Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 00:51, контрольная работа
История - действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс развития в природе и обществе. Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки). Основные принципы изучения истории: - Принцип дополнительности (Нильс Бор): ни одна концепция не может описать объект столь исчерпывающим образом, чтобы полностью исключить возможность других подходов.
ВОПРОС 1.
История в системе социально-гуманитарных наук.
История - действительность
в её развитии, движении, наука о
развитии общества и природы, прошлое,
сохраняющееся в памяти человечества.
Это всякий процесс развития в
природе и обществе. Источники
изучения истории традиционно делятся
на материальные (летописи, своды законов,
частная переписка, остатки материальной
культуры самых разных форм и конфигураций)
и нематериальные (обряды, песни, поговорки).
Основные принципы изучения истории: -
Принцип дополнительности (Нильс Бор):
ни одна концепция не может описать объект
столь исчерпывающим образом, чтобы полностью
исключить возможность других подходов.
- Многофакторный подход. - Принцип объективности:
он требует рассмотрения каждого исторического
явления в его многогранности и противоречивости.
Следовательно, задачи исследователя
- создать систему, которая интегрирует
максимально возможное число установленных
фактов. Принцип историзма предполагает
рассмотрение исторических фактов в соответствии
с конкретно исторической обстановкой,
задача исследователя - выявить генезис.
Цицерон называл историю учительницей
жизни. Считается, что люди извлекают уроки
из прошлого, стремятся не повторять ошибок,
и, опираясь на исторический опыт, находят
наиболее выгодные для себя пути решения
тех или иных проблем. Однако не менее
правдивым считается высказывание Гегеля,
что история никогда и никого ничему не
учит, это наглядно видно на практике.
В системе социально-гуманитарных дисциплин
история может играть роль всеобщей базы,
которая постепенно накапливается. История
в системе социально-гуманитарных дисциплин
работает не только на накопление запаса
знаний по данным дисциплинам, но и подготавливает
человека к их изучению, формирует его
точку зрения, опять же, не только связанную
напрямую с этими дисциплинами, но и со
всем доступным для его познания в данный
момент миром. История как наука представляет
собой особую форму общественного сознания,
важную часть политической культуры личности.
История как наука состоит из нескольких
блоков дисциплин. Историки изучают развитие
человеческих сообществ на определенных
территориях (история России, других стран,
определенного региона, континента, всего
мира). Разные стороны исторического прошлого
изучаются по отраслям, отдельным предметам,
проблемам: история государства и права,
экономики и экономических учений, религий,
культуры, гендерная, социальная и т. д.
Несколько десятков вспомогательных и
специальных исторических дисциплин в
XVIII–XX вв. сформировалось в сфере методики
и техники исторических исследований:
археология, архивоведение, геральдика,
нумизматика, ономастика, историческая
антропология, демография, метрология
и многие другие. Во второй половине XX
в. наряду с изучением политической, социально-экономической
жизни, деятельности выдающихся людей
историки стали изучать отношения простых
людей, особенности духовной, повседневной
жизни людей, семей, небольших групп. В
современной исторической науке возникли
такие направления, как «история ментальностей»,
«новая социальная история», «новая рабочая
история», «история женщин», «крестьянские
исследования», «история повседневности»,
«гендерная история» и др. История России
— неотъемлемая часть всемирной истории.
Всемирная история и история России соотносятся
как общее и особенное в историческом
развитии.
ВОПРОС 2.
В 4ом тысячилетии до н.э. в северном Причерноморье и южном Урале проживали арийские или индоевропейские племена у которых происходит 1ое изменение труда и они начинают расселяться: охотоводы ушли на восток и юг, земледельцы на запад. В Европе образуются германцы, Романцы, кельты. А между Карпатами поселились славянские племена, которые в 6ом веке разделились на западных(поляки, словаки,чехи), южные (сербы ,хорваты, болгарцы), а восточные(белорусы, русские, украинцы).
Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных черноземных земель. Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20--30 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия. Такая система земледелия называется переложной.Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок. Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание меда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы, служили основным средством обмени, т. е. выполняли роль денег. Успешно развивались ремесла -- выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.
Славяне были добродушны и гостеприимны. Каждый странник считался у них дорогим гостем. Хозяин делал все возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанья и напитки. Славяне почтительно относились к родителям. Невесту обыкновенно похищали по предварительному сговору с ней (умыкали) и потом платили за нее выкуп родителям. У знатных людей существовал также обычай многоженства, а после смерти мужа одна из его жен должна была следовать за ним в могилу. Славяне знали родовую вражду и обычай кровной мести.Поселения восточных славян были рассеяны на обширных пространствах, преимущественно по берегам озер и рек. Жили они семьями в домах - полуземлянках площадью 10--20 квадратных метров. Стены домов, скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева. Крышу крыли ветвями, обмазанными глиной. Топился дом по-черному -- складывался глинобитный или каменный очаг, дым уходил не через печную трубу, а прямо в отверстие в крыше. В своих домах славяне устраивали несколько выходов, а ценные вещи прятали в землю, потому что в любой момент могли нагрянуть неприятели. Славяне были храбрыми воинами. Они бились до последней капли крови. Трусость считалась у них наибольшим позором. Вооружение славян составляли копья, луки и стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. Мечи и другое железное оружие было редкостью.У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян. Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь. Велес, «скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия., а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.В 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через искоренение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном.
Вопрос 3.
Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян. Великий путь из варяг в греки,связывал северную и южную Европу. Он возник в конце 9в. Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и киев – контролировали северный и южный участки великого торгового пути. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности.одним из таких союзов был союз племен во главе с Кием. В конце 6-7 в. Существовала, согласно византийским и арабским источникам, «держава волынян», являвшаяся союзницей Византией. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в 9 в. Славянское объединение вокруг Новгорода, существовало 3 славянских племени: куяба, славия, артания. Куяба располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение артании определяется неодинаково(Рязань, Чернигов). Славяне освоили восточно-европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, славен, руссов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. Таким образом , в результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность.
Киевская
Русь была раннефеодальной монархией.
Во главе государства стоял
Вопрос4.
Соседями восточных славян были западные и южные славяне, у которых в VI-VIII вв. так же шел процесс образования государственности. Наши предки соседствовали с предками теперешних балтийских народов: ливы, латгалы, пруссы, ятвяги и другие народы. На северо-востоке жили финские племена: эсты, сумь, чудь, карелы. Это, все были мирные народы, которые дружили со славянскими племенными союзами. Не складывались отношения у славян с варягами, которые промышляли всяческим разбоем. Не сложились отношения у славян с соседствующим Хазарским каганатом. Это было мощное государство, совершавшие постоянные грабительские набеги на Русь. Соседство восточных славян с Великой степью не раз угрожало самому существованию славянства. Набеги кочевников были не редкими и разорительными. Киммерийцы, скифы, гунны, авары, хазары не раз совершали набеги на Русь. Такие соседи славян, заставили наших предков приминать решительные меры. Племена Восточных славян объединялись для совместной обороны.
Важное
место занимали отношения с Византией,
которая являлась источником ресурсов
для Руси.Первоначально
Информация о работе История в системе социально-гуманитарных наук