Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:19, реферат
Истобнянский сельский округ Губкинского района Белгородской области расположен на юго-востоке Средне-Русской возвышенности. Село Истобное удалено от районного центра города Губкина на 35 км. Ближайшая железно-дорожная станция «Чаплыжное» находится в 20 км. С районным центром село Истобное соединено дорогой с твердым покрытием. В 6 км от села проходит трасса Москва-Симферополь , проходящая через областной центр Белгород. Истобнянский сельский округ граничит с востока с Богословским, Мелавским, Баброводворским сельскими округами; с запада с Никаноровским сельским округом; на юге со Скороднянским и Юрьевским сельскими округами.
Дважды за свою историю село переменило свое название. Сначала вся местность называлась «урочище Высокое», потом это название сохранилось за одной частью села, а другая его часть называется Истобным.
Сельское хозяйство
Природные богатства края, благоприятный климат и приток населения превратили наш край в густонаселенный район России. Земля являлась главным богатством и для помещиков и для крестьян.
В селе Истобном в крестьянских хозяйствах в земледелии господствовала трехпольная система: озимый посев, яровой, пар. Главными орудиями труда были соха, деревянная борона, серп и коса. Сеяли с лукошка в разброс, молотили обычно цепами или катками. Сеяли в основном озимую рожь, из яровых культур – овес.
Хлеб убирали серпами, а затем складывали в копны. Просушивали хлеб в овинах, представляющих собой круглую яму с небольшим частично в нее опущенным срубом. В яме устраивали печь, а сверху плотно накрывали тесом и устанавливали снопы для просушки. Просушенный хлеб свозили в гумна, где его обмолачивали цепами и веяли. Обмолоченное зерно хранили в житницах, амбарах, клетях. В 60-е годы XVIII века население нашего села познакомилось с новой сельскохозяйственной культурой – картофелем.
Животноводство по отношению к земледелию играло подчиненную роль, носило преимущественно домашний характер. Крестьяне держали в своих хозяйствах лошадей как главную тягловую силу при выполнении сельхозработ; крупнорогатый скот – овец, коз; птицу – кур, гусей и т. д.
Промыслы
Практические
жизненные потребности определяли основные
промыслы, которыми занималась каждая
крестьянская семья в селе, ведя натуральное
хозяйство: изготавливая все нужное для
жизни в своем хозяйстве. Это в частности
изготовление полотна, из которого шили
одежду, сукноделие, вязание варежек, носков,
кушаков, изготовляли канаты, телеги, сани,
занимались изготовлением бочек, выделкой
кож, изготовлением глиняной посуды. В
селе были хорошие мастера - плотники,
столяры. Домашние промыслы со временем
перерастали в ремесло.
Жилье
Основным
жильем являлась изба в одну связь, т.е.
из целых бревен, 6 - 9 аршин длины, почти
квадратная. Пол земляной. Потолок укрепляется
на балке, которая называется «матицей».
Вместо фундамента - угловые столбы –
«стояны» и «завалинка» — земляная обсыпь
вокруг стен с улицы. В избе против входной
двери в углу русская печь, занимающая
большое пространство; на печи может греться
вся семья. Курные избы с топкой по черному
составляют большую редкость. От печи
до противоположной стены – настил ,в
длину печи, так называемый “пол” или
“полати” от 3/4 до 1 1/2 аршина высоты. Под
высокими палатами зимой и ранней весной
содержатся телята и ягнята. В избе кроме
«палатей», обычно бывает «копик» - неподвижный
сундук у стены шириною в две доски с поднимающейся
крышкой. По стенам неподвижные лавки-скамьи
в две доски шириной. В переднем от входа
углу стол. Над столом божница с иконой.
Освещение - лучина или плошка с репейным
или конопляным маслом. Стены избы снаружи
и внутри вымазаны глиной и побелены мелом.
Крыша - соломенная, засыпанная глиной.
Вокруг двора плетень из орешника, ворота
на улицу. Во дворе располагались хозяйственные
постройки.
Амбар из бревен - рубленый с закромами.
Пунька - прямоугольный с одностворчатой
дверью сарайчик, плетеный из хвороста
для хранения скарба.
