Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 16:42, контрольная работа
Цель моей работы выяснить, какой же он на самом деле – первый Российский царь Иван Васильевич IV Грозный.
Задачи:
Ознакомится с личностью Ивана Грозного
Изучить деятельность Ивана Грозного
Сделать вывод исходя из полученной информации, тем самым достигнуть цели работы.
Введение_________________________________________________ 3
Детство и юность Ивана IV_______________________________ 5
Царствование Ивана Грозного ____________________________ 8
2.1 Венчание на царство Ивана Грозного_____________________ 8
2.2 Восстание против Глинских_____________________________ 8
2.3 Избранная рада ______________________________________ 10
2.4 Реформы____________________________________________ 11
2.4.1 Реформы центральных и местных органов власти при Иване Грозном ________________________________________________ 11
2.4.2 Реформы в социально-экономической сфере при Иване Грозном_________________________________________________ 13
2.4.3 Военные преобразования при Иване Грозном___________ 15
2.5 Опричнина___________________________________________ 16
3.Сыновья и жены Ивана Грозного __________________________ 20
4.Смерть первого русского царя Ивана IV Грозного____________ 22
Заключение______________________________________________ 24
Использованные источники _____________________
2.4.2 Реформы в социально-экономичес
Уже в Судебнике 1550 года затрагиваются
существенные вопросы землевладения.
В частности, принимаются постановления,
затрудняющие дальнейшее существование
вотчинных земель.
Особое место занимают статьи о частновладельческом населении. В целом право перехода
крестьян в Юрьев день сохранялось, но
несколько увеличилась при этом плата
за "пожилое". Ст. 78 определяла положение
другой значительной группы населения
- кабальных холопов. Запрещалось, к примеру,
превращать в холопов служилых людей,
ставших должниками.
Однако главные изменения в социально-экономической
сфере были направлены на обеспечение
землей служилых людей - дворян. В 1551 году
на Стоглавом соборе Иван IV заявил о необходимости
перераспределения земель между землевладельцами. Для проведения упорядочения
земель предпринимается их всеобщая перепись.
В процессе ее осуществления прежнее подворное
налоговое обложение заменялось поземельным.
На основных территориях вводилась новая
единица обложения - "большая соха".
Ее размеры колебались в зависимости от
социального положения землевладельца:
на соху черносошного крестьянина приходилось
меньше земли, но больше налогов. Ущемлялись
также интересы церкви, зато в привилегированном
положении оказывались помещики.
Размеры
земельных владений обусловливали и прежние
службы дворян. "Уложение о службе"
устанавливало правовые основы поместного
землевладения. Каждый служилый человек
имел право требовать поместье не меньше
100 четвертей земли, так как именно с такой
земельной площади должен был выходить
на службу. Таким образом, с первых 100 четвертей
выходил сам землевладелец, а со следующих
- его вооруженные холопы. Согласно "Уложению";
вотчины в отношении службы уравнивались
с поместьями, а вотчинники должны были
нести службу на тех же основаниях, что
и помещики.
Изменения в положении
служилых людей тесно связаны также с
отменой наместничьего управления (кормлений).
Вместо "кормленичего дохода", шедшего
в основном в руки наместников и волостелей,
вводился общегосударственный налог "кормленый
откуп". Этот налог поступал в государственную
казну, откуда раздавался служилым людям
в качестве жалования - "помоги". Денежную
"помогу" давали тем, кто вывел больше
людей, чем полагалось, или имел владение
меньше нормы. Зато тот, кто вывел меньше
людей, платил денежный штраф, а неявка
могла повлечь конфискацию владений и
телесное наказание.
2.4.3 Военные преобразования при Иване Грозном
Основу
вооруженных сил составляло теперь конное
ополчение землевладельцев. Помещик или
вотчинник должен был выходить на службу
"конно, людно и оружно". Кроме них,
существовали служилые люди "по прибору"
(набору): городская стража, артиллеристы,
стрельцы. Сохранялось и ополчение крестьян
и горожан - посоха, несшая вспомогательную
службу.
В 1550 году была предпринята попытка организации
под Москвой трехтысячного корпуса "выборных
стрельцов из пищали", обязанных быть
всегда наготове для исполнения ответственных
поручений. В него вошли представители
знатнейших родов и верхи Государева Двора.
Стрельцы представляли собой уже регулярное
- войско, вооруженное новейшим оружием
и содержащееся казной. Организационное
строение стрелецкого войска было позднее
распространено на все войска.
Управление дворянским войском чрезвычайно
усложнялось обычаем местничества. Перед
каждым походом (а иногда и в походе) происходили
затяжные споры. "С кем кого ни пошлют
на которое дело, ино всякой разместничается",
- отмечал в 1550 году Иван IV. Поэтому местничество
в армии воспрещалось и предписывалось
несение воинской службы "без мест".
Принцип занимать высшие посты в армии
родовитыми княжатами и боярами тем самым
нарушался.
