Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 16:01, реферат
Для выполнения работы определены следующие задачи:
1. Рассмотреть зарождение таможенного дела;
2. Проследить зарождение таможенного дела в 9-14 веках в Древней Руси.
Челябинский Государственный Университет
Институт
экономики отраслей бизнеса и
администрирования
Реферат
Тема: «История
таможенного дела на Руси в IХ – ХIV веках»
Выполнил: Студент 2 – го курса
Актуальность темы реферата.
Таможенная служба
существует в России уже несколько
сотен лет. Еще в Киевской Руси
взимался мыт - сбор за провоз товаров
через внешние или внутренние
заставы, за пользование участком, отведенным
для торга, за покровительство, оказываемое
купцам и т.п. В условиях следующего,
удельного периода российской государственности,
содержание таможенных мероприятий
стало более предсказуемым, сопряженным
с экономическими интересами крупных
земельных собственников. Появились
новые виды таможенных платежей. С
начала XIII в. их взимание осуществлялось
уже не только с определенного
количества, но также в зависимости
от ценности взвешиваемых продуктов. На
развитие таможенного дела сильное
влияние оказали монголы-
Данный вопрос исследовали различные ученые, однако выделим несколько из них. Так, работа Ю. Г. Кисловского посвящена истории таможенного дела и таможенной политики России. А.А. Смирнова рассмотрела исторический опыт таможенного дела в России и проблемы формирования современной торговой политики. К.Н. Лодыженский изучил историю русского таможенного тарифа.
Для выполнения работы определены следующие задачи:
1. Рассмотреть зарождение таможенного дела;
2. Проследить
зарождение таможенного дела
в 9-14 веках в Древней Руси.
Глава 1. Зарождение таможенного дела
Зарождение таможенного дела, как утверждают историки, относится к глубокой древности. На территории нашей страны это произошло во 2-3 веках до н.э., то есть в период появления древних государств, в которых экономика достигла такого уровня развития, когда происходит разделение труда внутри них и в межгосударственном масштабе. Рост производительности труда приводит к появлению излишков производимого. На этой основе происходит обмен товаров, а затем и купля – продажа. Появляется особый слой людей – купцы, которые специализируются не в области производства товаров, а занимаются их продажей. Объективно возникают и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место продажи и т.д. Но это еще не были таможенные сборы, а лишь налог, который шел на пополнение казны города или государства, то есть представлял собой фискальный сбор.
Развитие государства привело к созданию его институтов, администрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствах для их содержания. Пополнением казны занимались налоговые органы, в руках которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах. Сборы (пошлины) на привозные товары в западных государствах устанавливались по-разному и колебались от 0.01 стоимости товара до 0.1 , то есть в зависимости от воли того или иного господствующего лица и сложившейся торговой конъюнктуры.
В 3 веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалусии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города – тариф.
Таможенный тариф стал для таможенных органов государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.
Древние государства, умело, используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80 % поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин.
Примером
является Карфаген, где Ганнибал, используя
систему таможенного тарифа, не только
пополнил казну и вел на эти
средства войну с Римом, но и освободил
часть населения от налогов. Однако
стремление собрать, как можно больше
доходов за счет таможенных пошлин
имело и противоположную
Исторический
экскурс показывает, что таможенное
дело находится в тесной связи
с господствующим в данный период
общественно-экономическим
Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулирования товарообмена прослеживается в 7-9 веках. В этот период таможенники имели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, казначей – четвертое. И если граф или мэр назначались, то таможенники и казначеи избирались из числа граждан города и так же освобождались. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовой статус определялся демократическими институтами.
В
последующем, на протяжении многих столетий
местные власти и правители стремились
подчеркнуть бескорыстие и
В
связи с расширением
Таможенная
политика является составной частью
внутренней и внешней политики государства
и определяет стратегию таможенного
дела, что находит отражение в
соответствующих
Таможенное
дело – это объективный процесс,
проявляющийся в сфере меж
экономических и торговых связей
между государствами и внутри
государств, это один из механизмов
регулирования экономики, внешней
торговли, стабилизации финансов. Таможенное
дело развивается по своим специфическим
законам, имеет свой предмет и
содержание.
Глава 2. Зарождение таможни в Древней Руси в 9-14 веках
Многочисленные
факты истории позволяют
История не сохранила
для нас документальных свидетельств
о времени возникновения
Данным договором предусматривалось освобождение русских купцов в Византии от уплаты мыта: “Да творять куплю, якоже им надобе, не платяча мыта ни в чем же” . Это условие подтверждает древний славянский обычай взимать торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, “а может быть, и за соблюдение порядка во время торговли” .
В V - IV веках до
нашей эры в городах
Финансовые сборы и обычаи были неотъемлемой частью общей политики Киевского государства. Известный памятник права “Русская правда” защищает интересы купцов по охране их имущества. Если перекупщик чужой вещи на торгах - феодал, зажиточный горожанин - купил краденое, а продавец исчез, то покупатель мог доказать добросовестное приобретение вещи, выставив в качестве свидетелей или двух свободных мужей, или одного мытника, которые могли под присягой подтвердить факт покупки вещи на торгу (ст. 37 Пространной редакции “Русской правды) .
В XI - ХII веках быстро растут торгово-ремесленные центры - города, богатеет городская знать - бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Вот как говорит об этом выдающийся русский историк С. М. Соловьев: “Торговля в описываемое время была главным средством накопления богатств на Руси, ибо не встречаем более известий о выгодных походах в Грецию или на Восток, о разграблении богатых городов и народов” .
Постепенно единство Киевской Руси в ХI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться киевскому князю. В ХII - начале ХIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы феодалы на своих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими и торговыми.
Во время монголо-татарского ига в русском языке появилось слово “тамга” , означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров, предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Но “это не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова. Им не хватало одного пограничного характера. Они взимались везде где угодно: повсюду были заставы в городах, селах и слободах, на рынках и у ворот” . Некоторые из указанных сборов, называемые “большой тамгой” , уплачивались на границе. Однако ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов. Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие и торговые. Первоначально они взимались с известного количества товаров - с воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого имущества.
Основной проезжей пошлиной был мыт: от одной до трех денег (т.е. 0,5 - 1,5 копейки) с воза; в зависимости от величины воза в саженях возникла разновидность мыта - посаженное; с людей, сопровождавших товар, собиралась головщина; при проезде по мосту взыскивалась мостовщина (от двух до четырех денег с телеги с лошадью) и т.д.
К торговым пошлинам относился замыт, равный одной деньге с рубля стоимости товара, дающий право торговли этим товаром; амбарное за наем амбара под товар на гостином дворе; контарное - за взвешивание больших количеств соли на контаре; явка - сбор с торговца по одной - три деньги за явку товара на заставе; роговая и привязная пошлины - за привязывание скота на торгах; узольцовое - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки, и др.
Один и тот же товар облагался несколькими видами сборов, которые взыскивались независимо друг от друга. Некоторые сборы, например, мостовщина, могли взиматься с объекта продажи неоднократно.
Информация о работе История таможенного дела на Руси в IХ – ХIV веках