Экономические итоги второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:48, доклад

Описание работы

Экономические итоги второй мировой войны. Соединенных Штатам Америки мировые войны всегда служили ступеньками к экономическому и политическому лидерству в капиталистическом мире. Отделенные от центров военных действий двумя океанами, США не переживали разрушений на своей территории. Людские потери страны были незначительными. В то же время, наживаясь на военных поставках и пользуясь временным ослаблением конкурентов, американские империалисты добивались беспрецедентного укрепления своих позиций.

Файлы: 1 файл

Экономические итоги второй мировой войны.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Экономические итоги второй мировой войны. Соединенных  Штатам Америки мировые войны  всегда служили ступеньками к  экономическому и политическому  лидерству в капиталистическом  мире. Отделенные от центров военных  действий двумя океанами, США не переживали разрушений на своей территории. Людские потери страны были незначительными. В то же время, наживаясь на военных поставках и пользуясь временным ослаблением конкурентов, американские империалисты добивались беспрецедентного укрепления своих позиций.

Война существенно повлияла не только на масштабы, но и на структуру американской экономики. Опережающими темпами росли производственные мощности в цветной металлургии и металлообрабатывающей промышленности. Заметно, увеличился удельный вес технически передовых отраслей: производство алюминия, например, выросло за годы войны в 6 раз, выпуск самолетов - более чем в 16, а синтетического каучука - более чем в 400 раз. Одним из важнейших итогов второй мировой войны явилось создание в США крупной военной промышленности, сохраняющей важное значение не только в экономической, но и в политической жизни страды.

Вторая мировая война  чрезвычайно усилила процесс  концентрации производства в США.Концентрация производства сопровождалась концентрацией и централизацией капитала, усилением могущества крупнейших монополий. Именно крупнейшие корпорации пользовались во время войны особыми привилегиями - им доставались военные заказы правительства, предоставлялось право на получение дефицитных материалов и сырья, устанавливались исключительно выгодные условия амортизации. Безвозмездно или за минимальную плату монополии получали в эксплуатацию предприятия, построенные за государственный счет. В результате чистая прибыль корпораций была во время войны в 3 раза больше, чем до нее, а доля 100 крупнейших корпораций в продукции обрабатывающей промышленности США выросла за годы войны с 30 до 70%.

Война ускорила процесс интенсификации сельскохозяйственного производства. Огромный спрос на продукты американского  сельского хозяйства со стороны  государства (для снабжения вооруженных сил США и поставок по ленд-лизу) и отчасти населения (в связи с ростом занятости) изменил соотношение цен в пользу фермеров. За время войны индекс сельскохозяйственного производства вырос почти -на 40%. Однако плодами высоких цен и интенсификации производства сумели воспользоваться лишь менее половины американских ферм: механизация и химизация сельского хозяйства усилили позиции крупных производителей, ускорили процесс «вымывания» мелких и отчасти средних хозяйств.

 

Экономический цикл в США (в отличие от стран Западной Европы и Японии) не был прерван войной, а лишь подвергся существенной деформации. Поскольку отвлечение части продукции I подразделения на военные нужды растягивает срок воспроизводства элементов основного капитала в гражданских отраслях, длительность экономического цикла в этой связи может возрастать. В США начавшийся перед войной экономический цикл продлился на II лет-с 1937 по 1948 г.

 

Вторая мировая  война имела и еще одно важное следствие - наряду с некоторыми другими факторами она способствовала нарушению синхронности мирового капиталистического цикла. Временная асинхронность развития цикла в США и других капиталистических странах создавала условия для более быстрого преодоления перепроизводства на путях внешнеэкономической экспансии.

