История татарского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 09:16, реферат

Описание работы

Тата́ры (само название тат. татарлар, tatarlar) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, на Дальнем Востоке.
Численность в России составляет 5554,6 тыс. чел. (перепись населения 2002) — 3,83 % населения России. Являются второй по численности народностью в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word 2007.docx

— 99.37 Кб (Скачать файл)

Тата́ры (само название тат. татарлар, tatarlar) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, на Дальнем Востоке.

Численность в  России составляет 5554,6 тыс. чел. (перепись населения 2002) — 3,83 % населения России. Являются второй по численности народностью в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Татары составляют около половины населения (52,9 % по переписи 2002 года) Республики Татарстан. Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующие татары (за исключением небольшой группы — кряшен, исповедующих православие) — мусульмане-сунниты.

История


 
    Многие  сотни лет на берегах Волги, Камы и Белой живет народ, известный  под именем поволжских татар. Неутомимыми  землевладельцами, искусными ремеслиниками  славен этот народ. Из его среды вышли  известные писатели и поэты Габдулла Тукай, Муса Джалиль, Г. Ибрагимов, ученые Ш. Марджани, М. Курабнгалеев, Г. Камай, Р. Сагдеев.

    Но  кто же они, татары? Татары Среднего Поволжья и Приуралья формировались  в основном в пределах Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья. Здесь образовалось их этническое ядро, здесь проживали  их предки, здесь они консолидировались  в народности и здесь они сформировались в нацию. Исторические корни этого  процесса уходят в глубокое прошлое.

    Татарский народ это прошлое обычно увязывает с историей Булгарии – государства, существовавшего почти 500 лет на берегах Волги и Камы. Татарские предания, бытующие среди казанских татар и татар-мишарей, и поныне достаточно ярко подчеркивают историческую преемственность своих предков с булгарами и родственными им буртасами. Они говорят что Булгар и Буртас были родными братьями и сыновьями легендарного богатыря Алпа – брата Турка (Тюрка). Эта легенда, зародившаяся до монгольского нашествия, является первой попыткой ответить на вопрос о происхождении предков татарского народа. Позднее родство татар, преимущественно казанских, с булгарами отмечали и русские источники. В частности, русские летописи XVI века. Особенно Никоновская отождествляли булгар и казанских татар. «Болгары глаголемы казанцы», «на Болгары рекше на Казань», такие выражения часто встречаются на страницах этой летописи. Традиционная преемственность Булгарской  земли с Казанской и булгар с казанскими татарами отразилась и в титуле русских царей, которые присоединение Казанского края к Русскому государству ознаменовали включением титула «Царь болгарский» (от Ивана III и Ивана IV) или «князь болгарский» (позднее русские императоры).

    Почти одновременно, т.е. в XV-XVI вв., возникает  и другая трактовка происхождения  татарского народа. Она впервые наиболее отчетливо была выражена безымянным автором «Казанской истории» середины XVI века, который считал, что казанские  татары образовались от тех татар, которые  в XIV  - начале XV веков «начаша збиратися ко царю … от различных стран: от Златыя Орды и до Асторохани, и от Азова и от Крыма. И наче изнемогати во время то и Великая Орда усиляти Золотая, и укреплятися вместо Золотыя Орды Казань – новая Орда…»  Это была версия феодальной знати ханства, особенно той, которая была связанна с бывшими золотоордынским феодалами и администрацией.  После падения Казани, во второй половине XVI и в XVII в., она распространялась в виде легенд и эпосов, воспевающих монгольских (сказание о Чингис-хане) и золотоордынских (сказание об Аксак-Тимуре) ханов и их ставленников (эпос об Идегее). В них возвеличивались татаро-монголы, восхвалялись основанные ими державы, особенно Золотая орда (Алтын Тэхет), и предпринимались попытки отождествления поволжских татар с татарами Золотой Орды.

    Так возникли две основные теории этногенеза Татарского народа, которые, обрастая грузом предположений, дошли и до наших дней. Первая, из них утверждая  преемственность казанских татар  и булгар, была поддержана и развита  в XIX веке рядом русских и прогрессивно настроенных татарских историков  и общественных деятелей. К ним  можно отнести Н. Карамзина, И. Березина, В. Григорьева, Н. Чернова, М. Аитова, К. Насыри, Ш. Марджани и других.  Наиболее отчетливо эту мысль сформулировал и выразил Н.Г. Чернышевский, который писал «Нынешние татары – потомки прежних племен, живших в тех местах до Батыя и покоренных Батыем, как были покорены русские».

