Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:16, реферат
Начало еврейскому народу дали скотоводческие племена, кочевавшие по Среднему Востоку. В 13 веке до н.э. они начали переселяться на земли, принадлежащие сегодня государству Израиль, оседать там и строить селения и города. Центром государственности евреев всегда был Иерусалим, священное место, где находился Храм. Окончательно сформировавшиеся в эту эпоху религиозные каноны иудаизма требовали строгого соблюдения нравственных норм, личной ответственности, терпимости и социальной справедливости.
Иудаизм и Еврейский Народ
Начало еврейскому народу дали скотоводческие племена, кочевавшие по Среднему Востоку. В 13 веке до н.э. они начали переселяться на земли, принадлежащие сегодня государству Израиль, оседать там и строить селения и города. Центром государственности евреев всегда был Иерусалим, священное место, где находился Храм. Окончательно сформировавшиеся в эту эпоху религиозные каноны иудаизма требовали строгого соблюдения нравственных норм, личной ответственности, терпимости и социальной справедливости.
Иудеи веровали в Единого Бога, не признавали человеческих жертвоприношений и совершали общественные богослужения. Многое из религиозного учения иудаизма было впоследствии унаследовано христианством и исламом и оказало влияние на другие религии и культуры. Иудеи никогда не приветствовали перемены религиозных убеждений, но всегда принимали в свое общество неофитов, переходящих в иудаизм из других религий.
За две тысячи лет жизни евреев в рассеянии, в Диаспоре, иудаизм претерпел немало изменений. В нем появилось множество самых различных течений: и чисто мистические, такие, как Кабалла, искавшие таинственный смысл в библейских текстах; и движения религиозных мистиков, вроде хассидов, ставивших выше учености и научного познания бесхитростность веры и глубину религиозных переживаний; и рационалистические богословские школы, обьяснявшие откровения Священного Писания с логической и исторической точек зрения.
Иудейские общины в Диаспоре создавали ту структуру, которая позволяла евреям жить в соответствии с требованиями Закона: у них были свои синагоги, школы, бани, лавки, в которых продавали кошерную пищу. Эти общины, рассеянные по разным странам, жили замкнуто,не поддерживая мержду собой почти никаких контактов. Но все они пользовались одними и теми же библейскими текстами, возносили одни и те же молитвы, подчинялись одним и тем же религиозным канонам.
Однако по мере того, как евреи получали равные с другими права, замкнутые рамки общин постепенно разрушались, и иудаизм терял свою обьединяющую силу. Новые религиозные течения все больше отступали от и удейской традиции. В тех странах, где не было никаких юридических или социальных препятствий, евреи начали ассимилироваться, и многие полностью растворились в принявших их в свое лоно обществах. Но после геноцида, после массового уничтожения евреев фашистами, идея общности истории и судьбы вновь овладела их умами.
Еврейская Диаспора и Израиль
Первые еврейские общины за пределами Израиля появились во времена Вавилонского пленения (700 г. до н.э.). Кроме того, евреи обосновались на Аравийском полуострове и в Египте. После еврейских восстаний против римлян (66-135 гг н.э.) евреи вообще были изгнаны из Иерусалима и Иудеи. Во времена византийских императоров (324-640 гг н.э.) в Израиле насаждалось христианство и было принято множество антииудейских законов. К 6-му веку евреи на своей собственной земле стали религиозным меньшинством. После арабского завоевания численность еврейского населения сократилось еще больше. Таким образом, ко времени первых крестовых походов (11 век) в Израиле осталось всего несколько тысяч евреев.
На протяжении столетий евреи были единственным национально-религиозным меньшинством в тех странах, где они оседали. Они жили замкнутыми общинами, отгородившись от местного населения целым сводом особых законов и ограничений. Между собой они общались на иврите или на различных диалектах, представлявших смесь иврита с местными языками: так средне-и восточно-европейские евреи, изначально осевшие в Германии, говорили на идише; Сефардим - евреи, переселившиеся в Испанию, - на иудейско-испанском; евреи стран Магриба - на иудейско-арабском.