Вторая мировая война  создала особо благоприятные  условия для экономического развития США. Благодаря военным заказам  и «впрыскиванию» огромных государственных  средств на расширение и модернизацию производства США стали обладателем 60% промышленных мощностей капиталистического мира. Сельское хозяйство США получило в условиях военной конъюнктуры толчок к коренной перестройке своей технической базы. На период войны американская экономика оказалась застрахованной не только от затяжного аграрного, но и от циклических кризисов перепроизводства. В этой связи, а также вследствие тяжелого урона, нанесенного экономическому потенциалу других участников «войны, доля США в мировом капиталистическом производстве выросла в 1937--1947 гг. с 35 до 56%, а в мировом капиталистическом экспорте -с 14 до 33%. Экспорт американских товаров в воюющие страны способствовал золотому «ожирению» США - к концу войны там сконцентрировалось около 2/3 мировых запасов золота.

Отражением непререкаемого лидерства США в первые послевоенные годы явилось приобретение долларом привилегированного положения резервной валюты. Закрепленная решениями Бреттонвудсской международной валютно-финансовой конференции (1944 г.) роль доллара как главной валюты международных платежей и расчетов, а также сохранявшийся долгие годы искусственно завышенный курс доллара способствовали вывозу капитала из США, росту их заграничной «империи».

 

Послевоенная  реконверсия и циклическое развитие экономики в конце 1940-х -- 1950-е гг. Задача перевода военизированной американской экономики на мирные рельсы в полный рост встала уже в 1944 г. Государственное управление военной мобилизации и реконверсии направило свои усилия на решение возникших проблем к максимальной выгоде для крупного капитала. В связи с отменой контроля за ценами прибыль монополий резко возросла - в 1946 г. она оказалась в 1,5 раза выше самых высоких прибылей военного времени. Обогащению крупнейших корпораций способствовало и решение о распродаже 2800 государственных заводов, построенных в годы войны. Государственные предприятия перешли в руки ведущих монополий в среднем за 60% их номинальной цены.

 

Реконверсия хозяйства в  соответствии с нуждами мирного  времени явилась главной причиной сокращения . производства в 1945-1946 гг., вследствие чего занятость в промышленности и на транспорте заметно снизилась. Ряды безработных пополнили и тысячи демобилизованных из вооруженных сил США.

В основе, последовавшего за периодом реконверсии экономического подъема лежала накопленная за годы войны потребность в обновлении основного капитала гражданских отраслей. Росту объема производства способствовали также рекордное увеличение товарного экспорта в разоренные войной страны Европы, «отложенный» спрос населения США на потребительские товары (включая жилье и автомобили) и расширение потребительского кредита. Тем не менее уже в 1948 г. экономика США вступила в кризис перепроизводства, завершивший затянувшийся экономический цикл 1937-1948 гг.

 

Начавшийся  в 1957 г. циклический кризис оказался самым тяжелым за весь предшествовавший послевоенный период. Падение промышленного производства составило 12,6%.* Фаза кризиса продлилась 9 месяцев, однако докризисный уровень оказался восстановленным лишь через два года и два месяца. Необычным было «поведение» цен - впервые в истории циклических кризисов они не только не падали, но и продолжали расти, препятствуя рассасыванию товарных излишков. Инфляция наряду с хронической безработицей стала постоянным спутником капитализма. Характерно и то, что в 1957-1958 гг. кризис переживали не только США, но и другие капиталистические страны. Это затрудняло процесс выхода из кризиса.

В годы общего кризиса  капитализма в США продолжалось развитие системы государственно-монополистического регулирования. Ее особенность в США заключалась в сравнительно небольшой роли государственного сектора: на государственных предприятиях и в середине 80-х гг. производится всего 1,я-2% всей промышленной продукции.яГосударственная собственность распространяется в основном на сферу производственной инфраструктуры (каналы, аэропорты, железные дороги и т. д.). Значительную часть собственности государства составляет фонд общественных земель. Наконец, характерной для США является высокая степень милитаризации государственной собственности: к концу 1950-х гг. на военные активы приходилось чуть меньше 40% всего имущества государства.

Итоги развития экономики к началу 90-х гг. Экономические  трудности 70-х гг. поставили под  сомнение правильность системы государственного регулирования рыночной экономики, вызвали пересмотр теоретических посылок и практики государственной экономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консервативным вариантом государственного регулирования, который на практике осуществлялся в годы правления республиканской администрации президента Р.Рейгана 11981-1988 гг.) и получил название "рейганомики".