    В XVIII-XIX вв., гораздо более распространенной оказалась теория увязывающая происхождение  поволжских татар и прежде всего  казанских татар с татарами Золотой  орды, а через них и с татаро-монголами XIII в.. Этому способствовала слабая изученность языка и культуры поволжских татар, отсутствие и невыявленность  источников, а также официальная политика царизма. Сторонники этой теории считали, что Казанское ханство представляет собой прямое продолжение Золотой орды, а казанские татары являются потомками золотоордынских татар-завоевателей, разрушившие Волжскую Булгарию и восстановившие в Казани свое господство.


 

Татарская женщина, 18-й век

История этнонима

    Основная  статья: Татары (история этнонима)

Впервые этноним  «татары» появился среди тюркских племён, кочевавших в VIIX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским нашествием название «татары» стало известно в Европе. В XIII—XIV веках оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды.

Ранняя  история

Начало проникновения  в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племён относится к IIIIV векам н. э. и связано с эпохой нашествия на Восточную Европу гуннов и других кочевых племён. Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В VVII веках наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племён в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В VIIVIII веках в Поволжье из Приазовья пришли болгарские племена, которые покорили имевшиеся здесь финно-угроязычные и тюркоязычные племена (в том числе, возможно, предков башкир) и в X веке создали государство — Болгарию Волжско-Камскую. После разгрома в 1236 году Волжской Булгарии, и ряда восстаний (восстание Баяна и Джику, восстание Бачмана) , Волжская Болгария была окончательно захвачена монголо-татарами. Болгарское население вытеснялось на север (современный Татарстан), замещалось и частично ассимилировалось.

Формирование

В XVXVI веках происходит формирование отдельных групп татар — Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары, мишари, касимовские татары, а также субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар), астраханских, сибирских, крымских и других. Татары Среднего Поволжья и Приуралья, наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к концу XIX века сложились в буржуазную нацию. Основная масса татар занималась земледелием, в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах. Материальная культура татар, складывавшаяся в течение длительного времени из элементов культуры ряда тюркских и местных племён, испытала также влияние культур народов Средней Азии и других регионов, а с конца XVI века — русской культуры.

Теории  этногенеза

Существуют несколько  теорий этногенеза татар. В научной  литературе наиболее подробно описаны  три из них:

  • булгаро-татарская теория
  • татаро-монгольская теория
  • тюрко-татарская теория.

Продолжительное время наиболее признанной считалась  булгаро-татарская теория. 

Булгаро-татарская  теория

В рамках теории булгаро-татарского происхождения  татар ключевым моментом этногенеза татарского народа считается период существования Волжской Булгарии, когда  у булгарского этноса, начавшегося  складываться в Среднем Поволжье и Приуралье начиная с VIII века, сформировались основные этнокультурные особенности современных татар. По мнению сторонников теории, последующие  периоды (период существования Золотой  Орды, Казанского Ханства, русский период) не оказали значительных влияний  на язык и культуру булгаро-татарского народа, причем, в период Казанского Ханства, булгарский («булгаро-казанский») этнос упрочил этнокультурные особенности, характерные для домонгольского периода и сохранил их (вместе с самоназванием «булгары») до 20-х годов XX века.

Основы теории были заложены в 20-е годы XX века в  трудах Н. Н. Фирсова, М. Г. Худякова и др. и отражали активно внедрявшиеся в гуманитарные науки идеи марксизма в форме теории стадиальности и автохтонного происхождения народов. После специальной научной сессии по происхождению казанских татар, организованной 25-26 апреля 1946 г. Отделением истории и философии АН СССР совместно с Институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, положения булгаро-татарской теории приобрели статус официальных:

Сессия подвела  итог многолетней дискуссии по вопросу  этногенеза казанских татар. На основе данных лингвистики, археологии, этнографии, антропологии и других смежных дисциплин  сессия смогла сделать определенные выводы. Основной вывод состоит в  том, что казанские татары, как  и всякая народность, есть результат  длительного общения и взаимосвязей с другими этническими группами и народами. На формирование их решающее влияние оказали местные племена  и тюркоязычные народности (булгары  и другие), которые до прихода  в край монгольских завоевателей создали государство камских булгар.

На сессии с  докладами выступили А. П. Смирнов («К вопросу о происхождении казанских татар»), Т. А. Трофимова («Этногенез казанских татар среднего Поволжья в свете данных антропологии»), Н. И. Воробьев («Происхождение татар по данным этнографии»), Л. З. Заляй («Происхождение татар Поволжья по материалам языка»).

