Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 22:21, доклад
Одновременно с литовцами захватывать украинские земли начали польские феодалы. В 1340 p., через девять дней после смерти Юрия II, польский король Казимир III вторгся с войском в Галицию под предлогом мести за смерть князя и якобы для защиты католиков. Казимир захватил Галич и Львов. Он ограбил государственную казну, забрал символы власти галицко-волынских князей: золотые кресты, две короны, мантию и трон. Но галицкие бояре призвали на помощь своих сеньоров-татар. Те напали на Польшу и ограбили ее. Казимир поспешил в Краков.
Однако основной целью обновлённой унии, — как и прежней, — оставался военно-стратегический союз, взаимопомощь Польши и Литвы при ведении оборонительных и наступательных войн; и прежде всего, как писал американский литовский историк Антанас Юсайтис — войн Литвы с Москвой и Польши — с турками и татарами[1].
Проект обновлённой унии был составлен в Литве ещё в 1496 году. Исследуя, почему же русские православные дворяне, оказавшиеся под властью Литвы, стали её с известного времени покидать, переходя на службу Москве, американский учёный О. Бэкус отмечает, что при переработке из прежнего текста унии исчезли разделы, определявшие отношение к православным гражданам в государстве. В связи с предоставлением Польшей прав дворянам из Литвы в новом тексте лишь отмечалось без уточнений, что некоторые дворяне получат разрешение на личные гербы и иные знаки достоинства в Польше[2].
Ме́льницкая у́ния — союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским. Акт унии подписан 23 октября1501 года в городе Мельник Подляшьего воеводства при избрании королём польским великим князем литовским Александра, но не был утверждён сеймом Великого княжества Литовского и так и не вступил в силу.
Ещё Кревской унией 1385 года между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским устанавливалась личная уния. Первая личная уния, то есть правление обоими государствами одним монархом, продолжалась до 1401 года, когда по Виленско-Радомской унии Витовт был официально признан великим князем литовским. Личная уния была восстановлена в 1447 году, когда великий князь литовский Казимир стал одновременно и королём польским. Со смертью Казимира в 1492 году личная уния вновь расторгалась: королём польским был избран его сын Ян Ольбрахт, а великим князем литовским другой сын — Александр. 17 июня 1501 года Ян Ольбрахт скончался, что открывало пути для восстановления личной унии путём избрания королём польским Александра.
Польские магнаты, стремившиеся к инкорпорации Великого княжества Литовского в состав Польской Короны, воспользовались военными неудачами первого в войне с Москвой 1500—1503 годов и бескоролевьем и сделали очередную попытку объединить оба государства под руководством Польши. 3 октября между делегацией польского сейма с одной стороны и великим князем Александрам и великокняжеской радой с другой в Петркове был заключен предварительный договор, позже утверждённый при избрании Александра королём польским.
Согласно акту унии, в будущем вместо отдельных монархов будет выбираться общий король, избираемый на совместном сейме представителей Королевства Польского и Великого княжества Литовского в Петркове. Предусматривалось также введение единой системы денежного обращения и проведение единой внешней и внутренней политики. Государственные должности и суды сохранялись отдельные. Таким образом, наследственная монархия превращалась бы в выборную, причём большинство избирателей были бы представителями Королевства Польского, государственная самостоятельность Великого княжества Литовского была бы фактически ликвидирована.
Акт Мельницкой унии был подписан Александром и 27 представителями Великого княжества Литовского, но с условием дальнейшего подтверждения его литовским сеймом. В 1505 году сейм, большинство делегатов которого были сторонниками независимости Великого княжества Литовского, не утвердил акт унии, который так и не вступил в силу. Против унии выступал и Александр, которому ликвидация наследственности трона была невыгодна[1].
Лю́блинская у́́ния — государственный союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало единому федеративному государству, известному как Речь Посполитая. Акт унии был заключён 28 июня 1569 года и 1 июля этого года утверждён раздельно депутатами польского и литовского сеймов на общем сейме, созванном в Люблине. 4 июля уния была ратифицирована королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом.
Сейм начался
в январе и продолжался с перерывами
до августа из-за борьбы польской шляхты за доминирование, литовских
вельмож — за сохранение самостоятельности.
Королевству Польскому были переданы Волынь,Подолье, Подля
Уния в Люблине рассматривается польскими и литовскими историками одновременно как величайшее достижение и величайшая утрата. Наиболее позитивными аспектами, которые выделяют польские историки было введение католичества и польского языка, слияние всех культур в единую (польскую). Создание Речи Посполитой часто рассматривают как объединение двух частей и так уже созданного союзного государства, то есть по сути устранение последних преград на пути создания единой страны, куда более сильной, чем Польша и Литва. Кроме того, было создано государство, которое играло значимую роль на мировой арене в течение последующих 200 лет.
Существует также множество негативных аспектов данной Унии. Сигизмунд II стремился не просто объединить государства, но ещё и провести столь необходимую Польше политическую реформу. В действительности же, Уния не столько укрепила власть монарха (чего и желал Сигизмунд), сколько усилила влияние шляхты, увеличив заодно и её численность. Формирование столь необходимого всем странам в 16 веке абсолютизма с началом действия союза было прекращено. Серьёзно закреплялись полномочия местной власти, что привело к сильному росту коррупции в рамках новообразованной Речи Посполитой. В дополнение ко всему был законодательно закреплён принцип «либерум вето», позволявший сейму принимать какие-то решения только единогласно. Данная норма практически парализовала работу сейма, блокируя принятие практически любых решений. Результатом стала анархия, которая в дальнейшем активно разрушала Речь Посполитую.