 

 

"Рейганомика"  явилась лишь одним из вариантов  неоконсервативной политики, которая  на протяжении 80-х - начала 90-х  гг. применялась во всех развитых  капиталистических странах. Неоконсерватизм стал ответом на ухудшение условий капиталистического воспроизводства и, как следствие, выдвижение на первый план задач рационализации производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Например, внедрение новых технологий требовало более гибкого государственного регулирования, что проявилось в накоплении больших средств для их инвестирования в передовые отрасли, переквалификации рабочей силы, нового подхода к решению экологических и социальных проблем. Большей свободы рук в новых условиях требовали и НТК и растущий немонополизированный секторы экономики, интересы которых государство должно было учитывать в своей экономической политике.

Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:

1) сокращение  налогов на корпорации и личных  подоходных налогов;

2) ограничение  роста правительственных расходов  за счет сокращения социальных  программ;

3) дерегулирование предпринимательской деятельности;

4) проведение  жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление  инфляции.

Сокращение  налогов стало первым шагом экономической  политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что в результате сокращения налогов увеличатся инвестиции в производство, что создаст новые рабочие места, увеличит национальный продукт и, следовательно, правительство получит большой налоговый доход, несмотря на снижение ставок налогообложения.

В области социальной политики была выдвинута программа "нового федерализма". Согласно этой программе  разделялись функции федеральных, штатных и местных органов власти. Правительства штатов должны были взять на себя ответственность за выполнение двух благотворительных программ - помощь многодетным семьям и талоны на питание, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным. Остальные 44 социальные программы были отданы в ведение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования в течение четырех лет.

 

К концу первого срока  правления администрации Рейгана  инфляция упала до 4 %. ФРС ослабила политику сдерживания денежных средств. Несколько снизились процентные ставки, облегчив финансирование покупок домов и автомобилей. Безработица сократилась до 8 % рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрачалась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд дол., главным образом за счет увеличения расходов на военные цели.

В 1983 г. в США начался  семилетний хозяйственный подъем, который проходил в условиях глубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом научно-технической революции. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возрастали ежегодно в среднем на 13 %.

В итоге подъема 1981-1989 гг. реальный объем ВНП и продукция  производства в 1989 г. превысили их предкризисные  максимальные уровни 1979 г. почти на 28 %. Объем личного потребления  в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением численности занятых. Американская экономика смогла создать более 17 млн рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицы составила 5 %, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. Потребительский спрос свидетельствовал о росте доходов населения и явился стимулом хозяйственного подъема.

В конце 80-х гг. экономика  стала испытывать определенные перегрузки в связи с обслуживанием огромной задолженности, накопленной за годы последнего подъема. В 1992 г. совокупная нефинансовая задолженность населения, государства, корпораций превысила II млрд дол., или около двух объемов ВНП. В семейном доходе доля выплат по погашению ипотечной задолженности за 80-е гг. возросла с 9 до 13%. Все это сказалось на ослаблении потребительского спроса.

В сравнительно лучшем положении  оказались отрасли с сильной  экспортной ориентацией: общее, электротехническое машиностроение, приборостроение, спрос  на продукцию которых сохранялся. Экспортная экспансия способствовала стабилизации курса доллара в конце 80-х - начале 90-х гг. на относительно низком уровне, существенно повысилась конкурентоспособность американских производителей. Вывоз оборудования, составивший около 40 % объема внешней торговли США, за 1989-1991 гг. возрастал ежегодно на 12 %, обеспечивая общие высокие темпы роста экспорта. В то же время импорт в США замедлился, способствуя коррекции внешнеторгового баланса. В 1991 г. дефицит торгового баланса уменьшился до 74 млрд дол. против 159,7 млрд в 1987 г. Платежный баланс был сведен с минимальным за десятилетие дефицитом в 8,6 млрд дол.


Информация о работе Экономические итоги второй мировой войны