Экономическая политика Павла I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:27, доклад

Описание работы

К началу 1796 года в стране насчитывалось 40 млн. человек. Плотность населения была далеко неравномерной. Большая часть россиян проживала в западных и Юго-западных губерниях, 1/3 - в Нечерноземном центре, на всю Сибирь едва набирался миллион жителей.
Из 40 млн. около 400 тыс. составляли дворяне. Приблизительно можно указать и уровень "дворянского" благосостояния: на одного помещика приходилось в среднем 100-150 крепостных, что составляло 400-500 рублей годового оброка. Столько же получали чиновники 8 класса и штаб-офицеры.

Файлы: 1 файл

Экономическая политика Павла I.docx

— 178.96 Кб (Скачать файл)

Промышленность

 
 
При характеристике состояния российской промышленности, мы рассмотрим деятельность двух коллегий, повлиявших на развитие данной отрасли хозяйства.

Мануфактур-коллегия

 
 
Мануфактур-коллегия была возобновлена указом 19 ноября 1796 г. При Павле существенных изменений в промышленности не произошло. Правительство придерживалось умеренной  покровительственной системы, и  на мануфактур-коллегию была возложена  обязанность содействовать благосостоянию и распространению основных форм промышленности - кустарной и фабричной.  
 
Следует отметить, что особое внимание уделялось суконным фабрикам, поставляющим свою продукцию в казну. Это было связано с тем, что продукция данной отрасли шла практически целиком на нужды армии, к чему сам Павел был далеко неравнодушен. Так указом 15 января 1798 г. мануфактур-коллегии велено было давать денежные суммы без процентов желающим заводить фабрики для выработки солдатских сукон в Оренбургской, Астраханской, Киевской, Подольской и Волынской губерниях. На обязанностях коллегии лежал бдительный надзор за тем, чтобы требуемое количество сукна было доставлено в казну. Когда же в начале 1800 г. оказалось, что сукна не хватает, то 5 марта последовал указ: "Недостающее число сукна искупить за счет имения директора мануфактур-коллегии... " Для поставщиков сукна, выполнявших свои обязательства, были введены некоторые льготы. К примеру, им разрешалось продавать свою продукцию как внутри государства, так и за его пределами. Вообще, в царствование Павла фабриканты пользовались определенной поддержкой со стороны правительства. Их привилегии строго охранялись, а всякое притеснение заводчиков наказывалось. Так, известно, когда воронежский полицмейстер, вопреки закону, ввел постой в доме суконного фабриканта Тулинова, то Павел, узнав об этом, приказал: "полицмейстера сдать под суд, а Сенату повсеместно предписать властям, чтобы нигде подобных отягощений фабрикантам быть не могло".  
 
Заботясь об улучшении промышленности, мануфактур-коллегия принимает меры к введению машин на фабриках. 13 апреля 1798 г. получил высочайшее утверждение доклад мануфактур-коллегии об устройстве около С. -Петербурга фабрики для обрабатывания хлопчатой бумаги и шерсти с применением особых машин.  
 
Подобные действия правительства, направленные на механизацию производства, повлекли за собой быстрый рост капиталистической промышленности в 19 веке. Начали появляться новые фабрики, как казенные, так и частные. В 1797 г., в местечке Зуево, известный фабрикант Савва Морозов, будучи простым ткачом и крепостным крестьянином, основал небольшую мануфактурную фабрику.  
 
Кроме указанных мероприятий, правительство интересовало развитие и усовершенствование новых текстильных производств, например, шелководства. В 1798 г. главному директору мануфактур-коллегии кн. Н. Б. Юсупову было дано поручение собрать "по шелководству и вообще по части мануфактур верные и достаточные сведения, и представить надежнейшие меры к усовершенствованию и расширению сей важной ветви государственной экономики". Принятые Юсуповым меры действительно способствовали упрочнению этой новой отрасли российской промышленности.  
 