2.5 Опричнина
3 декабря 1564 года царь
неожиданно для многих выехал
из Москвы вместе с семьей
в сопровождении заранее
Через несколько
дней в Александровской слободе Иван Васильевич
принял делегацию духовенства и боярства,
и согласился вернуться на престол. Но
только с условием, "что ему своих изменников,
которые измены ему, государю, делали и
в чем ему, государю, были непослушны, на
тех опала своя класти, а иных казнить".
Опричнина не была каким-либо новым делом,
ибо так назывался издавна удел, который
князь выдавал своей вдове, "опричь"
(кроме) другой земли. Однако в данном случае
опричнина означала личный удел царя.
Остальная часть государства стала именоваться
земщиной, управление которой осуществлялось
Боярской думой. Политическим и административным
центром опричнины стал "особый двор"
со своей Боярской думой и приказами, частично
переведенными из земщины. В опричнине
была особая казна. Первоначально в опричнину
была взята тысяча (к концу опричнины -
уже 6 тысяч) в основном служилых людей,
но были и представители некоторых старых
княжеских и боярских родов. Для опричников
вводилась особая форма: к шеям своих лошадей
они привязывали собачьи головы, а у колчана
со стрелами - метлу. Это означало, что
опричник должен грызть "государевых
изменников" и выметать измену.
Опричнина отнюдь не изменила структуру
крупной собственности на землю, пишет
В. Б. Кобрин, боярское и княжеское землевладение
пережило опричнину. Хотя нельзя не сказать
и о том, что жертвами болезненных подозрений
царя стали многие бояре. Ему постоянно
мерещились заговоры против него - и головы
зачастую невинных людей летели десятками.
Выступление Ивана Грозного и опричников
против старых удельных институтов достигло
своего апогея в 1569-1570 годах. Церковные
иерархи не поддерживали опричную политику.
Митрополит Афанасий удалился в монастырь,
а сменивший его Филипп Колычев выступил
с обличениями опричнины. Он был низложен,
заточен в монастырь.
Еще с начала 50-х годов царь Иван повел линию на физическое уничтожение последнего
удельного князя на Руси - Владимира Андреевича
Старицкого, который, как показали события
1553 года, связанные с болезнью Ивана, мог
реально претендовать на царствование.
После ряда опал и унижений Владимир Андреевич
в октябре 1569 года был отравлен.
В декабре 1569 года войско опричников, лично
возглавлявшееся Иваном Грозным, выступило
в поход на Новгород, поводом к которому
послужило подозрение в желании Новгорода
перейти к Литве. Были разграблены все
города по дороге от Москвы до Новгорода.
Во время этого похода в декабре 1569 года
Малюта Скуратов задушил в тверском Отроческом
монастыре митрополита Филиппа, публично
выступавшего против опричнины и казней
Ивана IV. Считается, что число жертв в Новгороде,
где тогда проживало не более 30 тысяч человек,
достигло 10-15 тысяч. Царь шел как по неприятельской
стране. Опричники громили города, села
и деревни, убивали и грабили население.
В самом Новгороде разгром длился 6 недель.
Подозреваемых тысячами пытали и топили
в Волхове. Город был разграблен. Имущество
церквей, монастырей и купцов было конфисковано.
Избиение продолжалось и в Новгородских
пятинах. Затем Грозный двинулся к Пскову,
и лишь суеверность грозного царя позволила
этому старинному городу избежать погрома.
После возвращения из Новгорода начинаются
казни самих опричников, тех, которые стояли
у ее истоков: на смену им приходят наиболее
отличившиеся в погромах и казнях, среди
них Малюта Скуратов и Василий Грязной.
Опричный террор продолжался. На 1570 год
приходятся последние массовые казни
в Москве.
В 1572 году опричнина
была отменена: "государь опричнину
оставил". Свою роль сыграло нашествие
на Москву в 1571 году крымского хана Девлет
- Гирея, которого опричное войско не смогло
остановить; были пожжены посады, огонь
перекинулся в Китай-город и Кремль. Крымский
хан, неожиданно появившись под Москвой
со 120-тысячным войском, заставил Ивана
Грозного бежать из Москвы в Александровскую
слободу. Перед лицом неудачи опричной
политики Иван Грозный вынужден был отменить
в 1572 г. опричнину. Даже само это слово
оказалось под запретом.
Вывод: Так, печальный итог царствования Ивана IV позволяет охарактеризовать первого русского царя как «жестокого, мятущегося правителя, не желающего считаться с реальными возможностями страны, подорванной ордынским игом». Насколько реальна была опасность интерпретации царствования Ивана IV в качестве вереницы злодейств укрепляющего личную власть монарха, показывает появление многочисленных, весьма критично по отношению к Грозному настроенных работ Д. Н. Альшица, В. Б. Кобрина, Р. Г. Скрынникова, А. Л. Юрганова.
