Изменения Национально-государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:21, творческая работа

Описание работы

Общенародная собственность была экономической основой и условием Союза (качества союз, советский и социалистический были взаимно обусловлены). Приватизация промышленности была невозможна без разделения Союза, и наоборот, раздел общего достояния сразу должен был создать межнациональные противоречия.

Файлы: 1 файл

эссе.docx

— 19.82 Кб (Скачать файл)

Изменения Национально-государственного устройства

Общенародная собственность  была экономической основой и  условием Союза (качества союз, советский  и социалистический были взаимно  обусловлены). Приватизация промышленности была невозможна без разделения Союза, и наоборот, раздел общего достояния  сразу должен был создать межнациональные  противоречия.

В СССР, даже в период становления  сплоченных национальных элит (70-е годы), не было еще реальных националистических движений, т.к. в главной сфере  хозяйства, материальном производстве, межэтнической конкуренции не существовало. Но она уже была в сфере распределения, управления и интеллектуальной деятельности, и как только был декларирован “переход к рынку” и возникла перспектива  приватизации, республиканские элиты  в короткие сроки создали националистическую идеологию и внедрили ее в сознание соплеменников. В этом они получили поддержку влиятельных идеологов  перестройки в центре.

Народные фронты в Прибалтике, созданные в 1988 г. под прикрытием республиканских компартий “в поддержку  перестройки”, в 1989 г. перешли на открыто  антисоветские позиции сепаратизма. Затем компартии были расколоты  или фактически ликвидированы. Начали выдвигаться идеи “республиканского  хозрасчета”, а затем и экономического суверенитета. В мае 1989 г. Балтийская ассамблея заявила, что нахождение Латвии, Литвы и Эстонии в составе  СССР не имеет правового основания. Важным этапом в развитии этой линии  были слушания на II Съезде народных депутатов  СССР (январь 1990 г.) по вопросу об оценке пакта Молотова-Риббентропа по результатам  работы специальной парламентской  комиссии под руководством А.Н. Яковлева. “Прибалтийская модель” задала культурную и идеологическую матрицу для  националистических движений в других республиках СССР.

Почти во всех республиках  были организованы инциденты с кровопролитием на национальной почве, в которые  часто вовлекали Советскую Армию. Единственной республикой, где национализм  ни в один из моментов не стал доминирующей идеологической тенденцией, была Белоруссия.

В эпицентре политического  процесса, в Москве и особенно в  верховных органах власти, идеологи перестройки выдвинули идею освобождения нерусских народов от “колониального господства” и их политического  самоопределения. Г.В. Старовойтова, главный  в то время эксперт демократов по национальному вопросу, заявляла, что нации есть основа гражданского общества, и их самоопределение приоритетно (“выше идеи государственного суверенитета”). А.Д. Сахаров предлагал превратить СССР в союз 130 этнонаций. Духом времени  прониклась и “Правда”, писавшая о  верховенстве прав наций, включая право  на неограниченный суверенитет.

Положение резко изменилось после выборов народных депутатов  РСФСР в 1990 г., на которых победили радикальные демократы. С этого  момента высший орган власти республики - ядра СССР оказал безоговорочную поддержку  всем актам суверенизации союзных  республик. В 1990 г. РСФСР заключила  двусторонние договоры с Украиной, Казахстаном, Белоруссией, Молдавией  и Латвией. Экономического значения они не имели, их смысл был в том, что впервые республики были декларированы как суверенные государства.

В июне 1990 г. 1 Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверенитете. Она декларировала  раздел общенародного достояния  СССР и верховенство республиканских  законов над законами СССР. Это  был первый правовой акт, означавший начало ликвидации Союза. В октябре 1990 г. принимается Закон РСФСР  о действии актов Союза ССР  на территории РСФСР, устанавливающий  наказание для граждан и должностных  лиц, исполняющих союзные законы, не ратифицированные ВС РСФСР (беспрецедентный  в юридической практике акт). Затем  был принят Закон об обеспечении  экономической основы суверенитета РСФСР, который перевел предприятия  союзного подчинения под юрисдикцию РСФСР. Закон о бюджете на 1991 г. вводил одноканальную систему налогообложения, лишая союзный центр собственных  финансовых источников.

Вслед за РСФСР Декларации о суверенитете приняли союзные  и некоторые автономные республики. Они содержали официальную установку  на создание этнических государств, т.е., на законодательное оформление отказа от государства советского типа (“республики  трудящихся”). В Декларации Украины, например, было записано: “Украинская  ССР как суверенное национальное государство развивается... на основе осуществления украинской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение”. Анализ программ и действий всех главных  сепаратистских движений показывает, что все три их главные составляющие-демократия, национализм и исламизм - на деле являлись идеологическими масками  местных партийно-государственных  элит, которыми прикрывались чисто  прагматические цели раздела государства  и его собственности.

Появились проекты создать  вместо СССР конфедерацию с разными  названиями: “Сообщество”, “Содружество”  и др. В декабре 1990 г. на IV Съезде народных депутатов СССР поименным голосованием было принято решение о сохранении федеративного государства и  его названия - Союза Советских  Социалистических Республик. На этом Съезде Н.А. Назарбаев выдвинул идею заключения республиками Союзного договора без  участия центра, что говорит о  созревшем решении двигаться  к конфедерации.

Президент СССР, вопреки  мнению депутатов группы “Союз” и  экспертов ЦК КПСС по национальному  вопросу, вынес весной 1991 г. на референдум вопрос о сохранении СССР. Сама формула  референдума включала в себя сразу  несколько вопросов и допускала  разные толкования их смысла (так, референдум был объявлен общесоюзным, но итоги  голосования должны были подводиться  по каждой республике в отдельности). “Демократическая Россия” обратилась с призывом ответить “нет” на референдуме.