По отношению к национализации промышленности любопытен указ 19 февраля 1801 г. В нем запрещалось всем фабрикантам и мастерам в России ставить на производимые ими вещи иностранные клейма и надписи. Вводится порядок, когда каждый производитель представлял в мануфактур-коллегию образцы своих изделий. Впрочем, этот указ, вводивший стеснительную для производства регламентацию, напоминающий Петровские порядки, не выполнялся. 
Если подводить итоги деятельности мануфактур-коллегии, то, можно отметить, что хотя эта деятельность не была слишком обширной и не несла в себе ничего нового, тем не менее, она направлялась на частичные улучшения и усовершенствования промышленности России. Правительство пыталось поставить русского производителя в независимое положение от иностранной промышленности и дать ему выход на азиатский рынок.

Берг-коллегия

 
 
В компетенцию берг-коллегии входил контроль над всеми "горными и  монетными делами". В виду упадка горного дела при Екатерине II, берг-коллегия целью своей деятельности видела в "приведении в возможное совершенство горные производства, как одну из главнейших отраслей внутреннего благосостояния и внешней коммерции".  
 
Можно указать на некоторые частные меры, которыми берг-коллегия пыталась поправить положение казенных заводов: из числа преступников, годных к горному делу, был набран комплект рабочих на Нерчинские заводы; принятие мер к продаже остающегося по казенным заводам железа и сбыт его всем желающим, согласно указу от 10 февраля 1799 г. "на 10 коп. с рубля ниже вольных цен". В 1797 г. на нужды берг-коллегии было выделено 655 тыс. рублей для расширения производства и заготовления хлеба для приписных крестьян.  
 
Предпринимались и более широкие меры. В этом отношении важен манифест 9 ноября 1800 г., который упорядочивал заводские работы. Велось и общее наблюдение за частными заводами. 3 ноября 1797 г. частным владельцам медных заводов были даны новые льготы:  
1 - уменьшение сборов с заводов;  
2 - увеличение платы за половинную часть выплавляемой меди, доставляемой заводчиком в казну, на 1,5 руб. за пуд. Однако, это касалось лишь добросовестных заводчиков. Впоследствии фабрикантам разрешили покупать крестьян с землей к своим предприятиям.  
 
В виду такого привилегированного положения заводчиков, прибыль, получаемая ими от производства, значительно возросла.  
Капитал, употребляемый на предприятие, по сведениям главного директора берг-коллегии Соймонова, стал приносить "от 70% до 100% и более прибыли". При таком раскладе Соймонов считал справедливым повысить сборы с владельцев чугунно-плавильных заводов, что и было сделано.  
 
В обязанности берг-коллегии входил также поиск новых залежей.  
 
Условия эксплуатации горных богатств прежними заводами, открытие новых залежей, упорядочение горнозаводской промышленности, руководство всем делом со стороны одного центрального учреждения, каким являлась берг-коллегия, все это дало положительные результаты в первые же годы Павловского правления. В 1798 г. казна получила прибыли на 500 тыс. руб. больше, чем в 1796 г. В заслугу берг-коллегии нужно поставить так же и то, что на горное дело они смотрели с государственной точки зрения, которую горячо отстаивали перед царем и Сенатом, при обсуждении вопроса о преимуществах казенной и частной эксплуатации горных богатств. Из всех ведомств, действовавших при Павле, пожалуй, одно это целиком справлялось с возложенными на него обязанностями.

Финансовая политика

 
 
В области финансовой политики Павел  держался того мнения, что доходы государства  принадлежат государству, а не государю лично. В Гатчине Павел самостоятельно выработал госбюджет. Доходы и расходы  в нем балансировались в сумме 31,5 млн. руб. Но, по вычислению финансового  департамента, одно содержание армии  в мирное время на 1797 г. требовало  кредита, превышающего эту сумму. Таким  образом, общая сумма предстоящих  расходов составила 80 млн. руб., что  на 20 млн. превышало ожидаемые доходы. Вместе с тем, за последние 13 лет  гос. долг достиг колоссальной для того времени суммы в 126.196.556 руб., а  огромное количество, находившихся в  обращении, бумажных денег превышало 157 млн. Эти деньги теряли при размене  от 32% до 39% стоимости.  
 
