Изменения в территориальном устройстве РФ в постсоветское время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:17, реферат

Описание работы

Административно-территориальное деление – это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Стабильность административного устройства – одно из свидетельств социально-экономической и политической устойчивости страны. Таким образом, административное устройство государства – есть основа всех других форм социальной жизни, поэтому в этой работе я ставлю перед собой задачу рассмотреть административно-территориальное устройство России, его особенности и тенденции развития

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
Значение административно-территориального деления страны.

Современное административно-территориальное устройство России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Изменения в территориальном устройстве РФ в постсоветское время.docx

— 28.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Изменения в территориальном устройстве РФ в постсоветское время»

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 2 курса

группы к-22

Жогина Н.А.

 

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.

Значение административно-территориального деления страны.

 

Современное административно-территориальное  устройство России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Административно-территориальное  деление – это система территориальной  организации государства, на основе которой образуются и функционируют  органы государственной власти и  управления. Стабильность административного  устройства – одно из свидетельств социально-экономической и политической устойчивости страны. Таким образом, административное устройство государства  – есть основа всех других форм социальной жизни, поэтому в этой работе я  ставлю перед собой задачу рассмотреть  административно-территориальное устройство России, его особенности и тенденции  развития. В современных условиях перехода России на демократические, рыночные принципы организации общества и государства как никогда остро встает вопрос о выборе наиболее эффективных форм административно - территориального устройства страны, а также форм самоорганизации и самоуправления на местах. От правильности выбора этих форм, без преувеличения, зависит настоящее и будущее нашей страны, так как именно административно территориальное устройство и местное самоуправление обеспечивают эффективное функционирование органов государственной власти. В настоящее время согласно статье 65 Конституции РФ в составе Российской Федерации находится 88 субъектов Федерации (регионов). Среди них 21 республика, 7 краев, 48 областей, 1 автономная область, 9 автономных округов и два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Эти регионы резко отличаются по площади, численности населения, экономическому потенциалу, но все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус – субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьями 1и 3 Конституции РФ «Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» В настоящее время в России существуют 2 уровня государственной власти, имеющие собственную компетенцию:

1        Власть федеральная,  обеспечивающая единство конституционного  строя, суверенитет и территориальную  целостность России, гарантию прав  и свобод человека и гражданина, устанавливающая системы федеральных  органов законодательной, исполнительной  и судебной власти, федеральный  бюджет, федеральные налоги и  сборы, международные и внешнеэкономические  отношения Российской Федерации.

2        Государственная  власть субъектов Федерации, обладающих  вне пределов ведения полномочий  Российской Федерации всей полнотой  государственной власти.

Кроме того, статья 72 Конституции РФ оговаривает предметы совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения различными природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование и т. д. Местное самоуправление является важнейшим элементом конституционного строя Российской Федерации. Оно представляет собой тот специфический уровень исполнительной и представительной власти, которая, с одной стороны участвует в осуществлении воли государства, а с другой – наиболее полно учитывает интересы населения. С помощью местного самоуправления, непосредственно опирающегося на инициативу и активность граждан в решении актуальных для конкретной территории проблем, возможно обеспечение устранения многих кризисных явлений в жизни российского общества. Именно поэтому значительная часть работы уделена вопросу местного самоуправления в России. Кроме того, Россия – государство с богатой историей, поэтому нельзя рассматривать ее административно-территориальное устройство, не оглядываясь в прошлое. По этой причине в данной работе будут также рассмотрены историко-географические особенности территориального устройства России.

 

Значение  административно-территориального устройства страны.

Государственный строй любой страны характеризуется формой правления  и формой административно-территориального устройства. Необходимость определённым образом построить территориальную  организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое  государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для  выполнения своего социального назначения – организации экономической  жизни, защиты граждан, создания страховых  запасов и т. п. – государство  ведёт разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и  распределяет налоги, сборы, пошлины  и т. п.), экономическую (регулирует в  той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию  военной службы) и т. д. Но вести  всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения  и больших размерах государства  становится объективно невозможным. После определённого порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, районы, губернии, уезды и т. д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления. Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения. Наконец, субъективные и даже случайные факторы – заимствования, политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое – тоже влияют на территориальную организацию государства. Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатрапии, завоёванные территории и т. д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления. Так оно, собственно, и должно было быть при переходе человечества в IV – III тыс. до н.э. к государственной форме организации общества. Ведь именно возникновение первоначально городов-государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для первобытного общества, территориальной организацией общества. Но эта территориальная организация объективно повлекла за собой членение государств на более мелкие образования, появление сложной структуры органов государства. Разумеется, государство – это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может. Выделяют несколько видов административно-территориального устройства государства. Основные из них – унитарная и федеративная формы государственного устройства. Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом её особенности. Яркими примерами унитарной формой государственного устройства являются Франция, Швеция, Финляндия, Эстония, Турция, Италия, Алжир, Великобритания, Иран и т.д. Федеративная форма государственного устройства является ещё более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства. Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в прямом смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определённую политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства. Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные. В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т. д., могут иметь место и культурные автономии. В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы. В настоящий момент существуют около 20 федеративных государств. Это Австралия, Австрийская Республика, Аргентинская Республика, Федеративная Республика Бразилия, Федеративная Республика Германия, Республика Индия, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, Республика Венесуэла и др. Наряду с вышеназванными основными формами государственного устройства – унитарной и федеративной – выделяют также и конфедеративную. Конфедеративная форма государственного устройства – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определённых целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют прежде всего экономические цели, причём эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т. д. Конфедерация в отличие от федерации – это, как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое государственное образование, объединение. Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения.Существует множество других форм территориального устройства страны (протекторат, уния, содружество, сообщество и др.), но они не столь распространены, как унитарная и федеративная формы, поэтому не будут рассматриваться в работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современное административно-территориальное устройство России.

