Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 01:56, реферат
Гражданская война в России начала XVII в., составной частью которой стала цепь народных восстаний (Хлопка, Болотникова и др.), открыла целую эпоху мощных социальных потрясений. Вызваны они были усилением натиска феодалов, государства на народные низы, прежде всего окончательным закрепощением крестьянства, основной массы населения России. Логика, диалектика истории, помимо прочего, состоит в том, что укрепление государства — результат трудовых и ратных усилий народных низов — сопровождается ухудшением положения последних, усилением давящего на них пресса всяких податей, барщинных и иных повинностей.
Сословия в России XVII века. 3
Общественный строй в России XVIII века. 10
Положения сословий в период разложения крепостнического строя (первая половина XIX в.) 25
Сословия в России периода развития и утверждения капитализма (вторая половина XIX в). 28
Положение сословий в России в XX в. 30
Заключение 32
Список используемой литературы. 33
Второе направление - консолидация в рамках единого привилегированного сословия российского дворянства - феодальной верхушки всех народов, населявших Российскую империю. Это был способ укрепления единства империи как многонационального государства.
Третье направление развития
дворянского сословия состояло в
том, что непрерывно расширялись
его привилегии, повышался правовой
статус. Уже Указ 1718 г. о введении
подушной подати резко отделил правовой
статус дворян как сословия привилегированного
и неподатного от правового статуса
сословия податных, обязанных платить
подушную подать и нести иные повинности,
в том числе и от статуса
служилых людей “по-отечеству” - однодворцев
(бывшей низшей категории дворянства),
которые попали в разряд податного
населения. Основной привилегией дворянства
являлось монопольное право владеть
землей, населенной крепостными крестьянами.
На протяжении XVIII в. правительство
многократно подтверждало запрещение
всем иным сословиям владеть землей,
населенной крестьянами. Исключение было
сделано только для предпринимателей-
Но главной причиной появления
безземельных дворян было прекращение
“верстания поместьями” за службу
и переход к денежной форме
оплаты государственной службы и
мобилизации земельной
Однако несмотря на все
эти привилегии дворянство тяготилось
обязанностью пожизненной службы. Следует
признать, что эта служба была действительно
тяжела. Иной раз дворянин на протяжении
большей части своей жизни
не бывал в своих имениях, т.к.
находился беспрерывно в
В страхе перед повторением
событий 1773-1775 гг. (“пугачевщина”) самодержавная
власть проводит ряд мероприятий, направленных
на дальнейшее расширение и подтверждение
дворянских привилегий и усиление административного
контроля за крестьянами. Наиболее важные
из них - Учреждение для управления
губерний 1775 г. и Жалованная грамота
дворянству 1785 г. Губернская реформа 1775
г. уже анализировалась в
Характерно, что в первые годы петровских реформ в начале XVIII в., самодержавная власть старалась включить в состав дворянства все наиболее энергичные и талантливые элементы из других сословий. Каждый, кто дослужился до первого офицерского чина, становился дворянином. В гражданской службе, чтобы стать потомственным дворянином нужно было дослужиться до чина VIII класса. Постепенно по мере увеличения привилегий доступ в ряды дворянства ограничивается. К концу века каждый дослужившийся до младшего офицерского чина получал лишь личное дворянство без права передачи жене (если она не дворянка) и детям. И только дослужившись до чина майора можно было получить потомственное дворянство. Несколько позже планка получения дворянства была поднята еще выше: потомственное дворянство полагалось только с чина полковника в военной службе и чина действительного статского советника (равного генерал-майору в армии) - в гражданской службе. Так дворянство превращалось в замкнутую, самоизолировавшуюся от народа касту, отличавшуюся от других сословий не только по образу жизни, одежде, обычаям, но даже и по языку, т.к. пользовалось в общении в своем кругу французским языком.
Духовенство. Следующим после
дворянства привилегированным сословием
являлось духовенство, которое по-прежнему
подразделялось на белое (приходское)
и черное (монашество). Оно пользовалось
определенными сословными привилегиями:
духовенство и его дети освобождались
от подушной подати; рекрутской повинности;
подлежали церковному суду по каноническому
праву (за исключением дел “по
слову и делу государеву”). По своей
социально-классовой
Отношение самодержавной
власти к церкви было двойственным.