Однако, несмотря на то, что еврейские общины Диаспоры должны были жить в обособлении, они перенимали множество обычаев своего культурного окружения. Кроме того, посредством смешанных браков в общины повсеместно проникали представители других национальностей, а сами евреи порой переходили из веры отцов в христианство или ислам. Таким образом, евреи Диаспоры принадлежали к двум культурам (например, иудейской и арабской) и внешне мало отличались от местных жителей.
В исламских странах, в Испании и Португалии, несмотря на все ограничения, еврейские общины процветали как в культурном, так и в экономическом отношениях. Что же касается христианской Европы, то там периоды притеснений, гонений, стихийных еврейских погромов сменялись периодами относительного спокойствия и даже благоденствия. Этим обьясняется различие религиозных традиций и обычаев, сложившихся на протяжении столетий у средне- и восточно-европейских евреев и Сефардим.
С отменой рабства, провозглашением гражданского равенства и секуляризацией евреи начали полностью ассимилироваться с теми обществами, в которых столетиями жили их предки. Для многих из них название "иудей" осталось лишь признаком национальной и культурной принадлежности. Однако в 19 веке возникло движение еврейских националистов - сионизм, выдвинувшее идею возвращения евреев в Израиль и восстановления еврейской государственности. Идее этой суждено было воплотиться в жизнь в 1948 году. С тех пор в Израиль переселились миллионы евреев. И все же большинство по-прежнему остается в Диаспоре.
Первый Крестовый Поход
Первые 700 лет христианской эры еврейские общины в Европе редко подвергались опасности прямого физического уничтожения. Однако после того, как в 1095 году папа Урбан призвал христиан освободить Иерусалим от мусульман, ситуация резко изменилась.
Грозным смерчем пронеслись крестоносцы по долинам Рейна и Дуная, сея смерть и разрушение в обосновавшихся там еврейских общинах. "Разве, отправляясь сражаться с неверными в Святую Землю, мы не должны искоренить их сначала у себя за спиной?"- говорили воины Христовы.
25 мая 1096 года жертвами
еврейского погрома в
Сто лет продолжались крестовые походы, и каждый сопровождался резней и грабежом евреев. После крестовых походов статус евреев - людей второго сорта был закреплен в христианской Европе как церковным, так и гражданским законодательством. С тех пор притеснения преследовали евреев вплоть до 18 века
Антиеврейские Мифы
В Средние века люди верили
в чудеса и легенды. В это время
по всей Европе распространились два
мистических предубеждения
После того, как в 1215 году Церковь подтвердила догмат о "пресуществлении Святых Даров", согласно которому хлеб и вино во время совершения таинства евхаристии "пресуществляется" в Тело и Кровь Христовы, стали распространяться слухи, что евреи крадут Святые Дары, чтобы изуродовать или сжечь их, и тем самым еще раз убить Иисуса Христа. Это суеверие обрастало рассказами о всевозможных чудесах: говорили, что оскверненные Святые Дары начинают кровоточить. Подобные знамения лишний раз подтверждали истинность христианской веры и учения Церкви.
Но самым страшным, "кровавым" обвинением было обвинение евреев в ритуальном убийстве христианских младенцев, кровь которых якобы нужна была для приготовления пасхального опресночного хлеба - мацы. Представители высшей церковной и светской власти неоднократно пытались опровергнуть это суеверие, но оно продолжало жить в простом народе, подогреваемое местными клириками,организовавшими паломничества в эти места, и получавшими от этого немалую прибыль.
Именно миф о ритуальных убийствах, как самый живучий и жестокий, был взят на вооружение проповедниками антиеврейских настроений. Он как нельзя более способствовал слухам о бесовской, нечеловеческой природе евреев, подстрекая христиан к кровавому возмездию. В нашем трагическом веке семенам этого средневекового суеверия суждено было прорасти, в 20 столетии ссылки на него не раз использовала нацистская пропаганда.
Формы Дискриминации
В 1215 году папа издал указ,
повелевавший всем евреям носить на одежде
особые знаки отличия, чтобы никто
не мог спутать иудея с
Но не только одежда выделяла
евреев из христианской среды. Их все
чаще вынуждали жить в насильственной
изоляции, за высокими стенами гетто.
