частности, она не позволяла контролировать и управлял, уровнем (стадией) разработок и проектирования изделий, не охватывала такие важные стадии жизненного цикла изделия, как реализация и эксплуатация или потребление.
В 1957—1958 годах на предприятиях г. Горького (сегодня — Нижний Новгород) появилась система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого изделия). Здесь был сделан упор на повышение надежности изделий в эксплуатации за счет укрепления технической подготовки производства, на долю которой приходилось 60—85% дефектов, обнаруживаемых в эксплуатации. Создавались опытные образцы узлов, деталей, систем и изделия в целом и проводились их исследовательские испытания, выявлялись причины, вызывающие отказы изделия в эксплуатации, разрабатывались мероприятия по их устранению.
Характерным для дайной системы управления качеством является то, что она выходит за рамки одной стадии изготовления продукции и охватывает многие виды работ на стадии исследования и проектирования, эксплуатации или потребления.
Внедрение КАНАРСПИ на ряде
предприятий Горьковской
В 1963—1964 годах на Ярославском моторном заводе была разработана и внедрена система НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса). Ее цель — увеличение надежности и долговечности выпускаемых двигателей. В этой системе был учтен опыт предшествующих разработок БИП и КАНАРСПИ. Однако был введен и новый важный элемент — управление связями между потребителями изделий и проектировщиками.
В основу системы НОРМ положен
принцип последовательного и
систематического контроля уровня моторесурса
и периодического его увеличения
на базе повышения надежности и долговечности
деталей и узлов, лимитирующих моторесурс.
Основным показателем в системе
является ресурс двигателя до первого
капитального ремонта, выраженный
в моточасах. Рост этого показателя
в системе планируется. После
достижения установленного моторесурса
намечается его новое повышение.
Для каждого последующего этапа
увеличения моторесурса разрабатывается
и проводится комплекс конструкторских
и технологических мероприятий, а
также опытно-
Внедрение системы НОРМ позволило увеличить ресурс ярославских двигателей до первого капитального ремонта с 4 тыс. до 10 тыс. часов, увеличить гарантийный срок работы двигателя на 70%, снизить потребность в запасных частях более чем на 20%. Достижение запланированного уровня качества стало возможным за счет комплексного подхода к управлению качеством продукции путем обобщения опыта предшествующих систем по всем стадиям жизненного цикла продукции.
В 1975 году па предприятиях Львовской
области появились комплексные
системы управления качеством продукции
(КСУКП). Целью КСУКП было создание
продукции, соответствующей лучшим
мировым аналогам и достижениям
науки и техники. С 1978 года Госстандартом
была разработана и утверждена система
основных функций управления качеством
продукции. В этой связи с внедрением
на предприятиях КСУКП получили развитие
метрологическое обеспечение
В 1978 были разработаны и утверждены Госстандартом основные принципы ^ Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП).
При переходе к рыночным условиям
исчезли директивные методы управления,
появилась конкуренция
Большой заслугой Госстандарта РФ в переходный период к рынку явилась работа по гармонизации отечественных стандартов на системы управления качеством с международными стандартами ИСО семейства 9000, которые представляют собой более высокий уровень развития науки управления качеством.
Если в США и Японии на протяжении многих лет реализуются программы повышения качества, проводится активная политика в вопросах качества, осуществляется долгосрочное планирование качества, то в Европе, за редкими исключениями, управление качеством ограничивалось, по существу, контролем качества.
В течение 80-х годов повсюду в Европе наблюдалось движение к повышению качества продукции, работ и услуг, а также к усовершенствованию самого обеспечения качества. Широко внедрялись системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000. Это привело к более последовательной позиции по вопросам качества, более надежным поставкам и более стабильному уровню качества в целом.
В последние годы качество
стало фактором обеспечения конку
единые законодательные требования;
единые стандарты;
единые процессы проверки фирмы на соответствие требованиям общего рынка.
В 1985 году образованы
Европейский координационный
В сентябре 1988 года
президенты 14 крупнейших западноевропейских
фирм подписали соглашение о
создании ^ Европейского фонда управления
качеством (ЕФУК). Область его
деятельности охватывает
поддержка руководства западноевропейских компаний в ускорении процесса обеспечения качества для достижения преимуществ в конкурентной борьбе;
стимулирование и, где это необходимо, помощь всем сегментам западноевропейского сообщества в деятельности по улучшению и укреплению культуры европейского качества.
ЕФУК совместно с Европейской организацией по качеству (ЕОК)
учредил Европейскую премию по качеству, которая, начиная с 1992
года, присуждается лучшим фирмам.
^ Отличительные особенности
европейского подхода к
законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества;
гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации;
создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных производить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитацию лабораторий, регистрацию специалистов по качеству и т.д.
Особенности западного (США и Европа) и восточного (Япония) подходов к качеству отражены в следующей таблице.
Информация о работе История развития управления качеством и стандартизации