Из истории Камчатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:30, реферат

Описание работы

Цель: Рассмотреть историю судьбы В. Беринга как часть истории Камчатки.
Объект исследования: история Камчатки.
Предмет исследования: историческая судьба В. Беринга.
Задачи: Рассмотреть роль В.Беринга в камчатских экспедициях.
Методы исследования:

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……………………...2-5
Глава I . Витус Беринг первооткрыватель. ………………………...…………..........5-23
1.1 Предпосылки Камчатской экспедиции. ………………………….………...5-9
1.2 Первая Камчатская экспедиция. …………………………………………..9-14
1.3 Итоги Первой Камчатской экспедиции. ………………………………...14-15
1.4 Вторая Камчатская экспедиция. ……………………………………..…..16-23
Заключение. ………………… ………………………………………………………23-24
Библиография. ………………….…………………

Файлы: 1 файл

Вступление.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Громадные пространства Восточной Сибири были сравнительно недавно присоединены к России. Надо было собрать об этой обширной стране более или менее точные сведения.                                                                                                                                     

Наконец, до Адмиралтейств-коллегий доходили сведения, что где-то около 65с.ш. Северная Америка сравнительно близко подходит к северо-восточному выступу Азии. О положении западного берега Северной Америки между 45 и 65с.ш. ничего не было известно. Протяжение Японии на север было известно только до 40с.ш. Предполагали, что севернее расположены большие и неопределенные Земля Еззо и Земля Компании, а между ними остров Штатов, якобы виденные в 1643 г. голландскими мореплавателями Де-Фрисом и Скепом. К востоку от них между 45 и 47с.ш. рисовалась "Земля да Гама", якобы открытая в 1649 г. неведомым мореплавателем Жузном да Гама. Надо было проверить существование этих земель, привести их жителей в подданство России, если эти земли существуют.

Главное же, надо было найти морские пути к уже известным богатым странам к Северной Америке и Японии и, если возможно, завязать с ними торговые сношения.                                                                                  

 

 

1.4.           Вторая Камчатская Экспедиция.

 

Вернувшись в Петербург в 1730 из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам — а также к американскому континенту. В  течение весны-осени 1732 года издается несколько указов и инструкций по организации исследований.                                                         

Усилиями прогрессивных деятелей правительства, военно – морского ведомства, морских офицеров, ученых Вторая Камчатская экспедиция  превратились в грандиознейшее предприятие по исследованию земли, которого не знала история вплоть до 20 в.                                                                                                 

Впервые было предпринято, говоря научным языком, комплексное научное исследование на огромных пространствах Сибири до Арктики и Тихого океана. В экспедиции участвовало более тысячи человек, сотни различных специалистов. Было создано семь отрядов, шесть из которых возглавляли морские офицеры. Исследованиями берегов Северного Ледовитого океана руководили Дмитрий и Харитон Лаптевы, Василий Прончищев и Питер Ласиниус, Дмитрий Овцын и Степан Малыгин, Семен Челюскин и Дмитрий Стерлигов. В седьмой «академический » отряд входили ученые, среди которых был и студент С.П. Крашенинников, ставший после экспедиции академиком.                                                                      

Восточный отряд возглавлял сам В. Беринг, на котором лежало руководство всей экспедицией громаднейшей по объему и масштабам работ и территории. Не случайно позже она получила название  Великой Северной.                                                                                                                                                                

Добравшись в октябре 1734 г в Якутск вместе с женой Анной Матвеевной, Беринг задержался здесь на 3 года. Отсюда удобнее было решать множество сложных вопросов по строительству судов, доставке снаряжения, необходимых запасов продовольствия для отрядов.                                                                             

Жизнь потекла в постоянных хлопотах. Жалованье поступало нерегулярно. Люди жили впроголодь, быстро уставали. С огромными трудностями доставлялось снаряжение, и продовольствие с берегов Лены к Охотскому морю. По свидетельству Вакселя  «он не раз говорил, что, мол, нехитрое дело загнать людей в места, где они сами не могут себя пропитать, а вот обеспечить их содержание на месте – это дело, требующее предусмотрительности и разумной распорядительности».                                                                    

