История Россия – многонациональная империя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:10, реферат

Описание работы

А.Каппелер написал книгу, которая есть размышления о принадлежности России к многонациональной империи. Хочу с ним согласиться. Книга вышла еще в 1992 году.
При этом он преследовал в основном три цели. Во-первых, он стремился поместить проблемы отдельных национальностей и сам процесс распада Советского Союза в широкий исторический контекст. Для более глубокого понимания советской полиэтнической империи, ее наций и этнических групп, их стремления к эмансипации от центральной власти потребовалось обращение к предыстории этих процессов.

Содержание работы

Россия – многонациональная империя………………………………..3
Список литературы …………………………………………………….6

Файлы: 1 файл

A_Kappeler_istoria_Rossii(1).docx

— 17.63 Кб (Скачать файл)

 История  Россия  – многонациональная империя 

 

 

 

ПРОСТАВИТЬ СТРАНИЦЫ В  ВОРДЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Россия  – многонациональная империя………………………………..3
  2. Список литературы …………………………………………………….6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Россия многонациональная империя

 

А.Каппелер написал книгу, которая есть размышления о принадлежности России  к многонациональной империи. Хочу с ним согласиться.  Книга вышла еще в 1992 году.

 При этом он  преследовал  в основном три цели. Во-первых,  он  стремился поместить проблемы  отдельных национальностей и  сам процесс распада Советского  Союза в широкий исторический  контекст. Для более глубокого понимания советской полиэтнической империи, ее наций и этнических групп, их стремления к эмансипации от центральной власти потребовалось обращение к предыстории этих процессов. Структуры полиэтнической империи, образцы взаимоотношений центра и периферии и межэтнических контактов складывались в ходе столетий. Подобным же образом, национальная идентичность и национальное самосознание являются продуктами длительного развития и находят свое основание преимущественно в истории. Так, различная политическая культура эстонцев, литовцев, украинцев, армян и татар сформировалась в ходе национальных движений XIX и начала XX века. Диспропорция между политическим и военным доминированием России на западной периферии империи и ее относительной социально-экономической отсталостью не являлась исключительным признаком Советского Союза. Эта диспропорция проявилась значительно раньше. Актуальные проблемы современности, как, например, армяно-азербайджанский конфликт, русский антисемитизм, европоцентристское чувство превосходства русских по отношению к мусульманам Средней Азии и их негативная позиция в связи с национальной эмансипацией украинцев, конфликтный потенциал в отношении поляков к России и относительно нейтральная позиция финнов – все это уходит корнями в дореволюционную историю. 

Вторая  цель книги   сформулирована  как  расширение представления об истории  России, которая зачастую неверно  воспринимается как национальная история  русских. До недавнего времени в  западных странах все жители СССР обозначались как русские, и ничего не было известно о литовцах, казахах  и грузинах, не говоря уже об осетинах, месхетинцах или гагаузах. Авторитарная система при помощи широкой информационной монополии и репрессий десятилетиями скрывала существование национальных проблем. Основная масса западных наблюдателей принимала такое положение вещей: некоторые представляли себе государство лишь как гомогенную этническую общность, другие были пленены идеей устаревания национальных категорий в эпоху интернационального объединения. И только распад СССР показал широкой общественности, что Советский Союз был полиэтнической империей.

Происшедшие политические изменения возобновили интерес  к советской полиэтнической империи, результатом чего стал ряд обзорных публикаций[312]. Однако все еще незатронутой оставалась интерпретация царской империи. Хотя русские составляли в конце XIX столетия только 43 % всего ее населения, российская империя до сих пор воспринимается как русское национальное государство. Наряду с советской историографией данное замечание относится, даже в большей степени, к западной историографии. На Западе такая интерпретация русской истории имеет двоякие корни. Они восходят, во-первых, к русской историографии XIX века, которая, следуя духу времени, понимала историю России как историю национального государства и которая имела большое влияние не только на советскую, но и (через произведения эмигрировавших ученых) на европейскую и североамериканскую историческую науки. Во-вторых, сама западная историография, начиная с XIX века, находилась в плену у национально-государственных категорий, в то время как советская историческая наука сталинского периода возрождала национальную русскую интерпретацию. Подобное «национальное» восприятие российской истории, по моему мнению, ошибочно. Поэтому в книге я предпринял попытку скорректировать русоцентристский взгляд, показав, что полиэтничность играет роль важной константы в российской истории и что история как России в целом, так и ее отдельных регионов и народностей не может быть раскрыта без понимания общего полиэтнического контекста.   

В-третьих,   это стало вкладом в универсальную  историю полиэтнических империй, т. е. в историческое направление, традиционно недооценивавшееся национально-государственно ориентированной историографией. Именно тогда, когда модель этнически однородного национального государства переживает ренессанс, необходимо было напомнить, что в истории, да и в современности, мы встречаемся, как правило, с полиэтническими государствами (по крайней мере, за пределами Европы). Идеал этнически монолитного национального государства возник только в XIX веке и принес много пагубного для истории человечества. Изучение полиэтнических империй может восстановить в нашей памяти альтернативные принципы конструирования государства и общества и выявить неадекватность национально-государственного (этнически зауженного) принципа. Для этих целей особенно хорошо подходит полиэтническая Российская империя с ее огромным этническим разнообразием, которое охватывает Европу и Азию, четыре мировые религии и широкую шкалу форм общежития и экономических занятий. Поскольку обобщающие работы по России отсутствуют, то ее пример нельзя сравнить с другими империями.  Это и говорит, что Россия многонациональная империя.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.А. Каппелер. Россия многонациональная империя, М- 2000г.

2.Бердяев Н.А. Судьба России. — М., 1990. — 188 с.


Информация о работе История Россия – многонациональная империя