Периоды покаяния и молитвы сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 года в Александровской слободе, загородной резиденции, царь случайно убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, поскольку другой его сын, Федор Иванович, был неспособен управлять страной. Иван Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына, даже сам подумывал уйти в монастырь. Точно неизвестно количество жен Ивана Грозного, но, вероятно, он был женат семь раз. Не считая умерших в младенчестве детей, у него было трое сыновей. От первого брака с Анастасией Захарьиной-Юрьевой, которая была любимой женой, родилось три сына, Дмитрий, Иван и Федор. Царевич Дмитрий - старший родился тотчас после взятия Казани. Иван Грозный, поклявшийся в случае победы совершить паломничество в Кириллов монастырь на Белоозере, взял в путешествие новорожденного младенца.
Родня царевича Дмитрия со стороны матери, бояре Романовы сопровождали Грозного и в дни путешествия бдительно следили за неукоснительным соблюдением церемониала, подчеркивавшего их высокое положение при дворе. Где бы ни появлялась нянька с царевичем на руках, ее неизменно поддерживали под руки двое бояр Романовых. Царская семья путешествовала на богомолье в стругах. Боярам случилось однажды вступить вместе с кормилицей на шаткие сходни струга. Все тут же упали в воду. Для взрослых купание в реке не причинило вреда. Младенец же Дмитрий захлебнулся, и откачать его так и не удалось. Второй женой была дочь кабардинского князя Мария Темрюковна. Третьей - Марфа Собакина, умершая неожиданно через три недели после свадьбы. По церковным правилам жениться более трех раз запрещалось. В мае 1572 года был созван церковный собор, чтобы разрешить четвертый брак - с Анной Колтовской. Но в том же году она была пострижена в монахини. Пятой женой стала в 1575 году Анна Васильчикова, умершая в 1579 году, шестой, вероятно, Василиса Мелентьева. Последний брак был заключен осенью 1580 года с Марией Нагой. 19 ноября 1582 года родился третий сын царя - Дмитрий Иванович, погибший в 1591 году в Угличе.
Вывод: Эгоистичный, непостоянный, капризный. Любил ли он по-настоящему кого-то? Скорее всего, нет. Все женщины Ивана Васильевича лишь удовлетворяли его страсть. Его жизнь — постоянные поиски новой невесты, которые неизвестно сколько еще продолжались бы, если бы не смерть, прервавшая очередные свадебные замыслы престарелого жениха.
По свидетельству антрополога Михаила Герасимова, обследовавшего скелет Ивана Грозного, у царя в последние годы жизни на позвоночнике развились мощные соляные отложения, которые причиняли ему страшные боли при каждом движении. Перед смертью Грозный выглядел дряхлым стариком, хотя ему было только 53 года. В последний год он уже не мог сам ходить - его носили.
Ряд современников Грозного считает,
что царя отравили. Дьяк Иван Тимофеев
обвиняет в этом Бориса Годунова (ставшего
царем после Грозного) и Богдана Бельевого.
Голландец Исаак Масса утверждает, что
Бельский подсыпал яд в лекарство, которое
он давал царю.
Вот как описывает смерть Грозного историк
Н. Костомаров: "В начале 1584 года открылась
у него страшная болезнь; какое-то гниение
внутри; от него исходил отвратительный
запах. Иноземные врачи расточали над
ним свое искусство; по монастырям раздавались
обильные милостыни, по церквам ведено
молиться за больного царя, и в то же время
суеверный Иван приглашал к себе знахарей
и знахарок. Их привозили из далекого севера;
какие-то волхвы предрекли ему, как говорят,
день смерти... Иван то падал духом, молился,
приказывал кормить нищих и пленных, выпускал
из темниц заключенных, то опять порывался
к прежней необузданности... Ему казалось,
что его околдовали, потом он воображал,
что это колдовство было уже уничтожено
другими средствами. Он то собирался умирать,
то с уверенностью говорил, что будет жив.
Между тем тело покрывалось волдырями
и ранами. Вонь от него становилась невыносимее.
Наступило 17 марта. Около третьего часа
царь отправился в приготовленную ему
баню и мылся с большим удовольствием;
там его тешили песнями. После бани царь
чувствовал себя свежее. Его усадили на
постели; сверх белья на нем был широкий
халат. Он велел подать шахматы, сам стал
расставлять их, никак не мог поставить
шахматного короля на свое место и в это
время упал. Поднялся крик; кто бежал за
водкой, кто за розовой водой, кто за врачами
и духовенством. Явились врачи со своими
снадобьями, начали растирать его; явился
митрополит и наскоро совершил обряд пострижения
в монахи. Но царь уже был бездыханен. Ударили
в колокол на исход души. Народ заволновался,
толпа бросилась в Кремль. Борис Годунов
приказал затворить, ворота. На третий
день тело царя Ивана Васильевича было
предано погребению в Архангельском соборе,
рядом с могилою убитого им сына".
Вывод: Смерть царя окутана домыслами. Достоверно известно, что последние годы царь был не в состоянии самостоятельно передвигаться из-за патологических наростов на костях, а из-за постоянных нервных срывов в свои 50 выглядел, как дряхлый старик. Также, существует предположение, что Иван Грозный страдал сифилисом, что подтвердил анализ останков царя – вследствие высокого содержания в теле ртути, парами которой и лечили этот недуг. Вследствие лечения данным методом, у царя развилась шизофрения, в одном из приступов которой он убил собственного сына.