В сентябре 1737 г Беринг добрался до Охотска.  Здесь готовились суда отряда Шпанберга в плавание к берегам Японии. Нужно было заботиться о снаряжении судов, продовольствии, о заготовке леса для постройки пакетботов, на которых предстояло отправиться к берегам Америки. Сложности были те же, что

и прежде – нехватка пропитания, нерегулярное поступление жалования. Люди страдали от недоедания, теряли силы, болели. Берингу на пределе сил приходилось решать множество дел, изворачиваться, улаживать конфликты с местным начальством. А в Петербурге были недовольны медленным ходом работ в экспедиции.

Наконец, в июне 1738 года ушли в плавание к Японии Шпанберг на бригантине «Архангел Михаил», Вальтон на дубель – шлюпке «Надежда» и Шелинг на боте «Святой Гавриил».  Штормы, непогода мешали плаванию. И хотя «Надежда»  приблизилась  к острову Хоккайдо, в целом плавание было малоудачным. Более успешным оказался поход 1739 г, когда Шпанберг достиг японского берега, встретился с местными жителями и принимал на корабле «знатных людей». Моряки обследовали Курильскую гряду и нанесли на карту ее острова.

В Петербурге остались довольны результатами Шпанберга  и  даже решили поручить ему возглавить вс. Экспедицию вместо Беринга, но затем приняли иной указ – все оставили по-прежнему.

Отныне все силы были брошены на завершение постройки пакетботов. В июне 1740 г «Святой Петр» и «Святой Павел» были спущены на воду. А в сентябре Витус Беринг  и Алексей Чириков повели их к берегам Камчатки.

6 (17) октября 1740 суда бросили якоря в уютной гавани, на берегу которой штурман Иван Елагин приготовил для участников экспедиции несколько жилищ. Гавань была названа Берингом по имени пакетботов – Петропавловской, а первые строения положили начало городу на берегу Тихого океана.

Перезимовав, корабли 24 мая (4 июня) 1741 г вышли к берегам Америки. Через 8 лет после отъезда из Петербурга отряд Беринга приступил к выполнению своей главной задачи.

В составе экипажа Беринга было 77 человек. С ним шли опытный штурман Свен Ваксель и натуралист Георг Стеллер. Они и оставили воспоминания, по которым мы знаем, как проходило плавание. С первых дней мореходы совершили ошибку – сначала отправились к земле Хуана де Гама, представленной на карте французским профессором астрономии де ла Кройером. Через неделю корабли достигли координат земли, но не обнаружили ее. «Упомянутая карта была неверной и лживой…, -писал Свен Ваксель.- Кровь закипает во мне всякий раз, когда я вспоминаю о бессовестном обмане, в который мы были введены этой неверной картой, в результате чего рисковали жизнью и добрым именем.  По вине этой карты половина команды погибла напрасной смертью».

Время было упущено. Это тяжелым грузом легло на Беринга. 20 июня случилась новая неприятность - в густом тумане пакетботы потеряли друг друга. Трое суток, как и было, оговорено заранее, они бороздили океан в квадрате, где разлучились. Увы, им не суждено было встретиться. Отныне каждый из кораблей шел к берегам Америки в одиночку.

Четыре недели парусник, меняя галсы, шел в океане. Вахтенные вглядывались в горизонт – не покажется ли земля?  Но лишь фонтаны китов попадались в поле зрения.

Вскоре они обратили внимание на проплывавшие мимо ленты водорослей да ветки деревьев. В ясные дни виднелись необычные очертания облаков, лежащих параллельно курсу. Но никто не догадывался что это признаки алеутской гряды…

Прошло сорок суток, как корабль вышел из Авачинской бухты. Запасы воды сократились больше, чем наполовину. В экипаже появились больные цингой. Несколько матросов не поднимались с постели. Да и самого Беринга одолевала слабость, он все реже выходил из каюты. Было решено: если до 20 июля не увидят землю, то повернут домой, на Камчатку.