В референдуме приняло  участие 80% избирателей СССР, власти Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Молдавии и Армении отказались от его проведения, и там он проходил по инициативе отдельных местных Советов и  трудовых коллективов (в Латвии к  урнам пришло свыше 500 тыс. человек, в Литве более 600 тыс., в Молдавии более 800 тыс., в Грузии - 45 тыс. и в  Армении - 5 тыс.). 76,4% участвовавших в  голосовании высказались за сохранение СССР. Никакого влияния на политический процесс это не оказало. В Москве более половины участников проголосовали против сохранения СССР. Главным результатом референдума было то, что он узаконил саму возможность роспуска СССР, который в массовом сознании был до этого незыблемым символом.

На этом фоне велась разработка нового Союзного договора для переучреждения СССР. Идея эта возникла еще в 1989 г., в мае 1990 г. был готов первый вариант, и текст его начал  изменяться в попытке удовлетворить  всех участников, со сдвигом в сторону  конфедерации. В ноябре 1990 г. внутренне  противоречивый документ был внесен в ВС СССР и вызвал критику и  справа, и слева. Это побудило М.С.Горбачева  пойти на прямой контакт с руководителями девяти республик, выразивших желание  подписать Договор (формула “9 плюс 1”). 23 апреля 1991 г. был начат так  называемый Ново-Огаревский процесс.

Совещание “руководителей республик” было органом, не предусмотренным  Конституцией СССР. Предлагаемые им варианты договора все больше отступали от решений IV Съезда народных депутатов  СССР, но на запросы депутатов ответа не давалось. 17 июня Горбачев подписал, а 18 июня направил в ВС СССР и ВС республик  проект “Договора о Союзе суверенных государств”. После ряда изменений  последний вариант обсуждался в  Ново-Огареве 23 июля 1991 г. По мнению трех групп экспертов, договор означал  не только отход от принципов федеративного  государства, но создание даже и не конфедерации, а “клуба государств”. Во многих отношениях проект был лишен  какой-либо логики и являлся нагромождением противоречий.

Так, принятая в Ново-Огареве  процедура поэтапного подписания Договора приводила к беспрецедентной  в мировой практике ситуации, когда  в течение длительного времени  на одной территории должны были существовать два государственных образования: Союз Советских Социалистических Республик  и Союз Советских Суверенных Республик  с разным законодательством и  даже с разными границами. Это  повлекло бы за собой тяжелые последствия (что к тому времени уже показал  опыт Югославии).

На встрече 23 июля было назначено  подписание Договора в сентябре-октябре, но 29-30 июля на закрытой встрече в  Ново-Огареве Горбачева, Ельцина  и Назарбаева решено провести подписание 20 августа, вне рамок Съезда народных депутатов СССР. Новый текст Договора не был передан Верховным Советам  и не публиковался до 15 августа 1991 г. Этот Договор был результатом  личных компромиссов М.С.Горбачева, а  не верховной союзной власти как  государственного института.

Подписание нового Союзного договора не состоялось из-за произошедшего 19-21 августа в Москве “государственного  переворота”.

После августа 1991 г. прошел первый этап революционного перераспределения  собственности. Была во внесудебном  порядке лишена всей собственности  КПСС и предприняты многочисленные попытки захвата собственности  общественных организаций, вузов, редакций газет и т.п. Некоторые из таких  случаев получили широкую огласку - вроде осады демократами здания Союза писателей РСФСР (его отстояли собравшиеся там писатели).

Важнейшим результатом “августовской  революции” было запрещение во внесудебном  порядке КПСС и компартии РСФСР, а также ряда просоветских общественных организаций. М.С. Горбачев обратился  к партии с призывом к самороспуску (к разработке М.С. Горбачевым определявших судьбу КПСС документов не были привлечены не только члены ЦК, но и секретари  ЦК КПСС - лишь приближенные генсека).

Пресса и демократические  идеологи после августа вели активную кампанию на “добивание” Центра (ставился уже вопрос о расчленении и  РСФСР). Антиэтатизм достиг особого  накала, многие видные деятели клялись, что они всю жизнь боролись “с государственным монстром”. Министр  здравоохранения РСФСР В. Калинин  предписал всем облздравам и горздравам: “Категорически запрещаю исполнение каких-либо приказов и распоряжений Минздрава СССР, а также контакт с их функционерами”. Американский политолог А. Янов в лекции в Институте философии АН СССР сказал, что “августовская победа почти целиком исполнила функцию оккупационных властей”.

Таким образом, демонтаж всей системы государственной власти СССР был после этого лишь делом техники. На открывшемся 2 сентября V Съезде народных депутатов СССР ему даже не разрешили следовать повестке дня. Н.А. Назарбаев зачитал “Заявление Президента СССР и высших руководителей союзных республик”, которое было ультиматумом с требованием самороспуска. Съезд был ликвидирован, а Верховный Совет СССР полностью деморализован. 14 сентября Государственный Совет СССР (созданный перед этим новый орган) принял решение об упразднении большинства министерств и ведомств СССР.

Удалось, однако, реанимировать подготовку Союзного договора всего лишь с созданием конфедерации. 1 сентября руководители 10 республик выразили готовность подписать договор (РСФСР, Украина, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Армения, Туркменистан, Узбекистан). 25 ноября проект был окончательно согласован, а 27 ноября опубликован. Он должен был быть подписан в декабре.


Информация о работе Изменения Национально-государственного устройства