3.Возникновение Казачества И Запорожской Сечи
Церковная борьба
постепенно перерастала в национально-
Первыми жителями Запорожских вольностей стали дружинники, после захвата Украины-Руси Литвой спасались на берегах Днепра. Они считали себя свободными людьми, а поскольку по специальности они были профессиональными воинами, то учили местных людей военном и морском ремеслу. Эти дружинники-воины принесли характерный внешний "имидж" - бритая голова с селедкой, усы. От тюркоязычного местного населения они получили название "казак".
Второй волной запорожцев стала обеднела шляхта и смелые и предприимчивые крестьяне, бежавшие от польского ига. Слово "козак" употреблялось для обозначения полярных функций "страж" и "разбойник".
Существуют также другие версии происхождения казачества: хазарский, татарский, Бродницкого, угодницька и другие. Однако главными факторами появления и формирования казачества стали существования свободной земли с благоприятными условиями для жизни, опыт освоения южных земель здобичникамы и наличие военного искусства и способности защитить себя от татар и кочевников.
Итак, в украинских
землях в течение XV-XVI вв. формируется
новая социальная прослойка - казачество,
вышедшей как оппозиция, как вызов
существующей системе, как новая элита, небезосновательно, претендовала
на роль политического лидера и власть.
Существование большого массива свободных
земель стали почвой для формирования
украинского казачества. Ускорили этот
процесс широкомасштабная колонизация новых земель, развернувшаяся
в XV веке, усиление социально-
В середине XV в.
ячейкой объединения
Войске Запорожском
низовом были присущи черты демократической
В Речи Посполитой
не сложилось устойчивого
Чтобы обуздать казаков, а также с целью использования их в интересах Польши, в 1572 г. король Сигизмунд II Август издал универсал о создании реестрового казачества, т.е. наемного формирования, которое получило правовой статус и теперь находился на службе в польском государстве. Первый реестр составлял 300 казаков.
Позже Стефан Баторий в 1578 г. увеличил количество реестровых до 500. Во главе реестровых стоял гетман, которому эта задача давалась официально с вручением клейнодов (символов власти). Реестровые казаки освобождались от налогов, получали землю, военно-административную независимость от местных властей, жалование от польского правительства. Они должны были охранять границы и осуществлять контроль нереестровими казаками.
С середины 90-х годов XVI в. происходил процесс массового "покозачення" населения. В 1616 г. в Чигирине, Корсуне, Черкассах, Переяславле, Белой Церкви казаки в среднем составляли свыше 70 процентов их жителей.
Казачество также нашло поддержку среди
населения в их благосклонном отношении
к православной вере. Глубокая религиозность
была характерным признаком духовной
жизни на Сечи. Даже вступление в запорожского общества начиналс
Казачество активно
выступало за возрождение право
Следовательно, надо отметить то, что имея ряд главных признаков государства, Запорожская Сечь, все же была лишь своеобразной, переходной моделью между настоящей полноценным государством и профессиональной общиной. Неблагоприятные внешние воздействия и внутренние недостатки так и не позволили этом зародыше, эскиза украинской государственности перерасти в новое качество, но свой политический яркий след в процессе украинского государства казацкое государство, безусловно, оставила.
4. Борьба украинских казаков против внешней агрессии
1.Образования
украинского казацкого
Уже в первый период украинской национальной революции (1648–1657 гг.) в среде казацкой элиты впервые в истории украинской общественно-политической мысли было четко сформулированные фундаментальные основы национальной государственной идеи:
– право украинского народа на создание собственного государства в этнических пределах его обитания;
– независимость и соборность Украинского государства;
– генетическая связь казацкого государства с Киевской Русью, преемственность границ, традиций и культуры.
Эти положения и легли в основу государственно созидательной деятельности Б. Хмельницкого, эволюция мировоззрения которого была слишком сложной – от идеи казацкого автономизма к созданию суверенного независимого государства. После взятия под контроль значительной части украинских земель и ликвидации в них польской администрации остро стал вопрос о собственной национальной государственности. Нужно было обеспечить регуляцию экономической жизни, правопорядок, защиту населения и территории Украины. Специфические принципы внутренней организации казацкого государства сформировались под воздействием двух основных факторов: традиций и обычаев общественной жизни украинцев, в первую очередь Запорожской Сечи, которая стала своеобразным зародышем вновь созданного государства, и сложного геополитического положения, которое предопределяло постоянную ситуацию чрезвычайного состояния в государстве. Оба фактора определили полувоенный характер украинской государственности. Именно в этом контексте следует воспринимать и название казацкого государства – Войско Запорожское.
Функционирование государства оказалось во внедрении собственного территориального разделения, создании и деятельности органов публичной власти, введении своей налоговой системы. Во времена Хмельниччины территория Украинского государства протягивалась почти на 200 тыс. км2 и охватывала Левобережье, часть Правобережья и Степи. На этих землях проживало свыше 3 млн. лиц. В основе административного разделения лежала структура казацкого войска. Территория государства разделялась на полки и сотни, что давало возможность в экстремальных условиях сплотить и мобилизировать народные массы на борьбу. Количество полков не были постоянным: если в 1649 г. их насчитывалось 16, то в 1650 г. – уже 20.