Избранная рада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 15:22, реферат

Описание работы

Не доверяя знатным людям, Иван Грозный приблизил к себе придворного священника Благовещенского собора Сильвестра и Алексея Фёдоровича Адашева, своего ложничего, человека очень незначительного происхождения. Сильвестр, как лицо духовное, как человек отличающийся высокой нравственностью, имел особенно сильное влияние на улучшение нравственности Ивана. Эти люди построили своё влияние на личной приязни и моральном подчинении царя и удалили от него всех прежних опекунов. Они желали не только нравственно исправить самого Грозного, но и улучшить правление. В митрополите Макарии они нашли помощника и вдохновителя.

Содержание работы

Образование Избранной Рады……………………………………………...2
Первые реформы Избранной Рады…………………………………………4
Реформы в период 1549-1556гг………………………………………….....7
Военная реформа……………………………………………………..7
Судебник 1550г…………………………………………………….....7
Дворцовая тетрадь…………………………………………………....8
Стоглав………………………………………………………………...9
Земельные реформы………………………………………………...10
Земская реформа…………………………………………………….11
Реформы в период 1556-1560гг…………………………………………...12
Падение Избранной Рады………………………………

Файлы: 1 файл

реферат избранная рада.docx

— 42.92 Кб (Скачать файл)

Стоглав

     Также правительство принимало меры к подготовке передачи церковно-монастырской земли в частную собственность дворян. 15 сентября 1550г. правительство обсуждало с Митрополитом Макарием вопрос о церковно-монастырских слободах. Макарий произнес большую программную речь в защиту права монастырей на владение недвижимым имуществом. Однако, несмотря на это выступление главы русской церкви, рядом своих привилегий пришлось поступиться. 
 
      Согласно “приговору” 15 сентября 1550г. духовным феодалам запрещалось основывать новые слободы, хотя старые за ними сохранялись. В целом “приговор” компромиссный характер, т.к. сохранял за духовными феодалами слободы и предоставлял им даже некоторые возможности для пополнения их населения со стороны. Но такое положение не устраивало руководство русской церкви, поскольку подобные действия подрывали авторитет церкви в глазах у миллионов верующих. Встал вопрос о созыве нового церковного собора. Назревало столкновение между правительством “избранной рады”, стремившейся использовать заинтересованность боярства и дворян в ликвидации земельных богатств церкви, возглавляемой Митрополитом Макарием. Был отредактирован сборник соборных решений - Стоглав. Стоглав написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим. Есть все основания считать автором царских вопросов Сельвестра.  
 
     В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающиеся церковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных” священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения. 
 
     Перед собором был поставлен вопрос о необходимости организации государственного выкупа пленных, попавших к “басурманам”. 
 

Земельные реформы

     Однако задачи, выдвинутые в Стоглаве, не были решены, что вылилось в открытое недовольство Ивана Грозного. Это недовольство выразилось в приговоре 11 мая 1551 г., когда покупка духовными землевладельцами вотчинных земель без “доклада” Ивану Грозному запрещалась под угрозой конфискации объекта продажи. О действенности приговора 1551 года говорил тот факт, что в 50-х годах прекратилась покупка земель крупными монастырями. 
 
     Итак, в результате мероприятий, проведенных в 1550 - 51 гг., наиболее значительный удар был нанесен церковно-монастырскому землевладению и по привилегиям монастырей-вотчинников. Но этот успех правительства был достигнут ценой дальнейшего нажима на крестьян. Принужденные отдавать часть своих доходов в царскую казну, монастырские власти старались компенсировать потери ценой увеличения поборов с населения своих вотчин.  
 
     После Стоглава была поставлена задача о разрешении земельного вопроса и введении новых прямых налогов. Все это нельзя было сделать, не проведя поземельной переписи. В ходе переписи земель в основных районах Русского государства вводилась единая окладная поземельная единица - “большая соха”. Социальная степень землевладельца определяла степень тяжести обложения. Классовый смысл реформ виден уже в том, что “в наиболее тяжелом положении оказывались черносошные крестьяне, т.к. при одинаковом количестве земель у разных землевладельцев им приходилось платить больше всего налогов.”13 Реформа была наиболее благоприятной для светских феодалов и несколько ущемляла духовных землевладельцев, что соответствовало общей линии реформ 50-х гг. XVI века. Поземельная перепись сопровождалась многочисленными раздачами земель в поместья и отпиской у отдельных монастырей. Сокращение земельных и торговых привилегий монастырей-вотчинников происходило в обстановке таможенной политики. Постепенно таможенное ведомство высвобождается из-под контроля наместников, все чаще сбор косвенных налогов передается на откуп отдельными должностными лицами из центрального аппарата. Постепенное внедрение откупной системы сбора косвенных налогов содействовало развитию товарно-денежных отношений в стране, ликвидируя мелочную опеку наместнической администрации. 

