История села Нойбера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

На северном склоне Гудермесского хребта, на востоке Чечни, над трассой Ростов-Баку расположено обычное чеченское село Нойбоьра. С западной стороны к нему прилегает территория поселка Ойсхара,с юга территория села Кадиюрт,с востока территория села Кошкельды.

Файлы: 1 файл

От седой древности.docx

— 29.70 Кб (Скачать файл)

  

От седой древности-до наших дней: История села Нойбера.

Седая древность при всех обстоятельствах остается необычно  интересной  эпохой для будущих. Ибо она является  позднейшего прогресса.

                                                            Ф. Энгельс.

      На северном склоне  Гудермесского хребта, на востоке  Чечни, над трассой Ростов-Баку  расположено обычное чеченское  село Нойбоьра. С западной стороны  к нему прилегает территория  поселка Ойсхара,с юга территория  села Кадиюрт,с востока территория  села Кошкельды.

    На географических картах  и в литературе упоминали, о  селе Нойбоьра несет свое начало  с самого начала 18 века. К настоящему  времени здесь проживают  чеченцы  из тукхума (фратрии) Нохчмахкхой  и имеют, в основном,  представительство  таких тайпов, как шоной,  билтой, беной, ширдой, чартой, г1ордалой, энакхаллой.     Представители этих тайпов считаются  коренными жителями села и  все они считают, что родоначальником  села, его основанием является  представителем именно их тайпа, т.е. их предок. Точной даты основания  села никто не знают и то, в честь чего и кого названо  село. Однако существуют разные  версии. Одни считают, что название  села связано с тем, что в  лощине (бера) указанного хребта  вытекает одноименный источник  воды-родник. Бытует легенда, что  когда здесь появился первый  чеченец, он увидел рядом с  этим источником корыто (ной). Связав  слово «Ной» со словом  «Боьр  », он дал родину название «Нойбера»  и село названо в честь него. Другие считают, название селу  дано в честь пророка Ноя (Нохь  пайхмар),который по их версии  после известного всемирного  потока имел здесь кристанище, владел местной лощиной,а корыто  осталось после него.Примечателен  и такой факт: в двух километрах  восточнее села Нойбоьра,на границе, с территорией села Кошкельды  находится также подобная лощина, на которой также находится  соляной водяной источник в  местечке, носящем название «Нойирзе». Буквально это переводится с  чеченского как «Поляна, принадлежащая  Ною». Известно, что некоторые чеченцы  имеют имя «Нойбарха». Этнологический  анализ  этого имени позволяет  нам сделать вывод, что это  слово относится к жителю лощины, принадлежащей Ною. Существует гипотеза, что чеченцы-это потомки пророка  Ноя (Нохь - пайхмар). Какая связь  между этими фактами и явлениями? Ответ надо искать с учеными  с учетом в диалектике всех  фактов и версий. На этом свете  небезынтересно и народное предание  о таком событии.

….С незапамятных времен взоры завоевателей разных мастей привлекали светлые долины, бурные реки могущественные горы Кавказа. Творец наш Господин миров, Милостивый и Милосердный Аллах одарил природу Кавказа дивной красотой величавых вершин, горных утесов, вековых лесов и плодородных равнин. С древних времен обитатели этого райского края земного шара не давали врагам надеть основы рабства на мятежные горы Кавказа, любили и охраняли свой край. И каждый раз, когда огромная туча врагов устремлялись к покорению свободолюбивых душ детей кавказских гор и закабалению его народов, она получала достойный отпор от гордых и мужественных сынов свободного и непокоренного Кавказа. Много легенд и песен (или) сложено народными  сказаниями о своих чудо- богатырях, часто сравнивая их  со  сказочными картами. Память народа из поколения в поколения передавала имена многих героев, прославивших свой народ и ушедших в бессмертие. Одним из таких героев прошлого смело можно назвать и Найбарху. «Предание старины глубокой» скудную сообщает нам, что Нойбарха был молодым человеком лет 20-22,когда на землю его отцов напали сарматские племена (ц1арматнах-безобразные люди).В научных источниках, а также в трудах писателей и публицистов, в том числе патриарха чеченской литературы А. Айдамирова, отмечается, что на территории современной Чечни сарматы впервые появились за 3-4 века до нашей эры. Следовательно, событие, о котором найдет речь, происходило не менее 2,3 тысяч лет назад , когда полчище сарматов в одном из набегов стало угонять скот чеченцев,  Найбарха, собрав дружину, стал преследовать варваров и достиг их в том месте, где сейчас возвышается большой курган, называемый народом «П1ота-барз» (курган Петимат). Это примерно в полутора километрах от Бакинской трассы справа от дороги, ведущий в Кади-юрт и Энгель-юрт, недалеко от источника воды, называемый в народе « Гомаш яйна 1ам» (озеро, в котором утонула буйвол). В то далекое время в этом месте между сарматами и чеченцами началась битва, которая длилась, сутки и закончилась победой чеченцев. Много отважных сынов налегло в этой битве, в том числе и Нойбарха, их баьчча  (предводитель). Его  возлюбленная девушка Пет1а (Петимат) прибыв на место боя и узнав о гибели избранника своей души, кинжалом последнего на месте его гибели заколола себя в сердце, ибо не захотела жить без любимого. Оставшиеся в живых воины-чеченцы почестями захоронили красавицу-девушку вместе с ее возлюбленным в одну могилу, и каждый воин насыпал на ладонь земли, на могилу, в результате чего образовался большой курган, названный в честь имени отважной девушки. Говорят,что первым растением, выросшим на этом кургане, был цветок мак, которому за верность любви Пет1и к своему возлюбленному также дали ее имя Пет1амат,которая воспевается в чеченских песнях. А известный в республике и за его пределами поэт из  Энгель-Юрта Шахид Рашидов в 1969 г. На чеченском языке написал поэму «Пот1а-барз», посвященную истории древнего события и его героям. Поэма была напечатана в журнале «Орга» и начиналась так: И поле села Нойберды

