История развития взглядов на эвтаназию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

Причин, по которым мною была выбрана данная тема, несколько. Во-первых, данный вопрос является одним из самых спорных уже много веков во всех странах мира. Различные круги этого общества смотрят на это по разному. Я постараюсь показать зависимость принадлежности к определенному социальному сообществу и взглядами на данный вопрос.

Файлы: 1 файл

Эвтаназия.docx

— 83.92 Кб (Скачать файл)

Московский  Государственный Медико-Стоматологический Университет им. Евдокимова

 

 

 

Кафедра Истории  Медицины

Заведующий  кафедрой Пашков К.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по теме:

 

«Эвтаназия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу  подготовила Зуева В.А.

Лечебный  факультет,

1 курс, 4 группа

 

Научный руководитель

ст. Преподаватель, врач

Паренькова  О.Р.

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

Введение

Тема доклада– история развития представлений об эвтаназии. В частности, я разберу историю развития анестезии, как неотъемлемой части этого вопроса; представления о «благородном убийстве» в течение веков; представления об этом на данный момент; мнения людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

 Причин, по которым мною была  выбрана данная тема, несколько.  Во-первых, данный вопрос является одним из самых спорных уже много веков во всех странах мира. Различные круги этого общества смотрят на это по разному. Я постараюсь показать зависимость принадлежности к определенному социальному сообществу и взглядами на данный вопрос.

Во-вторых, эта тема является актуальной на данный момент. Во многих государствах встает вопрос о легализации эвтаназии. На принятие решения влияют в основном морально-этические нормы и правовые.

История развития анестезии1

Разбор темы «История развития эвтаназии» следует начать с изучения истории  развития анестезии как неотъемлемой основы выше указанной практики.

В древнеегипетский текстах имеются  упоминания о безболезненных хирургических  процедурах, но травы, известные в  то время как средства против боли, в этих описаниях не упоминаются. Аналогичные описания без устранения боли встречаются в «Законах Хаммурапи», составленном около 4000 лет назад  в Вавилоне. О практике безболезненных операций известно мало. Известно, что  по одному врачу из Индии и Китая, а также несколько из Рима и  Греции старались обезболить пациента во время хирургического вмешательства. Так, в античности врачи давали не только обезболивающие травы, но и травы со снотворным эффектом. Кстати, первым употребил термин анестезиология военный хирург  Диоскорид в 1 веке.

К сожалению, в христианской Европе эти практики не получили дальнейшего  развития и распространения. В отличие  от них мусульманские врачи использовали губки, смоченные настоем, чтобы  пациент через нее некоторое  время дышал. Монахи-христиане стали  использовать подобные средства лишь в XIV-XVII веках. Тем не менее, смертность по-прежнему оставалась высокой и вскоре от них отказались. Современным врачам не удалось добиться никакого эффекта на практике, когда они попытались использовать их на животных.

Страшно себе даже представить, как  выглядела операционная в то время. Она должна была располагаться на самом высоком этаже за толстой  дверью, чтобы другие пациенты в  больнице не скончались от страха, слыша  жуткие вопли бедного страдальца. Так как обезболивания не было, а болевой шок никто не отменял, хороший хирург – быстрый хирург. Этот принцип не умер и в новое  время:  личный врач Наполеона мог  провести ампутацию менее чем  за 1 минуту. Возможно представить, каким  образом, но не хочется. Так как тема данной работы все-таки не анестезиология, я дам лишь краткий обзор в  развитии обезболивания.

1275 – испанский философ Раймунд  Луллий обнаружил, что если смешать купоросное масло (H2SO4) и спирт, подвергнуть эту смесь дистилляции, то выйдет сладкая на вкус жидкость.

1605 – швейцарский врач Парацельс  применил эфир для обезболивания  (не во время операций). Так  как он был терапевтом, то не  пытался внедрить эту практику  в хирургию.

1772 – английский химик Джозеф  Пристли открыл закись азота,  он же – «веселящий газ».

1800 – книга Дэви Гемфри об  исследовании веселящего газа. Он  же описал удаление зуба мудрости. Он писал, что закисью азота  устранял боль от зуба мудрости. Но на развитие идеи о применении  обезболивания в хирургии у  него либо не дошли руки, либо  не было идеи.

1842 – студент-химик Уильям Кларк  предложил своему дантисту Поупу  применить эфир при удалении  зуба. Пациентка Поупа мисс Хоуви  стала первым человеком, перенесшим  анестезию при удалении зуба.

1842 – Кроуфорд Лонг первым  применил обезболивание в хирургии. При этом использовал эфир.