Павел заявил о своем намерении ликвидировать в большой его части этот тяжелый пассив. Ему удалось обеспечить только один внешний долг в 43.739.180 руб., при помощи широкой операции в содействии с "домом Гопе в Амстердаме". В отношении ассигнаций, Павел заявил, что в них нет надобности и за все ассигнации будет уплачено серебряной монетой. Какой? Павел поговаривал о том, чтобы перелить все серебряные приборы Двора. Он "будет есть на олове" до тех пор, пока бумажный рубль не поднимется до своей номинальной цены. Этого не случилось. И вначале, даже, несмотря на стремление к экономии, что на практике оказывалось большей частью неосуществимым, истинный бюджет на 1797 г. достиг цифры вдвое большей против ранее принятой Павлом - 63.673.194 руб. Из этих денег 20 млн. приходилось на армию, а 50 млн. на флот. Уже - 29 в июле 1797 г. появилась необходимость в пересмотре этого бюджета. Производившаяся в то время раздача казенных земель, отняла у казны около 2 млн. руб. Пришлось сокращать такую же сумму кредита, отпущенного на погашение государственных долгов. В течение следующих лет бюджеты Павла достигли и даже превысили уровень Екатерининских: 
 
76.415.465 руб...... 1798 г. (на 8.818.006 руб. больше последнего бюджета Екатерины)  
77.890.300 руб... 1799 г.  
78.000.000 руб...... 1800 г.  
81.081.671 руб...... 1801 г.  
 
С первого же года, за исключением ассигнований на армию и флот, расходы нового правления очень мало отличались от установленных прежде. Валишевский приводит смету главных из них:  
 
Армия и флот........................... 25.000.000 руб.  
Гражданские штаты........................ 6.000.000 руб.  
Иностранный департамент.................. 1.000.000 руб.  
Духовенство.............................. 1.000.000 руб.  
Школы и благотворительные учреждения..... 1.221.762 руб.  
Погашение долгов......................... 12.000.000 руб.  
Кабинет (личные расходы императора) ...... 3.650.000 руб.  
Двор..................................... 3.600.000 руб.  
Императорская фамилия.................... 3.000.000 руб.  
 
В статьях доходов крупные суммы также продолжали доставляться налогами на крестьян:  
 
Подушных с казенных и помещичьих крестьян...... 14.390.055 руб.  
Оброчных с казенных крестьян............. 14.707.921 руб.  
Питейные сборы........................... 18.089.393 руб.  
Таможенные сборы......................... 5.978.289 руб.  
 
Кроме того, с 1798 г. к повинностям казенных крестьян был прибавлен еще дополнительный налог на 6.482.801 руб.  
 
Вопреки высказанным заявлениям, долг государства, вместо того чтобы уменьшиться, возрастал. Павел прибегал к займам, как и его мать, и даже более опрометчиво. Общую сумму внутренних займов, для которых были произвольно тронуты части капиталов Дворянского банка, Казначейства и опекунских советов, невозможно подсчитать даже приблизительно, за отсутствием документов, не найденных до настоящего времени.  
 
За границей финансовая политика, начав с займа в 88.300.000 флоринов, заключенного в Амстердаме в 1797 г., кончила тем, что довела пассив, выражавшийся цифрой 43.739.130 руб., до 132.000.000.  
 
В то же время Павел не отказывался и от выпуска ассигнаций. К огромной их сумме, оставленной Екатериной, он прибавил 56.237.420 руб. Что составило увеличение их каждый год на 14 млн., тогда как среднее годовое нарастание этой статьи долга в предыдущее царствование достигало приблизительно лишь 6.3 млн.  
 