Клуня с 2-3-мя двустворчатыми большими
воротами. Низкие стены, высокая крыша
- для молотьбы убранного хлеба. Закуты
- плетеные сарайчики для скота. Погреб
- яма с лазом к верху. Колодезь - четырехугольная
яма со срубом внутри. Отопительный материал:
дрова, солома, кизяки, торф. (Курский край.
Сборник по природе, истории и культуры.
Курск, 1925г.)
Одежда
Одежду
истобняне изготовляли сами. В каждой
семье женщины и девушки занимались ткачеством.
Выращивали коноплю, из конопляной нити
пряли пряжу и ткали холсты. Занимались
вышиванием одежды: мужских рубашек, женских
кофт, вышивали полотенца, набожники, накидки,
скатерти, дорожки, наволочки на подушки.
Кровати застилали самокатными постилками.
На пол и лавки постилались вытканные
из ярких ниток дорожки. Всем этим женщины
занимались в свободное от сельхоз работ
зимнее время.
В быту женщины носили широкие рубахи,
собранные у ворота. Замужние женщины
носили поневы - юбки из самотканого шерстяного
полотна, поверх надевали передники. Девушки
носили сарафаны. Если женщины шли в поле
вязать, то надевали “завязку”, чтобы
не терлась кофта. Замужние женщины носили
на голове повязку, а девушки платки.
Мужчины летом носили рубахи и брюки из
домотканого полотна.
Зимой все носили тулупы, сшитые из выделанных овечьих кож, валенки, сваленные из шерсти овец; весной и осенью ходили в зипунах, изготовленных из тканой пряденой шерсти, ноги обматывали онучами и обували чаще всего в лапти, летом в черевики. В некоторых семьях были сапоги, которые передавались по наследству. Их одевали только тогда, когда шли в церковь, на свадьбу, на большие престольные праздники.
Пища
Кушанья
крестьян различны по сезонам года и по
времени дня (завтрак, обед ), по характеру
дня (праздничный или постный), по степени
напряженности труда едоков (страдная
пора). Некоторые кушанья подаются только
к завтраку, а к обеду не подаются. Летом
в Петровский пост - огурцы с хлебом иногда
являются единственной пищей.
В посты, в мясоеды, в праздники - кушанья
соответственно изменяются. В страдную
пору питание значительно усиливается.
Хлеб выпекали из ржаной муки на капустном листе. Ржаные коржи выпекались на «юрагев» - сыворотке, остающейся при сбивании масла. Ржаные калачи иногда имеют форму лестницы (к поминкам ), иногда креста ( пост на 4-ой неделе ), жаворонков ( весной на «сороки»).
Названия некоторых блюд, приготовляемых крестьянами: похлебка-суп, отварные картошки с огурцами, лапша, галушки, кутья, тюря.
Праздники и обряды
Из глубины веков
пришли народные праздники в жизнь и быт
истобнян. Празднества, обряды, обычаи
складывались годами и были обусловлены
трудом и бытом крестьян села, вобрав в
себя опыт: многих поколений с переплетением
давних народных и церковных праздников.
В селе особо
почитаемыми были предновогодние и новогодние
праздники - Рождество, Святки, Крещение.
В этот период устраивали гадания, колядки,
катание на лошадях, шествия ряженых и
массовые гуляния. Выработалась целая
система ограничений и запретов на работу
в такие дни. Работы даже запрещались законом
и жестоко осуждались традицией.
Из весенних
праздников наиболее яркими были Масленица,
Пасха, Троицын день, где помимо религиозных
обрядов устраивались массовые гулянья
с приготовлением обрядовой пищи, украшением
жилища растительностью. Среди летних
праздников выделялся Иван Купала с хороводами
молодежи у костров.
Успение и Семенов день совпадали с окончанием
уборки урожая и осенние, хороводы оповещали
о подведении итогов минувшего лета. До
Масленицы и с Семенова дня до Гурия устраивались
на селе свадьбы. С возведением в 1849 году
в селе храма во имя Георгия Победоносца
отмечается в нашем селе престольный праздник
“Егорий “- 16 ноября.
К празднику готовились тщательно: варили
жирные борщи, мясо, пекли блины, пироги,
варились кисели, холодец. Гостей приглашали
со всей округи. В село собирались все
родственники, живущие в других местах.
По традиции глава собравшихся - дедушка,
разгладив бороду, перекрестившись на
образа, рассаживал гостей за стол по степени
родства. Каждому гостю подносилась чарка.