Земская реформа

Последняя из реформ, к которой  приступили в начале 50-х годов  и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских  учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можно  считать четвертым ударом по кормленой  системе, нанесенным в ходе реформ”.14 Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточного черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах, отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства. Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе. 
 
     Неспокойная обстановка в правительстве и в стране в целом в период 1553-1554 гг. не смогла надолго задержать проведение намеченных реформ. 
 
                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1556 - 1560 гг.

     18 января 1555г. издается серия законов о губной реформе. Ряд приговоров усиливал меры наказания, предписывали ужесточить контроль над губными старостами и их деятельностью. Одной аз важнейших задач стала защита феодальной собственности от хищения. 
 
     В те же 1555-56 гг. наряду с губной происходило осуществление и земской реформы, приведшее к ликвидации системы кормлений. Расширялся круг выборных лиц земской администрации. Наряду с земским старостой и дьяком предписывалось избирать целовальников. Стремясь добиться заинтересованности в исправном отправлении судебных обязанностей и сбора оброка, правительство распорядилось освободить пашню земских старост от податей и повинностей. С другой стороны, злоупотребления старост карались смертной казнью. Земская реформа, задуманная как общегосударственная, была в полной мере осуществлена только на черносошных территориях русского Севера. На основных территориях Русского государства земская реформа оставалась неосуществленной. 
 
     В результате ликвидации системы кормлений и создания на местах сословно-представительских учреждений, русское правительство смогло добиться решения важнейших задач в деле укрепления централизованного аппарата власти. Был сделан шаг по пути создания специальных органов местного управления взамен “многочисленных кормленщиков, для которых исполнение должностей наместников и волостей было эпизодом их военно-служилой деятельности.”15 В результате реформы основная масса дворян была освобождена от “кормленых” функций, что повысило боеспособность и увеличило личный состав русской армии; дворянство укрепило свои позиции - за исправное несение военной службы оно получало регулярное вознаграждение. 
Военные реформы 50-х годов XVI в. были только первым приступом к преобразованиям в армии. Когда в составе правительства Адашева усилилась дворянская группировка, оказалось возможным углубить и расширить уже намеченные раньше военные реформы. Эта реформа находилась в тесной связи с отменой кормлений. Теперь военно-служилый человек получал компенсацию не кормлением, т.е. не выполнением дополнительных судебных или административно-финансовых поручений, а жалованием из казны за военную службу. Однако реформа не была доведена до своего логического конца, т.к. имела одним из следствий увеличение роли отрядов феодальной аристократии в составе дворянской конницы. Но все же реформы русской армии привели к усилению ее боеспособности и численному росту. Русская армия стала насчитывать 15 000 человек. Реформа потребовала создания специального штата правительственных чиновников, которые могли бы обеспечить руководство военно-служилыми делами. 
 
     Поскольку местничество приговором 1550 г. не отменялось, правительство решило провести еще ряд мероприятий, имевших целью усилить контроль над местническими счетами феодальной знати. Для этой цели в 1555 г. было принято составление Государева родословца, куда должны были быть включены все родословные росписи важнейших княжеско-дворянских фамилий. В составлении родословца принимал участие Алексей Адашев, что подчеркивает значение проводившегося мероприятия. Памятник наглядно отразил компромиссную основу деятельности правительства А. Адашева. В его вступительной части находилось “Сказание о князьях владимирских”, которое должно было исторически обосновать венчание на царство Ивана Грозного. Наряду с этим пространные родословные росписи княжеских и боярских семейств, помещенные в Государеве родословце, как бы подчеркивали заслуги представителей феодальной аристократии в строительстве Русского государства. Значение Государева родословца приуменьшать нельзя. Правительство Адашева получило теперь возможность контролировать местнические счеты не на основе тех или иных словесных заявлений спорящих лиц или отдельных документов из частных архивов, а на основании официального справочника.16  
 
