Итоги Второй Мировой Войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:43, доклад

Описание работы

Вторая мировая война, подготовленная силами международной реакции, развязанная главными агрессорами – фашистскими Германией, Италией и милитаристской Японией, стала крупнейшей экономической катастрофой. Война, планировавшаяся агрессорами как ряд малых молниеносных войн, превратилась в глобальный вооруженный конфликт. В войну были втянуты 64 государства с населением 1,7 млрд. человек – это 4 /5 жителей планеты. На различных этапах с обеих сторон участвовало одновременно от 8 до 12, 8 млн. человек, от 84 до 163 тысяч орудий, от 6,5 до 18, 9 тысяч самолётов. Охваченные войной территории в 5,5 раз превосходили территории в Первую мировую войну. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и охватывали просторы Северного Ледовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось 110 млн. человек, война унесла около 55 млн. жизней. В лагерях смерти было уничтожено 11 млн. человек, экономика большинства стран была подорвана. Были уничтожены национальные богатства стоимостью 316 млрд. долларов. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошли показатели первой мировой войны.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 17.91 Кб (Скачать файл)

Итоги Второй Мировой Войны

  Вторая мировая война, подготовленная силами международной реакции, развязанная главными агрессорами – фашистскими Германией, Италией и милитаристской Японией, стала крупнейшей экономической катастрофой. Война, планировавшаяся агрессорами как ряд малых молниеносных войн, превратилась в глобальный вооруженный конфликт. В войну были втянуты 64 государства с населением 1,7 млрд. человек – это 4 /5 жителей планеты. На различных этапах с обеих сторон участвовало одновременно от 8 до 12, 8 млн. человек, от 84 до 163 тысяч орудий, от 6,5 до 18, 9 тысяч самолётов. Охваченные войной территории в 5,5 раз превосходили территории в Первую мировую войну. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и охватывали просторы Северного Ледовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось 110 млн. человек, война унесла около 55 млн. жизней. В лагерях смерти было уничтожено 11 млн. человек, экономика большинства стран была подорвана. Были уничтожены национальные богатства стоимостью 316 млрд. долларов. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошли показатели первой мировой войны.

 В тяжёлом экономическом  положении оказались почти все  страны-участницы, в том числе  и страны Западной Европы. После  войны западно-европейская экономика обладала деформированной милитаризованной структурой производства. Произошёл разрыв сложившихся за долгие годы связей в промышленности, финансах, торговле. Оборудование требовало обновления и больших капиталовложений. Ощущался острый дефицит в самых необходимых продуктах. Растущая инфляция, неустойчивость европейских валют подрывали заинтересованность аграрного сектора экономики в обмене своей продукции на деньги, что вело к сужению аграрного сектора, несмотря на повышенный спрос.

  Фактически страны Западной Европы за счёт собственного производства могли обеспечить свои потребности – в зерне, хлопке, меди, алюминии лишь на 40 %, свинце, цинке – на 30 %, в масле, сале – на 15 %, жидком топливе, мясе – на 10 %.

  Только США, находясь в географическом удалении от военных действий, смогли умело использовать сложившуюся экономическую конъюнктуру, и за годы войны промышленное производство здесь удвоилось, а чистая прибыль корпораций - утроилась. В ряде отраслей наблюдался высокий рост, и в результате США стали обладателями двух третей промышленного производства и золотого запаса мира. Специально созданная комиссия при президенте США по анализу помощи иностранным государствам подтвердила катастрофическое состояние западноевропейской экономики и США после войны выступили в качестве своеобразного спонсора по программе восстановления и развития Европы, автором которой стал Джордж Маршалл. Программа удовлетворяла следующим требованиям:

- обеспечение большей  самоокупаемости экономического  возрождения Европы;

- повышение отдачи от  американской помощи;

-соответствие начавшемуся  обновлению технологической базы  американской экономики в к.40-х гг.

 

План Джорджа Маршалла

 

  План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947г. В середине июля 1947г. состоялась Парижская конференция стран–участниц плана Маршалла (16-ти европейских стран: Австралии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов Норвегии, Португалии, Турции, Франции, Швеции и позже ФРГ), на которой был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества, задача которого сводилась к составлению на основе отчётов о состоянии экономики, военных разрушений, валютных резервов, восстановительных работах сводной заявки на американскую помощь, общая сумма которой составила 29 млрд. долларов.

  На совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР в 1947г. Советский Союз подверг критике идею плана, рассматрвая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и раздела Европы на 2 противостоящие группы государств. Отказ от участия в плане Маршалла СССР был поддержан и другими социалистическими странами–Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией и Албанией.