                              Возвышается древний курган

                               А под этим курганом нетменно

                               Покоится прах Петимат…..

                        (смысловой перевод мой):

Говорят, что когда в советский период власти хотели вспахать  этот курган, трактор каждый раз сломался, и затея не увенчалась успехом.

                       «Нет повести печальные на  свете,

                       Чем повесть о Ромео и Джульетта» - писал великий писатель В.Шекспир  в начале эпоху Возрождения. Благодаря  перу английского мастера мир  узнал о великой любви средневековых  итальянцев и трагическом конце  их жизни. История гибели Нойбархи  происходила гораздо раньше, но  менее известна миру. Если причиной  смерти шекспировских героев  послужили платившие интриги  между родами Монтенки и Канулетти, то смерть Нойбархи поступила  более благородной причиной - в  жестокой схватке с врагами. Поэтому  поступок Пет1и во имя любви  к своему избраннику заслуживает  большего уважения в обществе: ее чувства носили материальный  характер и были более возвышенными.

    Некоторые склонны считать, что название селу дано в  честь Нойбархи.

    В середине XIX века в селе Нойбоьра жил наиб Шамиля Эски, который в 1859 и похоронен в с. Бачиюрт.

Чем больше они отдаляются во времени от своих предков, тем больше меняются люди, меняется их образ жизни, а история жизни забываются, если они не зафиксированы. Основатель села Нойбоьра именем  не зафиксирован (официально), но есть основания, стяжающие право полагать, считать, что первым человеком, поселившим  в местечке его нынешнего расположения, был выходец из села Беной  по имени Верги. Правая (западная) сторона от  лощины, пряж  идущей  от Гудермесского   местного хребта, большое дерево дикой груши на пряже, небольшой лесок в лощине между пряжами названы в честь Верги и известны как «Верги дукъ», «Верги хьуьн». А это не случайно. Логический анализ прошлого позволяет сделать вывод, что первое заселение на местности нынешнего Нойбоьра произошло в конце 17 века, т. е примерно 300-350 лет назад . Известно, что в это время из горных районов  чеченцы стали переселяться равнинные  места. Для этого были разные объективные субъективные причины. Надо отметить, что в источниках исследований ученых царской России село  упоминается как Наимберды и мирное село. И в настоящее время там живут мирные и простые жители, занимающиеся животноводством и земледелием. Правда, в результате неправильной социально- экономической  и демографической политики власти последних лет, территориальное положение села, несмотря на выгодное географическое расположение, неоправданно ухудшилось, что существенно снизывается на положении жителей села.

В конце 19, в начале 20 века здесь жил легендарный Юша1 Янарсаев. На съезде народов Терека его избирали вождем чеченской бедноты и руководителем  делегации, направленной к Ленину в Москву выбирать товар, мануфактуру и другой провиант для нужд жителей республики. Историк из села Чечен - Аул с. Наихаджиев в 1990 г. в своей публицистической статье отмечал, что в 1920 году  в республику прибыл эшелон с товаром  из Москвы. Произошло это благодаря грамотности, мудрости, и дипломатическими способностями Ю. Янарсаева. Когда В.И.Ленин предложил ему возвратиться в республику, а товар и продуктов он пришлет после него  следом, Ю. Янарсаев ответил ему: «Владимир Ильич. Чеченский народ воевал против деникинцев  на вашей стороне, считая, что Советская власть поможет ему в борьбе с нищетой. Если  я возвращусь в республику с пустыми руками, они что его обманули, как родители, идущие на базар и обещающие детям принести сладости. Подобно  детям, отворачивающимся с обидой в душе от родителей, чеченский народ отвернется от вас и станет на сторону белых. Не обойдется ли это для молодой Советской власти прахом»?

