Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 11:50, реферат
Несмотря на то, что Иван Грозный (1530-1584гг.), а Петр 1 (1672-1725гг.) жили в разное время, при внимательном анализе можно найти довольно много сходства в государственной, общественной деятельности, а так же в чертах характера и поведения.
Иван Грозный и Петр Великий: Концепции первого монарха.
Несмотря на то, что Иван Грозный (1530-1584гг.), а Петр 1 (1672-1725гг.) жили в разное время, при внимательном анализе можно найти довольно много сходства в государственной, общественной деятельности, а так же в чертах характера и поведения.
1) После смерти Василия 3 трехлетним ребенком Иван Грозный стал великим князем московским. В малолетстве великого князя государством управляла мать - Глинская с Боярской думой. После смерти матери власть захватили бояре. Постоянные интриги и ожесточенная борьба за власть между различными группировками оказали значительное влияние на формирование молодого государя. Лишь к 12 годам Иван 4 стал входить в свою волю.
В 1543 г. он приказал отправить к псарям на поруганье боярина Андрея Шуйского. Многих бояр Иван отправлял кого в ссылку, кого в тюрьму, а кому приказал вырезать язык. В 1547 г. в Успенском соборе Кремля Иван 4 венчался на царство и стал первым из московских государей официально именоваться царем.
В 1682 г. после смерти
царя Федора Алексеевича
2) У двух монархов можно сравнить и их личную жизнь. Так у Ивана Грозного сын убит им самим, а Петр 1 дал согласие на смерть сына Алексея. Кроме того, у них были жены пострижены в монахини.
3) Иван 4 после коронования не утруждал себя управлением государства. Он предавался утехам до тех пор, пока не сгорела Москва и взбунтовался народ . На Красной площади перед народом Иван поклялся и обязался заниматься царскими обязанностями. С тех пор власть бояр кончилась, и царь сам стал управлять по своей воле.
Аналогично и Петру пришлось до 17 лет не заниматься государственными делами. Он со своими товарищами жил Потешном Преображенском дворце и любил играть в военные игры. Впоследствии эти потешные подразделения обучились военному делу, и стали настоящими полками, сыграв серьезную роль в дальнейшей судьбе Петра.
4) Вступивши на трон Иван Грозный окружил себя новыми советниками, мнение которых относительно того, как править государством, он дорожил. Среди них особым доверием были священник Сильвестр, дворянин Адашев и митрополит Макарий. Эти люди возглавили новый ближний совет при государе «Избранную раду», оттеснившую Боярскую думу. «Избранная рада», при активном участии царя проводила политику государственной централизации. Царя все более тяготила «Избранная рада», он устраняет своих советников Сильвестра и Адашева и уезжает в Александровскую слободу. Затем он требует разделить государство на две части – опричнину и земщину (разделение на антагонистические части).
Опричники должны были клятвенно отказываться от общения с земскими. Вдобавок опричники отрекались от отца и матери и тем самым автоматически оказывались в положении изгоев.
Земским оставляет обычное платье, опричникам новое. Также была поделена земля. Опричнина стала особым уделом, которым управлял сам царь(свое войско, своя дума, свои приказы и царский опричный двор). Расправившись с неугодными подданными (царь лично принимал участие во многих казнях) в 1572 г. опричнина была отменена. За время опричнины заметно усилилась самодержавная власть.
Петр 1 подружился со многими иностранцами, жившими в Немецкой слободе, недалеко от села Преображенское. Он понимал, что Россия отстала от Западной Европы. В России плохо развиты наука, образование, армия, флот. С 1690-х гг. Петр начал проводить реформы во всех областях русской жизни. Он использовал опыт западно-европейских государств в развитии промышленности, торговли, культуры. Петр тоже «рассек» Россию надвое. Он переодел высшие сословия в венгерское, потом в «саксонское» и немецкое платье. Он обрил бороды, оставив их лишь крестьянам и духовенству, причем запрет носить бороды на государственной службе сохранялся вплоть до времен Александра III. Разница во внешнем облике и здесь символизирует глубокое культурное расслоение. И при Иване, и при Петре новая одежда дается привилегированной части общества. Налицо конфессиональный момент, так как борода, как и русское платье, разделяют старую и новую веру.
5) Разделение выражается и территориально. Существование опричнины дает возможность каждый год к ней приписывать новые города, уезды, даже монастыри. Москве (это личная резиденция царя) Иван 4 противопоставляет Александровскую слободу и Вологду(столица новой России).
При Петре роль
Александровской слободы
Иван
также занимается укрепление
опричнины и разрушением
6) Раздвоение России распространяется
на личность монарха. Два
облика у России - два облика у царя. Грозный
называет себя князем Иваном Московским,
покидает Кремль и селится на Петровке,
играя в простого боярина. На трон он сажает
ряженого царя Симеона Бекбулатовича, всячески подчеркивает свое зависимое
положение подданного (шлет челобитные
и т.д.).
Петр также назначает ряженого короля, князь-кесаря Ромодановского. В потешных церемониях целует ему руку, демонстрирует верноподданническое смирение.