1845 – Кроуфорд применил обезболивание  в акушерстве. Таким образом, в  26 лет он стал первым врачом, который применил анестезию при  хирургических вмешательствах, а  в 29 – использовавшим ее в  акушерстве.

Развитие представлений об эвтаназии

Античность

Если обратиться к одному из самых ранних этических кодексов – клятве Гиппократа – то, как  мы помним, основной тезис его представлений  «не навреди». Так как это означало не мешать природе делать свое дело, это можно трактовать двояко. Если бы в то время возможность реанимации, то Гиппократ, согласно своим убеждениям, должен был бы быть против этой практики, так же как и против эвтаназии, ведь это бы означало идти против «воли природы». С другой стороны, при отказе от реанимации, если быть последовательными, следовало бы отказаться от медицины вообще, ведь медицина так или иначе это наука, идущая всегда против природы.

То, что Гиппократ был  против эвтаназии вовсе не означает, что данная практика не была распространена в Греции. Напротив, если бы в Греции была запрещена эвтаназия, ее запрет был бы само собой разумеющимся, и врачу не пришлось бы упоминать о границах власти медика в отношении чужой жизни (не навреди, вопрос об абортах). Сократ, Платон поддерживали эвтаназию. К примеру, в своем трактате «Государство» Платон придерживается следующих взглядов. Во-первых, слабых детей необходимо убивать, чтобы они не участвовали в воспроизведении потомства и не «портили» генотип, говоря современным языком. Во-вторых, предписывалось убивать стариков и немощных. Это убийство, однако, было рекомендовано не из гуманных соображений, а ввиду того, что подобные члены общества отягчают жизнь социума, они являются бесполезными. Не имея больше возможности приносить пользу, они являются лишними в обществе2.

 

 

Средние века

Средние века – эпоха  царствования религиозного мировоззрения  в обществе, что предопределяет отношение  общества к эвтаназии. Средневековая  Европа – христианская Европа. Как известно, христианство считает самоубийство и убийство смертным грехом, «билетом в ад». Вне зависимости от того, как рассматривать эвтаназию (убийство или самоубийство), исход один – человек обречен на вечные муки, ведь только бог может решать, кому жить, а кому умереть. В частности, Фома Аквинский был против эвтаназии.

“В средние  века во время войн на поле боя оставались сотни тяжелораненых, которые в  силу разных причин не были эвакуированы. Их ждала мучительная смерть на поле боя, но с помощью кортика с  крестообразной ручкой специально выделенные люди добивали раненых. Смерть была мгновенной. Кортик назывался “мизерикордия”, что в переводе означает “милосердие” (Петровский Б.В.).

Данный  кортик появился в Западной Европе 12 веке. Это был кинжал 40 см с 3 или 4 гранями. Что-то подобное имелось в Японии, где появилось к 12 веку и называлось «ёрои доси» («сокрушитель доспехов»)3

В данном контексте интересной представляется статья С. Хатунова, «Самоубийство в феодальной Англии: от греха к преступлению» 2005 года. Статья написана в сборнике «Средние века», в выпуске №66, в рубрике «Преступление и наказание в Средние века» в 2005 году. Статья имеет следующую структуру:

  1. Самоубийство в англосаксонском обществе
  2. Взгляд церкви на самоубийство
  3. Мотивы совершения самоубийства
  4. Виды самоубийства и ответственность
  5. Суд присяжных в рассмотрении дел о самоубийствах

Написать данную статью С.Ю. Хатунова, вероятно (напрямую о мотивах ее написания автор не говорит), побудил  вопрос: Являлось ли такое явление  общественной жизни как самоубийство преступлением или грехом и почему? Автор ставит перед собой задачу разобраться в природе самоубийства как преступления, то есть, как правового  понятия (если оно таковым является).

Felonia de se – самоубийство. Разным  является отношение к этому  понятию и явлению, которое  оно обозначает, в нарративных,  религиозных и правовых источниках. Первые пытались разобраться  в мотивах, которые побуждают  человека идти на такой шаг:  «самоубийство описывалось как  крайность, к которой фактически подталкивали человека, что являлось во многом фактом, ломающим сложившийся в средневековом обществе стереотип антипатии к самоубийству»4. Вторые однозначно оценивали самоубийство как тяжкий грех: «С принятием христианства к самоубийству в Англии начинают относиться как к явлению таинственному и греховному»5. Третьи – как преступление против государства и спокойствия страны.