Только в отношении финансового устройства работа Павла заслуживает одобрения. 4 декабря 1796 г. было учреждено Государственное казначейство. В обязанности казначейства входило составление смет гос. расходов и доходов. Впоследствии к этим обязанностям добавились функции упраздненного Долгового комитета и Казенной палаты. Таким образом, в его "руках" стали сосредотачиваться основные нити финансового управления, что предопределило объединение этой отрасли в дальнейшем.  
 
Следует выделить еще ряд мероприятий в области финансов. В январе 1797 г. Павел публично, перед Зимним Дворцом, сжег на 5 млн. ассигнаций и приказал, чтобы чеканка серебра, установленная в 1763 году, когда фунт серебра 72-ой пробы соответствовал 17 руб. 6 2/3 коп., была доведена до 14 руб. из фунта с повышением пробы до 83 1/3. Таким образом, стоимость денежной единицы при размене была доведена до 5,5 франков. Но 3 октября последовала новая неожиданность: "чеканить из фунта серебра около 20 рублей". Как результат - падение курса рубля до 4 франков.  
 
В завершении этой главы приведу историю о создании "Банка вспомогательного для дворянства". Нет необходимости говорить, что Павел часто попадал в плен несбыточных идей. Одной из таких затей было создание указанного выше банка. Надо сказать, что эту идею Павлу подкинул некий "мечтательный теоретик" Вут, который, как можно не без оснований предполагать, был обыкновенным пройдохой. Вут подал царю бумагу, в которой предлагал: привести стоимость серебряного рубля к 140 коп. меди; увеличить производство меди со 160 тыс. пудов до 1200000, гарантируя таким образом но вый выпуск бумажных денег на 150 млн. ; учреждение банка для по мощи дворянству и т.д.  
 
Правительство рассчитывало получить с этой "акции" 35 млн. прибыли. И 18 декабря 1797 г. был создан "Банк вспомогательный для дворянства", который, в сущности, являлся огромной фабрикой бумажных денег. Целью создания банка было объявлено "восстановление благосостояния нуждающихся дворян". Ссуды выдавались на 25 - 32 лет в размере от 40 до 75 руб. на душу, смотря по местной стоимости залогов, принимаемых банком ежегодно. Взнос составлял 6%, включая сюда и сами проценты и их капитальные погашения, которые уплачивались билетами этого же банка, приносившими в свою очередь 5%, вследствие чего их курс повысился сравнительно с номинальной стоимостью.  
 
Валишевский пишет: "Не хотел ли Павел расставить ловушку заемщикам и ускорить их разорение? Это вовсе недопустимо... Создатель учреждения не мог иметь подобных расчетов: он вкладывал в это предприятие слишком большую часть своего собственного состояния".  
 
Начав свои операции 1 марта 1798 г., банк в несколько месяцев роздал на 500 млн. рублей билетов, которые, вследствие повышения курса, сразу при размене потеряли от 10 до 12% стоимости.  
 
Аристократическая клиентура заведения, в большинстве случаев, безрассудно промотала эти деньги, утратившие свою настоящую цену. Но, делая заемщиков еще более нуждающимися, а потому несостоятельными, предприятие влекло и для государства залогодержателя не менее гибельные последствия.  
 
Последним аккордом эксперимента стало понижение курса рубля на Лондонской бирже. Вот, что писал по этому поводу русский посол в Лондоне: "До основания этого банка вексельный курс рубля был 30-31 пенс, а потом он начал быстро падать, и дошел до того, что в лучшие месяцы равнялся 24 пенсам, и если бы этот банк не прикрыли, он упал бы до 15 пенсов и ниже, подобно французским ассигнациям".  
 
Банк был закрыт менее чем через год после его основания.  
 