     Если Государев родословец был справочником по вопросам “родовитости феодальной знати”, то роль справочника по вопросам службы играли разрядные книги, обобщающая редакция которых - Государев разряд, составленный одновременно с родословцем. Он должен был регулировать местнические отношения феодальной знати. Помогая навести порядок в местнических счетах знати, он фактически легализовал местничество и отразил тем самым противоречивый, компромиссный характер деятельности правительства.  
     В ходе дальнейших реформ оформились 2 избы: Поместная, ведавшая вопросами земельного обеспечения дворянства, и Разрядная, распоряжавшаяся организацией военной службы. 
     Исходя из реформ центрального аппарата власти стали ясно вырисовываться очертания приказного управления. В документах “изба” становится уже нарицательным названием центрального правительственного учреждения. С течением времени ведомства центрального управления стали именоваться “приказами”. Термин “приказ” постепенно вытеснил название “изба” из обихода. 
     Законодательные нормы Судебника 1550 г. по земельному и крестьянскому вопросу не удовлетворили дворянство. Таким образом, создаются новые законопроекты, разрешавшие основные 3 вопроса, волновавшие широкие круги феодалов: регламентация заемных операций, судьбы служилого и полного холопства и мобилизация земельной собственности.

 

ПАДЕНИЕ ИЗБРАННОЙ РАДЫ

     Причину царской немилости  некоторые историки видят в том, что Иван IV был недоволен разногласиями некоторых членов Рады с покойной Анастасией Захарьиной-Юрьевой, первой женой царя. Это подтверждается также тем, что после смерти второй жены — Марии Темрюковны — Иван Грозный также устраивал казни неугодных царице и обвинял бояр в том, что они «извели» (отравили) Марию.

     В 1553 году Иван  Грозный заболел. Болезнь была  настолько тяжела, что в Боярской  Думе встал вопрос о передаче  власти. Иван заставил бояр присягнуть  сыну-младенцу — царевичу Дмитрию. Но среди членов Рады возникла идея передать московский престол двоюродному брату царя — Владимиру, князю Старицкому. В частности, Сильвестр отметил как качество Владимира то, что он любит советников. Однако Иван оправился от недуга, и конфликт, на первый взгляд, был исчерпан. Но царь не забыл эту историю и использовал после против Сильвестра и Адашева.

Основное противоречие состояло в  радикальном отличии взглядов царя и Рады на вопрос централизации власти в государстве (процесс централизации — процесс сосредоточения государственной власти). Иван IV хотел форсировать этот процесс. Избранная же Рада выбрала путь постепенного и безболезненного реформирования.

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМ ИЗБРАННОЙ  РАДЫ.

     Всего десятилетие суждено было  существовать Избранной раде. Всего  десять лет было отпущено исторической  судьбой для деятельности решительных  и энергичных реформаторов, протекавшей  в условиях относительного мира  между всеми классами и сословиями  русского общества. Но за этот  краткий период государственное  и социальное устройство России  потерпело столь сильные изменения,  каких не происходило за целые  века спокойного развития. Избранная  рада провела ряд реформ:

  • были значительно расширены органы центрального управления, так называемые приказы, изменён порядок управления городами и волостями;
  • отменена система кормлений, во все города и земли назначены воеводы, которым государство платило деньги, а сбор налогов и судебные дела поручены старостам из числа дворян;
  • был составлен новый судебник - сборник законов;
  • правительство обязало всех вотчинников и помещиков в случае войны приходить с отрядами вооружённых конников;
  • кроме того, были созданы постоянные пехотные полки стрельцов, вооружённых огнестрельными ружьями: значительно усилилась артиллерия.

     Реформы способствовали укреплению центральной власти, ограничивали привилегии дворян и повышали роль дворян в управлении страной.

     Блеск побед, одержанных над вековыми врагами татарами, приобретение новых богатых земель для русского хозяйства и Волжского пути для русской торговли - всё это можно отнести к заслугам первого российского царя и его Избранной рады. Итак, в 1552 году была взята Казань; в 1556 году была присоединена Астрахань, а в 1557 году - Чувашия и большая часть Башкирии добровольно вошли в состав России. Также зависимость от России признала Ногайская орда. Присоединение Казани и Астрахани открыло возможности для продвижения в Сибирь.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Сайт rulers.narod.ru
  2. Сайт revolution.allbest.ru
  3. Сайт www.coolreferat.com

 

 

       
 

 


Информация о работе Избранная рада