Эти слова заставили Ленина задуматься и дать приказ о направлении в Чечню просимого эшелона вместе уезжающим делегатом. В память этих событий они  сфотографировались на Курском вокзале. Мой отец рассказывал, что в этой поездке Янарсаев привез для его отца в награду красную революционную ленту с надписью «стрелку – Лула Канаеву». Как снайпер – стрелок Л. Канаев был награжден еще и именной 12-ти зарядной винтовкой. Позже за эту винтовку он был арестован с ее изъящним  НКВ Дещником З. Колесниковым. А когда его с помощью Е. Порванцова, освободили, в место нее Лула возвратили другую, 5-ти зарядную винтовку.

  Во время революции 1917 года  жители села Нойбера были на  стороне большевиков. Представляется, что стало возможным в связи  с тем в это время в селе  у Ю. Янарсаева жил присланный  из Москвы профессиональный революционер, коммунист Егор Порванцов. Егор  Порванцов знал чеченский язык, дружил с Ю. Янарсаевым, Л. Канаевым, после установления Советской  власти ,в республике занимая  высокий государственный носитель. А во время репрессий  и преследований  в 30-40-х годах хорошо помогал  жителям села и района особенно  когда в республике зверствовал. З.Колесников,- яркий сталинит налог, усердно «проработавший» на всем  Северном Кавказе. За неделю до  выселения чеченцев Е. Порванцов  сообщил моему отцу о дате  выселения и предложения подготовиться  к депортации тайно, но отец  не поверил чудовищному сообщению  и не принял подлежащих мер.

  Во время гражданской войны, в 1919 Г. с запада на восток с  тяжелыми боями с повстанцами, сжимая чеченские селения, пели  деникинские войска Белой Армии. Во время их подхода к селению  Нойбоьра, туда для разведки оперативных  данных, были посланы лазутчики. Наткнувшись на западной стороне  на охрану  и защитников села, они были поражены увиденным  пулеметом «Максим». В них условиях  и в то время наличие пулемета  для защитников села имело  очень большое преимущество важное  значение . Удивленные этим, застигнутые  врасплох, лазутчики видали себя, но защитники села, сделав вид, что не поняли и, не растерявшись, решили сделать тактический маневр  из имеющихся двух пулеметов  незаметно придвигая с одного  места на другое, показали их  как будто четыре .Эти два пулемета  были  трофейными, добытыми во  время налета на белогвардейский  штаб, находившийся перед этим  в здании вокзала станции Кади-юрт  ими владел Лула Канаев и  его родственник-племянник Ю. Янарсаева- Шейх-Магомед Аюбов, лазутчики об  увиденном положении руководству    пасующих ,а те насчитав ,что в  целях овладения небольшим селом  нет смысла идти на огонь- на  верную гибель. Хвалебным рапортом  наступавшие доложили Деникину, что «…с боем взяли и сожгли  Наимберды». Боясь больших потерь, в целях сохранения личного  состава,  деникинци обошли село  с севера и пошли дальше  на восток. Позже, после установленной  Советской власти в республике, распар деникинцев был найден  в архиве  Белой Армии. Именно  из-за этого рапорта в историю  края  вкралась ошибка, что Нойбора  было сожжено деникинцами. Воспользовался  этим рапортом при написании  своей книги «Октябрьская революция  в Грозном и в горах Чечено-Ингушетии»  известный революционер и писатель  большевик Н.Носов. Эта ошибка, искажающая  историческую правду, не исправлена  до сих пор. Его и оперирует  и современный ученый, доктор  исторических наук, чешский зять  Хаджи - Мурад Ибрагим-Бейли. Таким  образом, во всех источниках официальной  истории значится, что во время  гражданской войны деникинцы  взяли и сожгли село Нойбоьра, хотя боя в селе не было  в связи с указанными выше  причинами.

     Во время Великой  Отечественной войны много добровольцев  ушло на фронт из маленького  села Нойбоьра. Многие из них  не вернулись домой, и героически  шли навечно на полях сражений.   Среди них и отважный Хумайд  Хамурадов, имевший несколько правительственных  наград, и Джунаид-Махмудов - участник  обороны легендарной Бресткой  крепости. Гордится село и своим  воином - интернационалистом Мукуловым  Адамом.

    В центре села Нойбора  возвышается мечеть- одна из красивых  мечетей в нашей республике. Она  построена в 90-х годах ХХ века, ее архитектором прорабом и  основателем можно назвать Очарова  Сайд - Магомеда мастера с золотыми  руками наследника рода Янарсаевых.

    Жил в селе ученый  имам с очень высоким уровнем, известный в республике и за  ее пределами Абдулкадир Джабраилов. Все жители села - мусульмане, исповедующие  ислам суннитского толпа, относящегося  ма1х1абу имама Шафи1и. Из двух  тарикатов суфизма большинство  сельчан придерживаются ученым  устаза Кунта-Хаджи Кишиева из  села Илсхан-Юрт, который в середине 19 века проповедовал теорию непротивления  злу, и за что в начале 1864 г. был арестован царскими властями  и сослан в родной земли.

    С момента выселения  чеченцев в Среднюю Азию и  до развала СССР село носило  название Суворов - юрт.

   Такова краткая история  села Нойбоьра. Может быть, она  послужит «основой будущего прогресса».

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе История села Нойбера