До позднего вечера продолжалось веселье
за столом с пением народных песен, исполнением
плясок; звучали балалайки, дудки, в ход
шли деревянные ложки, выполнявшие роль
ударных инструментов.
С упразднением Белгородской губернии
к 1833 году Курско-Белгородская епархия
стала именоваться Курской епархией, которая
начала сооружать многочисленные кирпичные
храмы по губернии. Влияние церкви было
значительным и неразрывно связано с мирской
жизнью и не только в нравственном плане,
но и в вопросах брака и семьи. В 40-е годы
19 столетия было решено построить в селе
храм. Была выделена общественная земля
и под строительство храма, и под пахату
- посевная. Однако строительство храма
затянулось на долгие годы - не хватало
средств. Истобняне стали собирать средства
на его постройку. В 1849 году храм во имя
Георгия Победоносца был освещен и открыт
для прихожан.
Длина храма - 42 м., ширина - 22 м., высота
– 18 м. Одна большая глава,12 малых окон
и 22 больших, 3 внутренних и 3 внешних двери.
Иконостас — деревянный, резной 12 х 6,5
м. Колокольня в два яруса, высотой 17,5м.
Крытая железом. Престол один
- во имя Святого Великомученика Георгия
Победоносца. По штату положено два священника
и псаломщик. Земли при церкви: усадебной
с погостом - 5 десятин, пахатной
- 35 десятин. Всего 38 десятин, 1800 саженей.
Посевная земля находится в двух верстах
от церкви. Вся удобная, кроме трех десятин.
В 1875 году выстроена деревянная сторожка,
крытая железом. (ГАБО. Государственные
ведомости церкви. 1916 г.)
Торговля. Ярмарка
Занятие ремеслом и промыслом давало возможность крестьянам села Истобное зарабатывать деньги, требующиеся для уплаты помещичьих оброков, государственных податей, для развития собственного хозяйства, и являлось существенным дополнительным источником материального обеспечения.
Основой для развития торговли явился рост сельскохозяйственного производства. Основная форма торговли - базарная и ярмарочная, развозная и разносная мелочная. Число базаров и ярмарок в течение пореформенного периода в уезде постоянно росло, к концу ХIХ века они функционировали во всех крупных селах уезда.
В селе Истобном ярмарки проходили весной и осенью.
Первая - весенняя проводилась на Георгия (23 апреля), сначала она была однодневная, потом двухдневная, а в 1889 году - трехдневная. Вторая ярмарка - осенняя проходила на Георгия (3 ноября) - 16 ноября (н.с) - однодневная. На ярмарках и базарах продавали хлеб (пшеницу), птицу, скот, лошадей, ремесленные изделия.
Народное образование
Школы
С учреждением земств сеть учебных заведений
стала развиваться значительно быстрее.
В Старом
Осколе в сентябре 1868 года все гласные
от различных сословий решили ввести обязательное
открытие в каждом селе уезда народной
земской школы. С этой целью предполагалось
собирать земские сборы с десятины земли.
Открывалась школа при наличии не менее
20ти желающих и их заявлений в земскую
управу от сельского общества, которое
обеспечивало помещение, отопление, освещение.
С учащихся взималась плата в размере
1 рубля в год.
Община истобнянских государственных крестьян имела возможности для предпринимательства, а значит могла содержать школу, то на свои средства совместно с уездным земством в 1872 году открыла первую земскую школу.
Библиотека
С развитием
начального образования в волости начали
создаваться бесплатные народные библиотеки
- читальни. В 1895 году по просьбе Старооскольского
уездного земства Московский Комитет
Грамотности оказал помощь земству в деле
организации народных библиотек-читален
- присылкою книг на 8 библиотек.
На очередном
сельском сходе было решено ходатайствовать
об открытии библиотеки-читальни в селе
Истобном.
Об открытии
библиотеки для народной бесплатной читальни
при сельском правлении.
Так как в районе нашего общества есть
много людей грамотных и имеющих желание
и способности пользоваться светом знаний,
но по своей бедности и недоступности
лишены возможности пользоваться желаемым.
Медицина
С созданием
уездного земства, одним из первых вопросов
им поставленных был вопрос о проблемах
народного здравия в уезде. Обычно на медицину
земство выделяло по 1/З средств бюджета.