Но в последние годы царствования Павла войны вместе с другими дорого стоявшими предприятиями довели казну до такой нищеты, что министр финансов Г. Р. Державин не сумел найти другого выхода, кроме нового выпуска ассигнаций. Предстояло купить за бесценок все огромное количество товаров, затруднявших торговлю из-за закрытия таможен. Таким образом, предполагалось возродить торговлю и получить значительную прибыль путем искусственного повышения цен. Проект был представлен Павлу на утверждение накануне его смерти. В этот момент, по свидетельству современника, в казне было 14.000 рублей.  
 
В подведении итогов финансовой политики Павла можно с достаточной определенностью заявить, что она была во многом гибельной для России. Не имея представления о финансах, император втянул государство во многие рискованные операции, которые привели казну страны к банкротству.

Итоги и выводы

 
 
Экономическую деятельность Павла  нельзя оценить однозначно.  
 
Безусловно, на лицо многие полезные преобразования, благотворно влиявшие на развитие и укрепление отечественной экономики. Сюда, прежде всего, следует отнести разрешение крестьянского вопроса; меры по расширению промышленности: создание новых заводов и фабрик, внедрение новых видов производства. Заслуживают внимания и административные мероприятия, направленные на централизацию управления основными отраслями хозяйства страны.  
 
С другой стороны, большим минусом Павловского правления являются финансовая и торговая политики.  
Впрочем, итоги по каждой из указанных областей уже были подведены в посвященных им главах. В этой части работы будет сделана попытка общего анализа Павловских преобразований.  
 
После правления Павла в экономическом мировом положении России особых изменений не произошло. Несмотря на все попытки правительства поправить плачевное состояние экономики, страна по-прежнему была экономически отсталой, а в некоторых областях наметились даже ухудшения по сравнению с предыдущим правлением.  
Стране необходимы были коренные изменения в экономической политике. Павла нельзя обвинить в отсутствии стремления к реформам.  
 
Однако, ему не доставало четко выработанной цели того, что он хочет достигнуть. Петр знал, что он хотел сделать со страной. У Павла, кроме армейской реформы, ничего конкретного не было. В такой ситуации он решил приняться сразу за все, тогда как опыт многих государств показывает, что благосостояние достигается постепенно.  
 
В результате - что-то получилось, что-то наполовину, а что-то (как, например, финансы) развалилось совсем. Надо сказать, что вокруг Павла практически не было единомышленников. Все его указы воспринимались как сумасшедший бред у большинства населения. Однако, даже, несмотря на это внешнее противодействие, Павлу удались ряд реформ, среди которых главное место занимает манифест о трехдневной барщине, положивший начало освобождению крестьян от крепостного права.  
 
Нельзя не обратить внимание и на маленькую продолжительность правления. Кто знает, может быть, сегодня мы не судили о Павле лишь по анекдотам, часто не соответствующим правде, если бы правление его длилось многим более того, что было. Впрочем, история не любит слова "если". 
 
Литература: 
1. Клочков М. В. Очерки правительственной деятельности времен Павла I Пг. 1916 
2. Валишевский К. Сын Великой Екатерины СПб., 1914 
3. Чечулин Н. Д. Очерки по истории финансов в царствование Екатерины II СПб., 1906 
4. П. С. З. - полное собрание законов Российской империи Т. 27-30 СПб., 1830 
5. Яцунский В. К. Социально-экономическая история России 18-19 вв. М., 1971 
6. Фирсов Н. Н. Производство и общество в их отношениях к внешней торговле России в царствование Екатерины II СПб., 1902 
7. Туган-Барановский М. Н. Русская фабрика СПб., 1909 
8. Эйдельман Н. Я. Грань веков СПб., 1992 
9. Ковальченко И. Д. Крестьяне и крестьянское хозяйство Рязанской и Тамбовской губерний в первой половине ХIХ в. М., 1959 
10. Блиох И. С. Финансы России ХIХ столетия Т. I-II СПб., 1904,1882 
11. Богданович М. И. История царствования императора Александра I Т. I СПб., 1869 
12. Греч Н. И. Записки о моей жизни М., Л., 1930


Информация о работе Экономическая политика Павла I