История села Истобное Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:19, реферат

Описание работы

Истобнянский сельский округ Губкинского района Белгородской области расположен на юго-востоке Средне-Русской возвышенности. Село Истобное удалено от районного центра города Губкина на 35 км. Ближайшая железно-дорожная станция «Чаплыжное» находится в 20 км. С районным центром село Истобное соединено дорогой с твердым покрытием. В 6 км от села проходит трасса Москва-Симферополь , проходящая через областной центр Белгород. Истобнянский сельский округ граничит с востока с Богословским, Мелавским, Баброводворским сельскими округами; с запада с Никаноровским сельским округом; на юге со Скороднянским и Юрьевским сельскими округами.

Файлы: 1 файл

Истобное.docx

— 50.68 Кб (Скачать файл)

Дважды за свою историю село переменило свое название. Сначала вся местность называлась «урочище Высокое», потом это название сохранилось за одной частью села, а другая его часть называется Истобным.

Сельское хозяйство

Природные богатства края, благоприятный климат и приток населения превратили наш край в густонаселенный район России. Земля являлась главным богатством и для помещиков и для крестьян.

В селе Истобном в крестьянских хозяйствах в земледелии господствовала трехпольная система: озимый посев, яровой, пар. Главными орудиями труда были соха, деревянная борона, серп и коса. Сеяли с лукошка в разброс, молотили обычно цепами или катками. Сеяли в основном озимую рожь, из яровых культур – овес.

Хлеб убирали серпами, а затем складывали в копны. Просушивали хлеб в овинах, представляющих собой круглую яму с небольшим частично в нее опущенным срубом. В яме устраивали печь, а сверху плотно накрывали тесом и устанавливали снопы для просушки. Просушенный хлеб свозили в гумна, где его обмолачивали цепами и веяли. Обмолоченное зерно хранили в житницах, амбарах, клетях. В 60-е годы XVIII века население нашего села познакомилось с новой сельскохозяйственной культурой – картофелем.

Животноводство по отношению к земледелию играло подчиненную роль, носило преимущественно домашний характер. Крестьяне держали в своих хозяйствах лошадей как главную тягловую силу при выполнении сельхозработ; крупнорогатый скот – овец, коз; птицу – кур, гусей и т. д.

Промыслы  
          Практические жизненные потребности определяли основные промыслы, которыми занималась каждая крестьянская семья в селе, ведя натуральное хозяйство: изготавливая все нужное для жизни в своем хозяйстве. Это в частности изготовление полотна, из которого шили одежду, сукноделие, вязание варежек, носков, кушаков, изготовляли канаты, телеги, сани, занимались изготовлением бочек, выделкой кож, изготовлением глиняной посуды. В селе были хорошие мастера - плотники, столяры. Домашние промыслы со временем перерастали в ремесло.

Жилье  
         Основным жильем являлась изба в одну связь, т.е. из целых бревен, 6 - 9 аршин длины, почти квадратная. Пол земляной. Потолок укрепляется на балке, которая называется «матицей». Вместо фундамента - угловые столбы – «стояны» и «завалинка» — земляная обсыпь вокруг стен с улицы. В избе против входной двери в углу русская печь, занимающая большое пространство; на печи может греться вся семья. Курные избы с топкой по черному составляют большую редкость. От печи до противоположной стены – настил ,в длину печи, так называемый “пол” или “полати” от 3/4 до 1 1/2 аршина высоты. Под высокими палатами зимой и ранней весной содержатся телята и ягнята. В избе кроме «палатей», обычно бывает «копик» - неподвижный сундук у стены шириною в две доски с поднимающейся крышкой. По стенам неподвижные лавки-скамьи в две доски шириной. В переднем от входа углу стол. Над столом божница с иконой. Освещение - лучина или плошка с репейным или конопляным маслом. Стены избы снаружи и внутри вымазаны глиной и побелены мелом. Крыша - соломенная, засыпанная глиной. Вокруг двора плетень из орешника, ворота на улицу. Во дворе располагались хозяйственные постройки.  
Амбар из бревен - рубленый с закромами. Пунька - прямоугольный с одностворчатой дверью сарайчик, плетеный из хвороста для хранения скарба.  
Клуня с 2-3-мя двустворчатыми большими воротами. Низкие стены, высокая крыша - для молотьбы убранного хлеба. Закуты - плетеные сарайчики для скота. Погреб - яма с лазом к верху. Колодезь - четырехугольная яма со срубом внутри. Отопительный материал: дрова, солома, кизяки, торф. (Курский край. Сборник по природе, истории и культуры. Курск, 1925г.)