До создания земских медицинских учреждений крестьяне села Истобное пользовались средствами народной медицины, услугами бабок - повитух, костоправов, знахарей. В пореформенный период в уезде было 2 врача. Больница была только в Старом Осколе, лечение в ней было платным - 5 рублей в месяц.
Об изменениях в медицинском обслуживании
местного населения можно судить по состоянию
медицинских учреждений Старооскольского
уезда к 80-м годам 19 века. В уезде было 3 врача
и 10 фельдшеров, городская больница и три
медицинских участка.
Село Истобное к этому времени входило
в Скороднянскую волость, и следовательно
относилось к Скороднянскому медицинскому
участку, где лечили только приходящих
больных. Медперсонал участка состоял
из врача, 2 фельдшеров, 2 акушеров. Скороднянский
участок был открыт в 1890 году, обслуживал
17 сел волости.
Участие жителей села в Первой мировой войне
Летом 1914 года началась первая мировая война. В Старооскольском уезде было призвано 54, 01 % трудоспособных мужчин. Война тяжело ударила по крестьянским хозяйствам истобнян, многие из них остались без работников. Отсутствие самых трудоспособных мужчин, военные поставки лошадей и другого скота отразилось на мелких хозяйствах. Сократились площади посевов, хуже стала урожайность полей. Валовый сбор зерновых уменьшился на 20-25%.
Положение осложнялось не только недостатком рабочих рук, но и низкой технической оснащенностью крестьянских хозяйств, что вело к огромным затратам физического труда, теперь легшего на плечи женщин, подростков, стариков.
Женщины-солдатки, оставаясь с малыми детьми забрасывали хозяйство, продавали живой и мертвый инвентарь.
Цены на сельскохозяйственную продукцию резко пошли вверх. В селе царила нужда. Озлобленные на войну ,царя и всех на свете селяне выражали недовольство реквизициями скота, зерна, фуража, отказывались от их поставки по государственным ценам, предлагая взять все необходимое сначала у крупных землевладельцев.
Села Старооскольского уезда, как и вся Россия, находились словно на пороховой бочке, население ежечасно могло выйти из подчинения. В 1917 году утверждается уездный земельный комитет и волостные земельные комитеты, в которых сильно было влияние эсеров.
Развитие хозяйства в 1934 – 1941 годах
Коллективизация; сельское хозяйство
Коллективизация в
до 1933 года в колхозы были объединены 48% крестьянских хозяйств, но курс на форсирование социалистического переустройства села набирал темпы.
К 1935 году в колхоз вступило 270
единоличных хозяйств. Колхоз «По
пути Ильича» был разукрупнен
на 4-е новых хозяйства. Всего по
сельсовету было вступивших в
колхозы 71% крестьянских хозяйств
села Истобного. Около грех тысяч
истобнянцев стали
В 1935 году в Истобнянском сельском Совете работали колхозы:
- колхоз «Загорное» - председатель
Бежин Матвей Иванович;
- колхоз Полытотдел — председатель
Кретов Кирилл Кузьмич;
- колхоз «Новая жизнь» - председатель
Яковлев Андрей Стефанович;
- колхоз «Красная Нива» - председатель
Панарин Стефан Иванович;
-колхоз «Заря» - председатель
Кауров Павел Васильевич
-колхоз им. Сталина – председатель
Шатохин Егор Михайлович
Образование и культура
Строительство нового общества требовало и изменения его духовно-нравственного развития и повышения культурного уровня. В культурном развитии село Истобное сделало огромный шаг вперед. Все дети от 8 до 11 лет должны были посещать начальную школу, так как н стране вводилось обязательное начальное образование с 1930 - 31 учебного года.
С начала 30х годов грамотная молодежь активно участвовала в ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В результате чего многие взрослые получили азы образования — они научились читать и писать. В ликбезе активно участвовали Мирошникова Мария Афанасьевна и Коропенко Вера Афанасьевна.
Претворяется в жизнь постановление об обязательном семилетнем образовании; в селе в 1935 году открылась школа-семилетка, где преподавали умные интеллектуальные люди: Шестаков Василий Васильевич, Баженова Антонина Петровна, Баженов Максим Иванович.
Информация о работе История села Истобное Белгородской области