До начала 90-х  годов XX века булгаро-татарская теория этногенеза татарского народа активно  разрабатывалась целой плеядой  ученых, среди которых А. П. Смирнов, Х. Г. Гимади, Н. Ф. Калинин, Л. З. Заляй, Г. В. Юсупов, Т. А. Трофимова, А. Х. Халиков, М. З. Закиев, А. Г. Каримуллин, С. Х. Алишев.

Теория  татаро-монгольского происхождения

В рамках теории татаро-монгольского происхождения  татар ключевым моментом этногенеза считается переселение в Восточную  Европу кочевых татаро-монгольских племен. Смешавшись с кипчаками и приняв в период Золотой Орды ислам, эти племена создали основу татарского этноса, его культуры и государственности. Как правило, сторонники теории склонны либо преуменьшать, либо отрицать значение Волжской Булгарии в истории казанских татар.

Истоки возникновения  теории татаро-монгольского происхождения  татар следует искать в средневековых  летописях, а также в народных легендах и эпосах. Неслучайно безымянный автор «Казанской истории» (XVI век) выводит происхождение казанских татар от татар Золотой Орды и пишет: «начаша збиратися ко царю…от различных стран; ото Златыя Орды, от Астрахани, и от Азова и от Крыма. И нача изнемогати во время то и Великая Орда усиляти Золотая, и укреплятися вместо Золотыя Орды Казань — новая Орда…». О величии основанных монгольскими и золотоордынскими ханами держав, о тождестве поволжских татар и татар Золотой Орды говорится в сказаниях о Чингис-Хане, Аксак-Тимуре, эпосе об Идегее.

В конце XIX — начале XX веков версия татаро-монгольского происхождения татар начинает находить научное оформление в работах Г. И. Перетятковича, А. Н. Ашмарина, М. Н. Покровского, В. Ф. Смолина, Х. Атласи, Г. Баттала, З. Валиди, М. Рамзи. Однако уже и в 20-е годы XX века первоначальные постулаты теории начали подвергаться смягчению. Так, например, Г. Губайдуллин в своих работа  выводил предков современных татар от домонгольских кипчаков, отатаренных в период Золотой Орды.

К концу 30-х годов XX века в советской идеологии  сформировалась тенденция особо  подчеркивать историческую роль русского народа. Золотая Орда стала, соответственно, рассматриваться как агрессивное  государство, которое имело агрессивный  характер и вело «захватнические  войны и разбойничьи походы на земли русского народа и его соседей». Это незамедлительно нанесло  отпечаток и на татарскую историографию. Постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 «О состоянии и мерах улучшения  массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» и Постановление Татарского обкома ВКП(б) от 6 октября 1944 «Об ошибках и недостатках в работе Татарского научно-исследовательского института языка, литературы и истории» привели к фактическому запрету изучения истории Золотой Орды вне идеологических рамок, а после уже упоминаемой научной сессии Отделения истории и философии АН СССР, прошедшей в 1946 году, изучение этногенеза татар могло развиваться фактически лишь в рамках булгаро-татарской теории. Подобная ситуация сохранялась до середины 80-ых годов XX века.

Тюрко-татарская  теория

Тюрко-татарская  концепция происхождения татар  развивается в работах Г. С. Губайдуллина, А. Н. Курата, Н. А. Баскакова, Ш. Ф. Мухамедьярова, Р. Г. Кузеева, М. А. Усманова, Р. Г. Фахрутдинова, А. Г. Мухамадиева, Н. Давлета, Д. М. Исхакова, Ю. Шамильоглу и др. Сторонники данной теории считают, что она наилучшим образом отражает довольно сложную внутреннюю структуру татарского этноса (характерную, впрочем, для всех крупных этносов), соединяет в себе лучшие достижения других теорий. Первоначально теория развивалась зарубежными авторами. Кроме того, встречается мнение, что одним из первых на сложный характер этногенеза, не сводимый к одному предку, указал М. Г. Сафаргалиев в 1951 г. После того, как в конце 1980-х гг. потерял актуальность негласный запрет на публикацию работ, выходящих за рамки решений сессии АН СССР 1946 года, а также перестали использоваться обвинения в «немарксизме» многокомпонентного подхода к этногенезу, данная теория была пополнена множеством отечественных публикаций. 
Сторонники теории выделяют несколько этапов формирования этноса.

Информация о работе История татарского народа