Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:35, доклад
Экономическая реформа 1965 г. в СССР, (в СССР известна какКосыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. В данной работе указаны основные положения реформы, её реализация, развитие и итоги
Экономическая реформа 1965 года
Экономическая реформа 1965 г. в СССР, (в СССР известна какКосыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
Общесоюзная экономическая дискуссия 1962—1964 годов
Традиционно проведение реформы связывали
с усложнением экономических
связей, что снижало эффективность
директивного планирования (в 1966 промышленность
СССР включала более трёхсот отраслей,
47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных
строительных организаций), и со стремлением
более полно использовать интенсивные
факторы экономического роста. Последнее
было достижимо посредством
Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье профессора Харьковского инженерно-экономического института и Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда» и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС. Поддержку предложениям Либермана высказали ведущие экономисты ак. В. С. Немчинов, ак. С. Г. Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др.
Статья положила начало общесоюзной
экономической дискуссии в
Как альтернатива реформе в среде
интеллигенции радикального «технократического»
направления рассматривались
Решающим аргументом стало то, что Либерман издержки на проведение своей реформы оценил в стоимость бумаги, на которой будут напечатаны соответствующие указы, а первые результаты пообещал уже через считанные месяцы. Косыгин — самый «прижимистый» член Политбюро, умевший считать народную копейку, — выбрал реформу Либермана. |
Основные положения реформы
Реализуемая после отстранения
от власти Н. С. Хрущева реформа представлялась
как разрыв с проявлениями присущего
советской экономической
Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:
• «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС) • «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.) • «Положение о социалистическом
государственном • «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.) • «О переводе совхозов и
других государственных • «О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июня 1967 г.) • «О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 23 июня 1967 г.) • «О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967 г.) • «О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (7 июля 1967 г.) • «О переводе эксплуатационных
предприятий и производственно- |
• «О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969 г.)
Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:
В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.
Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в ст. 16 Конституции СССР 1977 г.:
Экономика СССР составляет единый
народнохозяйственный комплекс, охватывающий
все звенья общественного производства,
распределения и обмена на территории
страны. Руководство экономикой осуществляется
на основе государственных планов экономического
и социального развития, с учётом
отраслевого и территориального
принципов, при сочетании |
Реализация реформы. «Золотая пятилетка»
Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 1965—1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).
На протяжении пятилетки фиксировались
рекордные темпы экономического
роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые темпы
роста национального дохода в
СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4
%, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании
2,2 %). Был осуществлён ряд крупных
хозяйственных проектов (создание Единой
энергосистемы, внедрение автоматизированных
систем управления (АСУ), развитие гражданского
автомобилестроения и пр.). Высокими
были темпы роста жилищного
Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».
Реформа имела выраженный эффект разового
привлечения резервов роста: повысилась
скорость обращения в фазе «товар
— деньги», уменьшилась «штурмовщина»,
увеличилась ритмичность
Среднегодовые темпы роста, % | ||
годы |
Валовой общественный продукт |
Национальный доход |
1961—1965 |
6,5 |
6,5 |
1966—1970 |
7,4 |
7,7 |
1971—1975 |
6,4 |
5,7 |
1975—1979 |
4,4 |
4,4 |
Экономические показатели относительно предыдущего года (1960 г. = 100) | |||
год |
Валовая продукция |
Численность персонала |
Основные производственные фонды |
1965 |
148 |
123 |
186 |
1970 |
163 |
115 |
152 |
1975 |
137 |
108 |
151 |
1979 |
116 |
107 |
134 |
Развитие реформы
В 1970-е гг. СМ и Госплан СССР принимают решения, призванные скорректировать выявившиеся негативные стороны реформированной хозяйственной системы — тенденцию к росту цен, стремление использовать максимально затратные схемы хозяйственных отношений (в том числе жертвуя инновационным развитием), обеспечивающие наиболее высокую рентабельность.
Постановлением СМ СССР от 21 июня 1971
г. «О некоторых мерах по улучшению
планирования и экономического стимулирования
промышленного производства»
В 1970-е гг. многоступенчатая система управления промышленностью была заменена на двух-, трёхзвенную (министерство — объединение — предприятие; министерство — хозрасчётный комбинат — шахтоуправление). Соответственно были перераспределены и децентрализованы функции управления и планирования.
• «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью», постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 2 марта 1973 г. |
В 1970 г. существовало 608 объединений (6,2 % занятого персонала, 6,7 % реализуемой продукции), в 1977 г. 3670 объединений (45 % персонала, 44,3 % реализованной продукции), в том числе: ЗИЛ, АЗЛК, Воскресенскцемент, Электросила, АвтоГаз, АвтоВаз, КамАЗ, Уралмаш, Позитрон, Большевичка.
Новообразованные объединения и комбинаты действовали на основах хозрасчёта, осуществляли основную инвестиционную деятельность, кооперировали хозяйственные связи предприятий. Министерствам отводилась роль проводника общей научно-технической политики. Резко сокращалось количество форм документации и показателей отчётности. Реорганизация сопровождалась значительным высвобождением управленческого персонала.
Следующей группой постановлений
• «О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов» постановление ЦК КПСС от 12 июля 1979 г. • «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ» постановление ЦК КПСС и постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 12 июля 1979 г. |
вводился новый плановый показатель
чистой (нормативной) продукции учитывавший
вновь созданную стоимость —
зарплата плюс усреднённая прибыль,
его задачей было остановить тенденцию
к росту цен и затрат. Вводились
поощрительные надбавки к цене на
новую и высококачественную продукцию
и стабильные долговременные нормативы
для фондов экономического стимулирования.
Расширялась практика составления
целевых комплексных научно-