Одежда  
           Одежду истобняне изготовляли сами. В каждой семье женщины и девушки занимались ткачеством. Выращивали коноплю, из конопляной нити пряли пряжу и ткали холсты. Занимались вышиванием одежды: мужских рубашек, женских кофт, вышивали полотенца, набожники, накидки, скатерти, дорожки, наволочки на подушки. Кровати застилали самокатными постилками. На пол и лавки постилались вытканные из ярких ниток дорожки. Всем этим женщины занимались в свободное от сельхоз работ зимнее время.  
В быту женщины носили широкие рубахи, собранные у ворота. Замужние женщины носили поневы - юбки из самотканого шерстяного полотна, поверх надевали передники. Девушки носили сарафаны. Если женщины шли в поле вязать, то надевали “завязку”, чтобы не терлась кофта. Замужние женщины носили на голове повязку, а девушки платки.  
Мужчины летом носили рубахи и брюки из домотканого полотна.

Зимой все носили тулупы, сшитые из выделанных овечьих кож, валенки, сваленные из шерсти овец; весной и осенью ходили в зипунах, изготовленных из тканой пряденой шерсти, ноги обматывали онучами и обували чаще всего в лапти, летом в черевики. В некоторых семьях были сапоги, которые передавались по наследству. Их одевали только тогда, когда шли в церковь, на свадьбу, на большие престольные праздники.

Пища  
           Кушанья крестьян различны по сезонам года и по времени дня (завтрак, обед ), по характеру дня (праздничный или постный), по степени напряженности труда едоков (страдная пора). Некоторые кушанья подаются только к завтраку, а к обеду не подаются. Летом в Петровский пост - огурцы с хлебом иногда являются единственной пищей.  
В посты, в мясоеды, в праздники - кушанья соответственно изменяются. В страдную пору питание значительно усиливается.

           Хлеб выпекали из ржаной муки на капустном листе. Ржаные коржи выпекались на «юрагев» - сыворотке, остающейся при сбивании масла. Ржаные калачи иногда имеют форму лестницы (к поминкам ), иногда креста ( пост на 4-ой неделе ), жаворонков ( весной на «сороки»).

          Названия некоторых блюд, приготовляемых крестьянами: похлебка-суп, отварные картошки с огурцами, лапша, галушки, кутья, тюря.

Праздники и обряды

Из глубины веков пришли народные праздники в жизнь и быт истобнян. Празднества, обряды, обычаи складывались годами и были обусловлены трудом и бытом крестьян села, вобрав в себя опыт: многих поколений с переплетением давних народных и церковных праздников.  
          В селе особо почитаемыми были предновогодние и новогодние праздники - Рождество, Святки, Крещение. В этот период устраивали гадания, колядки, катание на лошадях, шествия ряженых и массовые гуляния. Выработалась целая система ограничений и запретов на работу в такие дни. Работы даже запрещались законом и жестоко осуждались традицией.  
           Из весенних праздников наиболее яркими были Масленица, Пасха, Троицын день, где помимо религиозных обрядов устраивались массовые гулянья с приготовлением обрядовой пищи, украшением жилища растительностью. Среди летних праздников выделялся Иван Купала с хороводами молодежи у костров.  
Успение и Семенов день совпадали с окончанием уборки урожая и осенние, хороводы оповещали о подведении итогов минувшего лета. До Масленицы и с Семенова дня до Гурия устраивались на селе свадьбы. С возведением в 1849 году в селе храма во имя Георгия Победоносца отмечается в нашем селе престольный праздник “Егорий “- 16 ноября.  
К празднику готовились тщательно: варили жирные борщи, мясо, пекли блины, пироги, варились кисели, холодец. Гостей приглашали со всей округи. В село собирались все родственники, живущие в других местах. По традиции глава собравшихся - дедушка, разгладив бороду, перекрестившись на образа, рассаживал гостей за стол по степени родства. Каждому гостю подносилась чарка. До позднего вечера продолжалось веселье за столом с пением народных песен, исполнением плясок; звучали балалайки, дудки, в ход шли деревянные ложки, выполнявшие роль ударных инструментов.