Самоубийство является одним из тех преступлений, которое предполагало кровной мести, а поэтому находилось в компетенции центральной власти. Получается, что самоубийство становится преимущественно публичным преступлением, а так как «в Англии, в которой тяжкие публичные преступления обособляются как фелония, эта правовая норма сохраняется особым образом…»6.

Хатунов С.Ю. считает удачным объяснением  понятия «felo de se» в доктрине Брактона. Так, используя труд этого правоведа, Хатунов выделяет несколько видов  самоубийства, за которые следует  разное наказание, значительно отличающееся по степени тяжкости. В основном, можно привести здесь цитату, что  «смерть скорее касается живых нежели мертвых», потому что самоубийца, по существу, никакого наказания не нес, зато его наследники могли потерять наследство.

  1. Самоубийство людей, совершивших тяжкие преступления и находящихся под подозрением или уже осужденных.
  2. Самоубийство людей, не совершивших преступления
  3. Самоубийство, мотивированное гневом или злым умыслом
  4. Самоубийство по безумию

Следует поподробнее разобрать  первый случай, а именно: как идеологически  объяснялась целесообразность осуждения  человека, совершившего самоубийство? Мотивом в этом случае однозначно признается страх перед наказанием и чувство вины за совершенное  преступление. Таким образом, самоубийство рассматривается как признание  вины, «если бы они были признаны виновными в своем преступлении, то они были бы приговорены к смерти или изгнанию»7. В этом случае все его имущество поступает в казну, а его наследники теряют свою долю. Почему государство так отчаянно стремилось включить самоубийства в разряд тяжких преступлений? Ответ прост – несомненная выгода от конфискации имущества покойного, что давало бы неплохой доход, будь самоубийства отражены в протоколах так же часто, как они, вероятно, совершались.

Если же самоубийство относится  ко второму типу, что тогда? По сути, наследники теряют только движимое имущество, оставляя за собой все остальное, что им полагается по праву наследования, потому что «потому что в фелонии, совершенной против себя, он не может  быть признан виновным»8.

Третий вид самоубийства предполагает такие же тяжелые последствия  для наследников, как и первый – лишение наследства, потому что  «тот, кто не щадит себя, вряд ли пощадит  других, имей он такую возможность»9.

На последний вид самоубийства понятие «фелонии» не распространяется, так как он «грубое животное». В этом случае, его наследство не подлежит конфискации. Так как в  решении этих дел участвовало  жюри, то есть суд присяжных, который  состоял из соседей по общине, зафиксированных  по протоколу самоубийств было достаточно мало. Почему? Соседи старались всячески скрыть факт совершения самоубийства, порой прикрывая его несчастным случаем, если была такая возможность (например, для тех, кто утопился); когда этого было сделать невозможно, жюри ссылалось на безумие человека. Зачем жюри было это делать? Во-первых, помочь покойному избежать позорного  погребения на перекрестке с колом  в груди. Во-вторых, помочь наследникам  избежать конфискации. 

Таким образом, во-первых, государство получало неплохой доход от самоубийства. Во-вторых, отсутствие необходимой судебной практики ставит  больше вопросов больше, чем дает ответов. Поэтому в отношении самоубийства в английском праве было довольно много сомнений, и существовало много неразрешенных проблем.

Эпоха Возрождения может быть выделена в отдельный период, а может рассматриваться в рамках Средних веков. Хотя некоторые черты предшествующего периода сохранились, имели место значительные изменения в умах некоторых людей, но не в общественном сознании. Именно в это время на сцену выходит идея протестантизма, средневековая мысль начинает развиваться, становится не столь зависимой от церкви, от античного наследия. Она ищет новых вопросов и ответов. Среди известных философов были, например, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер, Томас Мор и многие другие. Они поставили вопрос о человеческом достоинстве.

Томас Мор уделил значительное внимание в своих исследованиях именно вопросам неизлечимо или тяжело больных. Он не использовал еще термина «эвтаназия» ( его ввел в обиход Френсис Бэкон в 16 веке, определяя так «легкую смерть»). Мор писал, что "если болезнь не только не поддается лечению, но и наносит постоянные страдания, то священники и власть обращается к больному с такими словами: он не может ничего поделать с любыми жизненными задачами, неприятен для других, неприятен самому себе, и, так сказать, переживает уже свою смерть; поэтому он должен решить не затягивать дальше свои страдания, а согласиться умереть, если жизнь для него является страданием». Он может или лишить себя жизни, или позволить кому-то другому это сделать. Такой поступок Мор считал «разумным», так как смерть положит конец не благу, а страданиям.

Информация о работе История развития взглядов на эвтаназию