Административно-территориальное  устройство постперестроичной России претерпело существенные количественные и качественные изменения. Прежде всего, распад СССР привел к изменению статуса всех бывших автономных республик и ряда автономных областей. При этом процесс преобразований шел очень интенсивно. (Например, Горно-Алтайская автономная область – Горно-Алтайская АССР – Горно-Алтайская ССР – Республика Горный Алтай – Республика Алтай.) Россия признала новый статус автономных республик поправкой к Конституции РСФСР от 14 мая 1991 г., отказавшись от названия «АССР», заменив его другим – «Республика в составе РСФСР». Если раньше в состав РСФСР входило 16 автономных республик, то теперь Российская Федерация объединяет 21 республику: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия – Хальмг Тангч, Карчаево-Черкесская Республика. Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская республика – Чаваш Республики. Бывшие автономные области – Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасия, став республиками, вышли из состав краев (Краснодарского, Алтайского, Ставропольского и Красноярского), в которые они раньше входили. Всего краев 7: Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Пермский край. В России осталась одна автономная область – Еврейская; другие за последние годы преобразованы в республики. По Конституции в России 9 автономных округов: Агинский Бурятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский Эвенкийский, Ямало-Ненецкий. Таким образом, современная Россия имеет в своем составе 89 субъектов Федерации, включая 21 республику, 7 краев, 48 областей , 9 автономных округов, 1 автономную область, а также 2 города федерального значения - Москву и Санкт-Петербург (рис. 2) . Кроме того, в мае 2000 г. указом Президента Российской Федерации было учреждено 7 федеральных округов:

Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный  округ, Приволжский федеральный  округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный  федеральный округ.

Микроуровень административного  деления России – это примерно 1900 низовых административных районов, около 1100 городов, включая 330 внутригородских  районов и округов, а также  почти 2 тыс. поселков городского типа и свыше 24, 4 тыс. сельских администраций[1, с. 73].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Административно-территориальное  деление любого государства правомерно рассматривать с двух сторон:

1.       Административно-территориальное  деление – это одна и сторон  объективного развития общества, нуждающегося во внутренней упорядоченности  дифференцированных и относительно  автономных его частей (учитывая  огромную протяженность России, деление ее на многочисленные  составные части всегда было  непростой задачей);

2.       Административно-территориальное  деление – это деление территории  государства на части, соответствующие  его природе, задачам и функциям, а также адекватная такому  делению организация системы  местных органов государственной  власти и управления.

Отсюда становится ясным, что административно-территориальные  границы имеют субъективный характер и, нередко соответствуя одним требованиям, они противоречат другим. Так, административное устройство царской России было более  или менее приспособлено к  задачам налогообложения, полицейско-бюрократического управления и рекрутских наборов, однако далеко не всегда учитывало интересы этнического и национално-политического размежевания, а также территориального разделения труда. При советской власти административно-территориальное деление стало в руках государства мощным рычагом целенаправленного воздействия на всю территориальную организацию общества и, более того, на все стороны социально-экономического развития. В современных условиях перехода России на демократические, рыночные принципы организации общества и государства одна из главных задач в сфере государственного строительства – укрепление Федерации, построение эффективного государства в существующих границах. «В последнее время все активнее проявляется желание субъектов Федерации объединяться. Это положительная тенденция. При этом следует помнить, что субъекты объединяются не ради самого объединения, а ради оптимизации самого управления, более эффективной социально-экономической политики, а в конечном счете, ради роста благосостояния людей». (Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 25.04.2005). Укрупнение субъектов Федерации необходимо, но должно происходить с учетом всего многообразия факторов влияющих на данный процесс. В настоящее время муниципальное управление в России проходит этап становления, и многие проблемы еще ждут своего внимания и разрешения. Так, наиболее невостребованными и ослабленными оказались ресурсы социально-экономические, научно-технические, духовно-культурные. Формирование местного самоуправления в нашей стране оказалось одной из самых трудных задач государственного строительства. На пути этого процесса стоит целый комплекс экономических (затянувшийся процесс перехода к рыночным отношениям), финансовых (ограниченность доходной базы и несбалансированность местных бюджетов), социальных (распад существовавшей социальной инфраструктуры, резкое снижение уровня жизни населения и т. д.), политических (потеря доверия населения к институтам власти) препятствий. Становится очевидным, что на пути возрождения России, выхода ее из кризиса первоочередной является задача подъема территорий, раскрепощение их внутренних сил при одновременном укреплении Центра. В первые десятилетия XXI в. «региональный фактор» будет одним из определяющих, т. к. решение вопросов формирования гражданского общества, целостности Российского государства, развертывания демократического механизма функционирования политической власти все активнее перемещается в регионы.


Информация о работе Изменения в территориальном устройстве РФ в постсоветское время