 

            С упразднением Белгородской губернии к 1833 году Курско-Белгородская епархия стала именоваться Курской епархией, которая начала сооружать многочисленные кирпичные храмы по губернии. Влияние церкви было значительным и неразрывно связано с мирской жизнью и не только в нравственном плане, но и в вопросах брака и семьи. В 40-е годы 19 столетия было решено построить в селе храм. Была выделена общественная земля и под строительство храма, и под пахату - посевная. Однако строительство храма затянулось на долгие годы - не хватало средств. Истобняне стали собирать средства на его постройку. В 1849 году храм во имя Георгия Победоносца был освещен и открыт для прихожан.  
Длина храма - 42 м., ширина - 22 м., высота – 18 м. Одна большая глава,12 малых окон и 22 больших, 3 внутренних и 3 внешних двери. Иконостас — деревянный, резной 12 х 6,5 м. Колокольня в два яруса, высотой 17,5м. Крытая железом. Престол один  
- во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца. По штату положено два священника и псаломщик. Земли при церкви: усадебной с погостом - 5 десятин, пахатной  
- 35 десятин. Всего 38 десятин, 1800 саженей. Посевная земля находится в двух верстах от церкви. Вся удобная, кроме трех десятин. В 1875 году выстроена деревянная сторожка, крытая железом. (ГАБО. Государственные ведомости церкви. 1916 г.)

Торговля. Ярмарка

            Занятие ремеслом и промыслом давало возможность крестьянам села Истобное зарабатывать деньги, требующиеся для уплаты помещичьих оброков, государственных податей, для развития собственного хозяйства, и являлось существенным дополнительным источником материального обеспечения.

          Основой для развития торговли явился рост сельскохозяйственного производства. Основная форма торговли - базарная и ярмарочная, развозная и разносная мелочная. Число базаров и ярмарок в течение пореформенного периода в уезде постоянно росло, к концу ХIХ века они функционировали во всех крупных селах уезда.

         В селе Истобном ярмарки проходили весной и осенью.

          Первая - весенняя проводилась на Георгия (23 апреля), сначала она была однодневная, потом двухдневная, а в 1889 году - трехдневная. Вторая ярмарка - осенняя проходила на Георгия (3 ноября) - 16 ноября (н.с) - однодневная. На ярмарках и базарах продавали хлеб (пшеницу), птицу, скот, лошадей, ремесленные изделия.

 

 

Народное образование

Школы

         С учреждением земств сеть учебных заведений стала развиваться значительно быстрее.  
          В Старом Осколе в сентябре 1868 года все гласные от различных сословий решили ввести обязательное открытие в каждом селе уезда народной земской школы. С этой целью предполагалось собирать земские сборы с десятины земли. Открывалась школа при наличии не менее 20ти желающих и их заявлений в земскую управу от сельского общества, которое обеспечивало помещение, отопление, освещение. С учащихся взималась плата в размере 1 рубля в год.

         Община истобнянских государственных крестьян имела возможности для предпринимательства, а значит могла содержать школу, то на свои средства совместно с уездным земством в 1872 году открыла первую земскую школу.

Библиотека 
         С развитием начального образования в волости начали создаваться бесплатные народные библиотеки - читальни. В 1895 году по просьбе Старооскольского уездного земства Московский Комитет Грамотности оказал помощь земству в деле организации народных библиотек-читален - присылкою книг на 8 библиотек.  
         На очередном сельском сходе было решено ходатайствовать об открытии библиотеки-читальни в селе Истобном. 
         Об открытии библиотеки для народной бесплатной читальни при сельском правлении.  
Так как в районе нашего общества есть много людей грамотных и имеющих желание и способности пользоваться светом знаний, но по своей бедности и недоступности лишены возможности пользоваться желаемым.

 

Медицина 
         С созданием уездного земства, одним из первых вопросов им поставленных был вопрос о проблемах народного здравия в уезде. Обычно на медицину земство выделяло по 1/З средств бюджета.

