История Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:34, доклад

Описание работы

Русь стала страной где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники. Двоеверие стало удивительной отличительной чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 20.21 Кб (Скачать файл)

Русь стала страной где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники. Двоеверие стало удивительной отличительной чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию. Церковь и духовенство активно работали на укрепление семьи, общества, государства, способствовали унижению уровня эксплуатации. Однако, содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях и обрядах.

В течение длительного  времени, до XIX века, христианство останется  доминантой культуры. Оно будет определять стиль, манеры, образ мыслей и чувств. Складывалось своеобразное отношение  церкви и государства. Государство  взяло на себя и церковные задачи. Церковь стала орудием централизации  государства, создала идейные основы самодержавия. Организационные особенности  церкви способствовали культурной замкнутости  страны. В России усилился традиционализм. Здесь не было реформации – альтернативы православию. С периода Московского  царства нарастает культурное отставание от Западной Европы.

ЗАРОЖДЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Следующей после рабовладельческого строя стадией развития общества является феодализм. Эта социально-экономическая  формация возникала в разных обществах  разными путями: нередко на развалинах рабовладельческого способа производства, но не менее, если не более, часто - непосредственно  из первобытнообщинного строя. Многие исследователи справедливо указывают  на однотипность рабовладельческой  и феодальной формаций, для которых  характерно существование личной несвободы  всех или части непосредственных производителей.

Главные классы феодального  общества составляют крупные земельные  собственники феодалы и крестьяне. В отличие от рабов феодально-зависимые  крестьяне не отделены от средств производства, ведут самостоятельное хозяйство, но часть производимого ими прибавочного продукта отдают феодалу в виде феодальной ренты. Разнообразные виды феодальной ренты можно свести к трем основным формам. Отработочная рента, или барщина, состоит в том, что крестьянин обрабатывает барскую пашню собственными инвентарем и лошадьми. Труд крестьянина на феодала и во времени и в пространстве отделен от работы на себя. При натуральной ренте (натуральный оброк) крестьянин снабжает феодала продуктами своего труда, произведенными в хозяйстве. Наконец, денежной рентой именуют передачу крестьянами феодалу определенных денежных сумм. Эти формы ренты редко существуют в чистом виде, одно и то же крестьянское хозяйство зачастую и работает на барщине и платит как натуральный, так и денежный оброк, но та или иная форма обычно преобладает.

Общее господство или, по крайней  мере, преобладание натурального хозяйства, когда в феодальной вотчине производится большая часть необходимого для  жизни, не исключает обмена товарами. Так, сельскохозяйственные орудия крестьянин вынужден покупать на рынке. Вне крестьянского  хозяйства производится керамическая и металлическая посуда, идет торговля скотом. Еще более тесно связано  с рынком хозяйство феодала. Оружие и защитное вооружение (феодалы были воинами), боевых коней, предметы роскоши, заморские деликатесы для праздничных  пиршеств - все это феодал покупает на рынке. Поэтому наряду с основными  классами - феодалами и крестьянами - на всех стадиях феодального строя  существуют ремесленники и купцы.

Поскольку феодальный крестьянин не отделен от основных средств производства и имеет в постоянном и часто наследственном пользовании участок земли, он не вынужден экономически, как капиталистический рабочий, продавать свой труд эксплуататору. Отсюда вытекает необходимость внеэкономического принуждения, являющегося характерной чертой феодализма. Это внеэкономическое принуждение выступает в самых разных формах, начиная от простой сословной неравноправности вплоть до крепостного права. Но и крепостное право может выражаться и в насильственном прикреплении крестьянина к земле, запрете менять местожительство, и в приближающейся к юридическим отношениям рабства собственности землевладельца на личность крестьянина.

Существенной чертой феодального  строя является тесная связь землевладения  и политической власти. Феодал выступает  не только как землевладелец, но и  как "государь" своих крестьян. В разные периоды и в разных регионах он обладает той или иной долей политической власти над крестьянами: выступает в роли судьи по тем  или иным делам, сборщика налогов  и т. д. Это изъятие феодала  из системы общегосударственных  налогов и судопроизводства обеспечивает ему власть над крестьянами и  носит название феодального иммунитета.

С феодальным иммунитетом  тесно связаны специфический  характер феодальной собственности  на землю и феодальная иерархия. Это была собственность сословная и неполная, поскольку только при капитализме земельный собственник может поступать с землей так, как всякий товаровладелец со своим товаром. Феодальная собственность на землю носила расщепленный характер. Монарх (король, император, великий князь и т. п.) был верховным собственником всей земли в своем государстве и вместе с тем имел собственные, личные земли - домен. В свою очередь его вассалы герцоги, графы, удельные князья - имели свои владения, где были верховными собственниками на землю, и свои домены. Их вассалы - бояре, бароны и т. д. - также владели вотчинами на правах, пожалованных сюзеренами. Это явление носит название феодальной иерархии. В разных вариантах развития феодальных отношений, в разные периоды феодальная иерархия может быть четкой и многоступенчатой, а может быть и слабо выраженной.

Феодальный способ производства был шагом вперед по сравнению как с рабовладельческим, так и с первобытнообщинным строем. Он обеспечивал большую производительность труда, развитие производительных сил.


Информация о работе История Руси