7) У Грозного и у Петра было две иерархии и две номенклатуры чинов. У Ивана это чины опричные и чины земские. У Петра - чины думные, московские и городовые, с одной стороны(они унаследованы от старой Руси), и новые чины и должности, с другой—тайные советники и генерал-адмиралы, сенаторы и фискалы, комиссары, генерал-прокуроры... Петр включает в новую административную систему и церковь - синод, члены которого присягают монарху. Иван же распространил принцип местничества на духовенство.
8) Похожи друг на друга «опричный монастырь» Грозного и «всешутейший собор» Петра. С точки зрения общества, они выглядят как святотатство. Так Грозный служил обедню как священник, вместе с молодыми иноками царь плясал «под напев Символа веры св. Афанасия». Опричный монастырь узурпировал реальные элементы церковной жизни и быта, наряду с пародированием иноческого обихода. Петровский «всешутейший собор» в обществе представлялся как сатанинское явление.
Разумеется, реакция современников
на действия Грозного и Петра часто
не адекватна идеям этих монархов. Серьезность их реакции вполне соответствует
серьезности монарших замыслов, которая
угадывается за смеховой и пародийной
оболочкой.
Опричный монастырь позволяет царю Ивану
включать в опричнину реальные монастыри
(Воскресенского, Горицкого, Симонова
и др.) и, естественно, в момент опалы менять
архиереев и снимать с них епископское
облачение. Так же у Петра «всешутейший
собор» предшествовал упразднению патриаршества.
9) Говоря о пространственном «рассечении» земли при Иване и Петре можно отметить, что нечто подобное происходит и с временем: оно рассекается на старое и новое, на прошлое и будущее. Оба монарха окружают себя молодыми людьми. Так при особе Ивана 4 последнее опричное правительство разрешало творить несправедливость над земскими безнаказанно. Они были полностью бесправными. Разрешено было жаловаться на земских только иностранцам. При присоединении каких бы то ни было земель – земские горожане, которые не служили в опричниках, изгонялись со своих жилищ и земель без суда и следствия. Опричники же должны были общаться с земскими вплоть до отказа от родителей. Разрушались старинные рода, вплоть до физического уничтожения. Велась борьба против единства родства. На смену появляется идея отцов и детей. Так в опричном дворе, а потом в окружении Петра проявляется и воплощается мысль о прерывистом времени. В административной практике царь постоянно нарушает принцип старшинства. Из множества служилых родов выбирает того или другого, не считаясь со службой отца, родственников. Противостоянию старого и нового времени соответствует противопоставление своего и чужого. Установке на молодое поколение аналогична установка на иностранцев. Иван Грозный действительно предоставлял льготы иностранцам (давал кормовые деньги и поместья). Кроме того, среди опричников были иностранцы. Они назначались полковыми воеводами. Аналогично Петр 1 брал на службу военных, ученых, специалистов в разных отраслях государства.
Весьма важно, что Петр и Иван 4 осознают себя первыми. Иван – первый венчанный царь всея Руси, Петр 1 – первый российский император. Они были первыми, и опереться им в национальной традиции не на кого. Поэтому они учатся быть монархами. Поэтому неизбежные вынужденные поиски образцов вне этой традиции. Так Петр едет за границу, чтобы пройти курс наук в европейской школе.
Иван Грозный наоборот отказывается советоваться с радой. Кроме того, он отказался брать уроки из истории. Если к ней он прибегает только для того, чтобы найти оправдание своего авторитаризма.
Из этого всего можно сделать вывод, что Иван 4 исповедует идею неограниченного самодержавия, что он тиран, руководствующийся больной фантазией, что он потакает своим страстям, что он ориентирован на одного себя. Однако, у Ивана есть логика – жесткая, но почти безукоризненная. Это ориентиры – бог и архангел Михаил. На Руси существовала идея, согласно которой бог – это царь небесный, а царь – бог земной. От этого подобия совершается естественный переход к подражанию философскому и поведенческому. Итак, место царя в мировом порядке определено. Его власть—от бога, поэтому он не несет ответственности перед людьми; учеба у них ему противопоказана. Иван 4 отдает предпочтение богу грозному и наказующему, т. е. богу-отцу. Больная совесть и панический страх смерти побудили Ивана 4 сочинить «Канон Ангелу Грозному Воеводе» и «Молитву Иисусу Христу и архангелу Михаилу». Но в логике Ивана остается версия, что главная обязанность монарха – карать зло, поражать подобно грозе. В этом убеждении царя укреплял образ Ангела Грозного Воеводы: «С ним опасно шутить, его нельзя безнаказанно увидеть… Он почти на границе добра и зла. Борясь за добро, он часто бывает яростен; иногда он бесцельно жесток. Его больше боятся и чтут, чем любят. Элемент добродушия почти отсутствует в его легенде»5. Эта характеристика, вполне применима к царю Ивану, прилежному ученику небесного наставника. И если главная функция царя—наказание, то пролитие крови его не страшит. Кровь не будет вменена ему в вину.
Иван Грозный «сам для себя стал
святыней и в помыслах своих создал
целое богословие политического
самообожания в виде ученой теории
своей царской власти»
(грешно сопротивляться царской каре,
грешно «ненавидеть наказание»).