С одной стороны, церковь, осуществляя
идеологическую функцию, внедряла в
массы идею, что всякая власть и
царская в особенности от Бога
и повиновение ей является божественной
заповедью. А потому и власть поддерживала
и защищала церковь, а господствовавшая
православная религия имела статус
государственной религии. Но с другой
стороны, абсолютизм не мог терпеть
даже тени какой-либо власти, независимой
от самодержавного монарха. Тем более,
что подчинение православной церкви
государству являлось исторической
традицией, коренившейся в ее византийской
истории, где главой церкви являлся
император. Опираясь на эти традиции,
Петр 1 после смерти патриарха Адриана
в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха,
а сначала назначил рязанского архиепископа
Стефана Яворского
Что касается церковных имуществ, то Петр 1 попытался провести их секуляризацию. Земельные владения церкви были переданы под контроль Монастырскому приказу, а из доходов с этих имений государство стало финансировать церковь. Для пополнения государственной казны во время Северной войны часть золотых и серебряных церковных сосудов и украшений были изъяты из церквей и монастырей так же, как и часть колоколов, которые перелили на пушки. Однако после создания Синода, когда церковь превратилась в отрасль государственного управления, земли вновь были ей возвращены, хотя церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен. Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II Указом 1764 г. Церковь окончательно превратилась в отрасль государственного управления, финансировавшуюся из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.
Реформы церковного управления были проведены не только в православной церкви, но и в мусульманской. Для управления мусульманским духовенством в 1782 г. был учрежден муфтиат.
Глава всех мусульман Российской
империи - муфтий избирался советом
высших мусульманских священников
и утверждался в этой должности
императрицей. В 1788 г. в Оренбурге
учреждается Мусульманское
Посадское население. Посадское,
т.е. городское торгово-ремесленное
население составляло особое сословие,
которое в отличие от дворянства
и духовенства не было привилегированным.
На него распространялось “государево
тягло” и все налоги и повинности,
в том числе рекрутская повинность,
оно подлежало телесным наказаниям.
С введением в 1718 г. подушной подати
посадское население стало
Магистраты и ратуши как органы самоуправления посадской общины города решали внутренние дела, возникавшие в общине, а также судебные споры посадского населения. Они ведали также местным хозяйством, дорогами, благоустройством, поддержанием порядка и имели фискальные полномочия. Посадская община платила подати. Все ее члены были связаны круговой порукой, а ратуша или магистрат распределяли повинности по дворам. Главный магистрат также представительствовал перед верховной властью о нуждах посадского населения.
Регламент Главного магистрата
1721 г. разделял все городское население
на разряды. Выделялось дворянство, жившее
в городах в своих домах
либо вблизи городов, духовенство, иноземцы-купцы
и др. Они согласно Регламенту “между
гражданами не числятся”, не подлежат
посадскому тяглу и не входят в
систему посадского самоуправления.
Остальное население регламент
Главного магистрата делит на “регулярных
граждан” в составе двух гильдий
и “подлых людей” или чернорабочих.
Различие гильдий связано с
Развитие общероссийского
рынка во второй половине XVIII в., отмена
внутренних таможен вызвали существенный
рост городского населения. Достаточно
сказать, что численность населения
Москвы достигла 400 тыс чел., а Петербурга-свыше
200 тыс чел. Возникали многочисленные
новые города. Доля городского населения
в общем населении страны возросла
с 3,2 % в начале века до 4,1 % в 80-е годы
XVIII в. В городах кроме купцов,
заводчиков, банкиров появилась новая
интеллигенция (архитекторы, художники,
врачи, ученые, инженеры, преподаватели
и т.д.). Предпринимательством стало
заниматься и дворянство. Все это
вызвало необходимость
Городское население по Грамоте делилось на 6 разрядов. К первому разряду причислялись те, “кои в этом городе дом или иное строение или землю имеют”, даже если они принадлежат к иным сословиям - дворянству, чиновничеству или духовенству. Второй разряд включал купцов трех гильдий: первая гильдия купцы с капиталом от 10 до 50 тыс. руб.; вторая -от 5 до 10 тыс. руб.; третья-от1 до 5 тыс. руб. Третий разряд-ремесленники, записанные в цехи. Четвертый - иностранцы и иногородние крупные купцы, поселившиеся по торговым делам в данном городе. К пятому разряду относились “именитые граждане” - крупнейшие капиталисты с капиталом от 50 тыс руб. и больше, банкиры с капиталом от 100 до 200 тыс. руб., оптовые торговцы. К этому же разряду причислялись лица, отбывшие городские службы в качестве городских голов, бургомистров, членов совестных судов, членов магистратов. Сюда же была отнесена интеллигенция, т.е. лица, имевшие академические или университетские дипломы. Наконец, шестой разряд составляли посадские люди, т.е. давно поселившиеся или родившиеся в данном городе и занимающиеся ремеслом. Над основной массой посадского люда возвышались купечество и именитые граждане (второй и пятый разряды), иностранцы (четвертый разряд) - все эти привилегированные разряды были освобождены от городского “тягла”, рекрутского набора и телесных наказаний. И конечно, первый разряд-дворянство, чиновничество, духовенство. Новшество в Жалованной грамоте городам состояло в том, что к “градскому обществу” впервые были причислены дворяне, чиновники и духовенство, жившие в городах, а также интеллигенция с университетскими и академическими дипломами.