А поскольку расширять
Но самые далеко идущие последствия имело нарушение одного из основных прав человека: евреи лишались права на постоянное проживание в том или ином городе или деревне. В силу сложившихся исторических условий, евреи все чаще вытеснялись из самых разнообразных сфер деятельности и были вынуждены ограничить свои занятия главным образом торговлей и денежными делами. В крупные города их допускали на ограниченное время, да и то лишь тогда, когда экономическая ситуация требовала расширения торговых операций и кредита. Причем с евреев взымались особые, дополнительные налоги. Однако стоило экономическому положению выровняться или местным коммерсантам залезть в долги, как евреям тут же отказывались продлевать вид на жительство. Зачастую их просто изгоняли.
Многие еврейские общины облагались налогами в пользу короля или князя, обещавшего им "протекцию". В германских княжествах евреи считались "собственностью" императора, который продавал право взымать с них налоги местным князьям и епископам. В результате евреи зачастую попадали в "клещи" между интересами горожан, для которых они были опасными конкурентами, и местных князей, заинтересованных в том, чтобы получить побольше налогов со "своих" евреев.
Ростовщичество
С середины Средних веков
начался расцвет городов и
торговли. Традиционно еврейские
сферы экономической
В Западной и Центральной Европе, евреи постепенно оттеснялись от своих обычных занятий. В конце концов у них остались лишь торговля и ростовщичество. Большинство еврейских общин обеднело и лишь немногим удалось удержаться на плаву. Поскольку Церковь запрещала христианам давать деньги в рост под проценты, а на экономические нужды постоянно требовались кредиты, евреи зачастую оказывались единственными, у кого можно было получить ссуду. Естественно, деньги они давали под большие проценты: слишком велик был риск и давал себя знать недостаток капитала.
Постепенно слово "еврей" стало идентифицироваться со словом "ростовщик". Второй стереотип, порожденный теми же экономическими обстоятельствами: еврей- мелочный торговец, сбывающий подержанный товар и разное старье. Эти два полярных образа - безжалостного и скаредного ростовщика и жуликоватого лоточника - сохранились до нашего времени, хотя сегодня мало кто помнит, что оба они были рождены религиозной нетерпимостью и экономическими условиями
Еврейская Община
Центром жизни евреев Диаспоры всегда была община. В Средние века общины эти были, как правило, небольшими, обьединявшими не более одной дюжины семей. Правда, в крупных городах они иногда разрастались до нескольких тысяч человек.
Исключенные из феодальной иерархической структуры, евреи пользовались значительной свободой в самоуправлении. Общины собирали деньги для уплаты налогов за содержание кладбищ и синагог, на содержание раввинов и учителей, на помощь беднякам, нуждавшимся в крове и куске хлеба. Управлялась община старейшинами, избранными в результате голосования. Устав общины также утверждался всеми ее членами.
Преступления, совершавшиеся членами общины против своих собратьев, равно как и все юридические споры, рассматривал суд раввинов. Ни тюрем, ни полицейского аппарата в общинах не было. Поэтому суд мог присудить виновному либо выплату штрафа, либо временное или постоянное исключение из общины.
Чтобы облегчить своим членам соблюдение правил кошерной пищи, община содержала собственную бойню, где коровы, козы и овцы с курами забивались в строгом соответствии с предписаниями Закона. Кроме того, каждая община обязательно строила баню, чтобы было где совершить ритуальное очистительное омовение. Крупные общины могли позволить себе содержание духовных училищ для изучения Торы и Талмуда и подготовки раввинов
Изгнание и "Черная Смерть"
После крестовых походов на евреев начались гонения повсеместно. Их изгоняли целыми общинами. В 1290 году всем евреям - 16.000 человек - было приказано покинуть Англию. Только в 17 веке там снова начали появляться еврейские общины. В 1306 году евреи были изгнаны из Франции.
Гонениям, как правило, предшествовали обвинения в ритуальных убийствах и антиеврейские волнения. Играя на этих настроениях, местные правители, городские магистраты и богатые купцы старались избавиться от ростовщиков-евреев, которым они успели сильно задолжать, а заодно и расправиться с нежелательными конкурентами. Здесь, как и в решении допустить евреев в тот или иной город дла занятий торговлей и ростовщичеством, главную роль играли экономические интересы.