День 16 июля принес морякам радость - они увидели землю! Был солнечный день, и вдали четко вырисовывались горы, сияющие снегом. То,  к чему они столько стремились наконец-то достигнуто! Радость охватил весь экипаж. Все бросились поздравлять капитан – командора. Но он выслушал их сдержано, почти равнодушно. Более того его слова сказанные Стеллеру и Плениснеру, привели в

недоумение: «Мы полагаем, что все открыли, многие из нас строят воздушные замки на славу, однако, никто не задумывается над тем, где мы нашли этот берег, как далеко находимся от нашего дома, и что еще может случиться. Кто знает, не подуют ли пассаты, которые не позволят нам вернуться. Мы этой земли не знаем, у нас нет провианта, чтобы перезимовать!»

В этих словах многое - усталость человека, положившего столько сил на подготовку экспедиции, что их не хватило на завершающий этап, трезвая  оценка положения, в котором находился экипаж корабля без достаточного провианта и воды и предчувствия несчастья.

В честь Ильина дня, в который моряки увидели американский берег, гора была названа именем святого Ильи. Это название величайшей на Аляске горы сохранилось до наших дней.

Экипаж Беринга не знал, что днем раньше «Святой Павел» под командованием А. Чирикова уже достиг берегов Америки.

Переменчивый ветер, крутые волны помешали пакетботу Беринга подойти и высадиться на берег. Лишь 20 июля им удалось стать у одного из островов на якорь. Этот остров также получил имя святого Ильи (ныне о – в Каяк.)

На остров отправился Софрон Хитрово с группой матросов. Они привезли известие, что удалось найти пресную воду, и обнаружили несколько построек местных жителей. Тотчас моряки приступили к доставке воды.

Просьба Стеллера отправиться на остров с первой группой была  отклонена. «Мы прибыли сюда, видимо, лишь для того, чтобы доставить американской воды в Азию» - возмутился Стеллер.  Лишь после этого, он в сопровождении казака Фомы Лепехина был отпущен на остров. За неполный день он успел ознакомиться с жилищами индейцев, животным миром и описал 160 видов местных растений. Но по приказу  командора его уже торопили на корабль. «Десять лет продолжались сборы -  и всего десять часов ушло на дело», - возмущался Стеллер.

Действительно, Беринг проявил непонятную осторожность, отсутствие обычного человеческого любопытства, не то, что научной заинтересованности. Неужели предчувствие опасности довлеет над всеми остальными чувствами?

21 июля, в 2 часа дня, он приказал поднять якорь. Пакетбот отправился в обратный путь.

Возвращение было очень тяжелым. Беспрерывные штормы и ветры, туманы  и низкая облачность.

В 1733 Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.

В начале 1734 Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции.

Лишь осенью 1740 два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.

4 июня 1741 — в год, когда Витусу Берингу исполнялось уже 60 лет — «Св. Пётр» под командованием Беринга и «Св. Павел» под командованием Чирикова первыми среди европейцев вышли к северо-западным берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке. «Св. Пётр» достиг южного побережья Аляски 17 июля в районе хребта Св. Ильи. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на берег, к которому шёл столько лет. В районе острова Каяк команда пополнила запасы пресной воды, и судно стало продвигаться

на юго-запад, время от времени отмечая к северу отдельные острова (Монтагью, Кадьяк, Туманный) и группы островов. Продвижение против встречного ветра было очень медленным, моряки один за другим заболевали цингой, на судне испытывали нехватку пресной воды.

В конце августа «Св. Пётр» в последний раз подошёл к одному из островов, где судно оставалось неделю и где произошла первая встреча с местными жителями — алеутами. На острове был похоронен первый моряк Беринга, умерший от цинги, — Никита Шумагин, в память которого Беринг назвал этот остров.

6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов. В штормовую погоду судно носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца, 4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева».

Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага, который впоследствии назовут Командорскими островами. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение.

К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря 1741. Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест.

Информация о работе Из истории Камчатки