         До создания земских медицинских учреждений крестьяне села Истобное пользовались средствами народной медицины, услугами бабок - повитух, костоправов, знахарей. В пореформенный период в уезде было 2 врача. Больница была только в Старом Осколе, лечение в ней было платным - 5 рублей в месяц.

        Об изменениях в медицинском обслуживании местного населения можно судить по состоянию медицинских учреждений Старооскольского уезда к 80-м годам 19 века. В уезде было 3 врача и 10 фельдшеров, городская больница и три медицинских участка.  
Село Истобное к этому времени входило в Скороднянскую волость, и следовательно относилось к Скороднянскому медицинскому участку, где лечили только приходящих больных. Медперсонал участка состоял из врача, 2 фельдшеров, 2 акушеров. Скороднянский участок был открыт в 1890 году, обслуживал 17 сел волости.

 

 

 

 

 

Участие жителей села в Первой мировой войне

Летом 1914 года началась первая мировая война. В Старооскольском уезде было призвано 54, 01 % трудоспособных мужчин. Война тяжело ударила по крестьянским хозяйствам истобнян, многие из них остались без работников. Отсутствие самых трудоспособных мужчин, военные поставки лошадей и другого скота отразилось на мелких хозяйствах. Сократились площади посевов, хуже стала урожайность полей. Валовый сбор зерновых уменьшился на 20-25%.

Положение осложнялось не только недостатком рабочих рук, но и низкой технической оснащенностью крестьянских хозяйств, что вело к огромным затратам физического труда, теперь легшего на плечи женщин, подростков, стариков.

Женщины-солдатки, оставаясь с малыми детьми забрасывали хозяйство, продавали живой и мертвый инвентарь.

Цены на сельскохозяйственную продукцию резко пошли вверх. В селе царила нужда. Озлобленные на войну ,царя и всех на свете селяне выражали недовольство реквизициями скота, зерна, фуража, отказывались от их поставки по государственным ценам, предлагая взять все необходимое сначала у крупных землевладельцев.

Села Старооскольского уезда, как и вся Россия, находились словно на пороховой бочке, население ежечасно могло выйти из подчинения. В 1917 году утверждается уездный земельный комитет и волостные земельные комитеты, в которых сильно было влияние эсеров.

 

Развитие хозяйства в 1934 – 1941 годах

Коллективизация; сельское хозяйство

         Коллективизация в Истобнянском  сельском округе продолжалась:

до 1933  года в колхозы были объединены 48% крестьянских хозяйств, но курс на форсирование социалистического переустройства села набирал темпы.

          К 1935 году в колхоз вступило 270 единоличных хозяйств. Колхоз «По  пути Ильича» был разукрупнен  на 4-е новых хозяйства. Всего по  сельсовету было вступивших в  колхозы 71% крестьянских хозяйств  села Истобного. Около грех тысяч  истобнянцев стали колхозниками.

          В 1935 году в Истобнянском сельском  Совете работали колхозы:

- колхоз «Загорное» - председатель 

Бежин Матвей Иванович;

- колхоз Полытотдел  — председатель 

Кретов Кирилл Кузьмич;

- колхоз «Новая  жизнь» - председатель 

Яковлев Андрей Стефанович;

- колхоз «Красная  Нива» - председатель 

Панарин Стефан Иванович;

-колхоз «Заря» - председатель 

Кауров Павел Васильевич

-колхоз им. Сталина – председатель 

Шатохин Егор Михайлович

 

Образование и культура

Строительство нового общества требовало и изменения его духовно-нравственного развития и повышения культурного уровня. В культурном развитии село Истобное сделало огромный шаг вперед. Все дети от 8 до 11 лет должны были посещать начальную школу, так как н стране вводилось обязательное начальное образование с 1930 - 31 учебного года.

С начала 30х годов грамотная молодежь активно участвовала в ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В результате чего многие взрослые получили азы образования — они научились читать и писать. В ликбезе активно участвовали Мирошникова Мария Афанасьевна и Коропенко Вера Афанасьевна.

Претворяется в жизнь постановление об обязательном семилетнем образовании; в селе в 1935 году открылась школа-семилетка, где преподавали умные интеллектуальные люди: Шестаков Василий Васильевич, Баженова Антонина Петровна, Баженов Максим Иванович.

Информация о работе История села Истобное Белгородской области