  Только в апреле 1948г. американский Конгресс принял «Закон о помощи иностранным государствам». Экономическая помощь осуществлялась на основе двусторонних соглашений при соблюдении жёстких условий, среди которых:

1) отказ от национализации  промышленности;

2) предоставление полной  свободы частного предпринимательства;

3) торможение отраслей  западноевропейской индустрии конкурирующих  с отраслями США;

4) одностороннее снижение  таможенных тарифов на импорт  американских товаров;

5) ограничение торговли  с социалистическими странами  и др.

 Контроль за реализацией плана Маршалла осуществляла, созданная в США, Администрация экономического сотрудничества.

  За 4 года выполнения плана (с 1948 г. – по 1951 гг.) США оказали европейским странам помощь в объёме 17 млрд. долларов и более 2/3 этой суммы приходилось на долю четырёх ведущих европейских стран – Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. В то же время Западная Германии из былого агрессора превратилась в союзницу стран-победительниц, которой США оказывали предпочтение, за первый год реализации плана ФРГ получила от США 2,422 млрд. долл.- это почти столько же, сколько Англия (1,324 млрд.) и Франция (1,13 млрд.) вместе.

 Основную помощь (70 %) составляли  поставки продовольствия, топлива  и удобрений. Но главный смысл  плана заключался в подпитывании слабых европейских экономик и создании условий для собственного возрождения, а именно:

- для быстрого развития  внутриевропейской торговли;

- для активизации наиболее  эффективных производственных мощностей  с целью достижения ускоренного  выпуска продукции через межотраслевую  кооперацию;

- для укрепления своих  валют и восстановления к ним  доверия.

  Формой обеспечения европейской кооперации стала Организация Европейского Экономического Сотрудничества (ОЕЭС), в рамках сотрудничества её стран-участниц по либерализации торговли и платежей потребовалась координация инвестиций в целях направления капиталовложений на развитие ключевых отраслей и предотвращения дублирования инвестиций.

 Главным в реализации  плана Маршалла стало решение  вопроса об источниках финансирования  отдельных элементов плана. Все  поставки были разделены на 3 основных вида:

1) первый объединял предметы  жизненной необходимости – продукты  питания, топливо, одежду. Ежегодный  рост собственных ресурсов европейских  стран сопровождался соответствующим  сокращением американских ассигнований., а так как большинство стран Западной Европы были не в состоянии оплатить поставки, то основная их часть шла ввиде дотаций, а не займов. Одновременно валюта, вырученная от продаж ввозимых продуктов, использовалась правительством европейских стран для сокращения дефицита бюджета, а значит и темпов инфляции.

2) второй вид поставок  составляло промышленное оборудование. В его финансировании преобладали  международные займы.

3) третий вид поставок  составляло сырьё, сельскохозяйственные  машины, промышленные товары и  запасные части, которые финансировались  под гарантии американского правительства  через специально созданное отделение  экспортно-импортного банка США.

  Таким образом, план Маршалла был ориентирован на снабжение западноевропейского производства, на импорт сырья и материалов, на восстановление и обновление основных фондов.

  Совместно с планом Маршалла применялись собственные экономические программы в странах Запада по возрождению послевоенных экономик, что давало высокую результативность развитию этих стран и проявлялось в росте выпуска продукции в базовых отраслях более, чем на половину за 1947-1950 гг., а по отдельным видам продукции более того: калийных удобрений – на 65 %, стали – на 70 %, цемента - на 75 %, транспортных средств – на 150 %, нефтепродуктов – на 200 %.

 Свидетельством успешного  выполнения программы экономического  возрождения западноевропейских  стран является рост экспорта, который за 1948-1952 гг. увеличился на 49 пунктов. Прогрессивные изменения  затронули и структуру экспорта. Западноевропейский вывоз продукции  вырос на 40 %, а поставка оборудования  для традиционных отраслей из  США не только укрепляла базовые  отрасли, но и создавала ощутимые  предпосылки для повышения конкурентоспособности  потребительских секторов экономики,  поворота к перспективным технологиям  и даже экспорту качественных  материалов для новейших отраслей  из Европы и США.

  Вместе с тем на фоне обострения послевоенной международной обстановки план Маршалла с 1951г. стал превращаться в программу оказания странам-участницам американской военной помощи, способствуя послевоенному расколу Западных государств и усилению «холодной войны» против социалистических стран, а также зависимости западноевропейских государств от США.

 На это был нацелен  принятый в 1951г. закон о взаимном  обеспечении безопасности, который  действуя на основе двусторонних  соглашений содействовал внешней политике через безвозмездные субсидии и поставки американских товаров и материалов. Страны-получатели вынуждены были предоставлять свою территорию для американских венных баз и прекратить торговлю стратегическими товарами с социалистическими странами, то есть экономическая помощь Европе была направлена на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее общее расширение экономики.


Информация о работе Итоги Второй Мировой Войны