Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:12, контрольная работа
Отношения между Францией и Россией занимали и занимают особое место. Соглашения между Францией и Россией встречались в разных формах и в различных вариантах чаще, чем соглашения между другими государствами. Создание в 1879-1882 годах по инициативе и под руководством кайзеровской Германии первого крупного военно-политического блока положило начало разделению европейского континента на замкнутые внешние группировки. «Проект военной конвенции» был подписан со стороны России Обручевым и со стороны Франции Буадерфом и явился важной вехой в истории франко-русских отношений конца XIX века.
Введение
1. Экономические отношения России и Франции
2. Предпосылки заключения политического соглашения
3. Заключение франко-русского союза
4. Международное значение франко-русского союза
Заключение
Список литературы
Соглашение 27 августа знаменовало установление взаимно согласованной, определенной формы сотрудничества между двумя государствами. Оно представляло собой одну из существующих основ русско-французского союза.
Франко-русский союз был в сущности предрешен образованием коалиции срединных держав, возглавляемой милитаристской, агрессивной Германией. Угрожая одновременно и Франции и России, которым бы она хотела нанести удары поочередно, в разное время, германская коалиция, несмотря на все ухищрения и маневрирования бисмарковской дипломатии, подталкивала Францию и Россию навстречу друг другу.
При всём огромном значении, которое имело для Франции августовское соглашение 1891года, оно казалось французским государственным руководителям с самого начала недостаточным. Французы считали необходимым начать с военного соглашения.
Франция была более России заинтересована в соглашении. Поэтому в августе 1891 года, французская сторона, отказавшись от спора, приняла всю русскую программу соглашения. Но, добившись первого успеха, Фрейсине и Рибо не отказывались от намеченной цели и вскоре возобновили действия, чтобы побудить русское правительство сделать следующий шаг. Министр иностранных дел Гирс, после переговоров с Фрейсине, признал возможным и даже желательным соглашение, которое предусматривало бы обязательство поддерживать друг друга всеми силами в случае нападения на одну из сторон; обязательство произвести мобилизацию армий обеих стран, в случае если Германия или Австрия мобилизуется, даже если не будет объявлена война; обязательство сделать необходимые приготовления, чтобы придать военным усилиям обеих держав наибольшую действенность.
Достигнутая во время переговоров Гирса договоренность об общей политике на Ближнем Востоке была реализована быстро. Русско-французский союз на Ближнем Востоке становился действенным.
Но экономическое и внутриполитическое положение России к этому времени существенно осложнилось - стали явными огромные размеры неурожая 1891 года: стране грозил голод. Специальным указом запретили вывоз всех видов хлебов и картофеля. В этих условиях германская сторона не торопилась с окончательным решением. В конце февраля 1892 года стало очевидным, что без уступок со стороны России Германия не пойдет на предоставление ей конвенционного тарифа, установленного по отношению к другим государствам.
В торговом балансе России роль Франции была неизмеримо меньшей, чем Германии. Франция предложила России вступить с ней в торговые переговоры, а с 1892 года установила режим наибольшего благоприятствования для русских товаров.
Александр III постепенно приходил к выводу о необходимости заключения военного договора. Русское правительство дало согласие на то, чтобы перейти к непосредственному рассмотрению проекта военной конвенции. Французский проект военной конвенции имел ярко выраженный односторонний характер, он предусматривал концентрацию сил двух стран для войны против Германии. Для России неприемлемой во французских предложениях оставалась та же сторона - одностороннее сосредоточение всех сил только против Германии. Возможное и почти неизбежное столкновение с Австрией не учитывалось. Создавалось положение, что если бы Австрия напала на Россию, то французская помощь не была бы ей гарантирована. Вот почему генерал Обручев выступил с возражениями против этого французского предложения.
Буадерф получил директиву от своего руководства идти на уступки и принять русскую редакцию, так как во Франции больше всего боялись дальнейшего затягивания соглашения.
17 августа 1892 года конвенция была подписана Обручевым и Буадерфом. Эта конвенция означала по существу тесный военный союз между Францией и Россией. Она была непосредственно связана с предыдущим соглашением (1891 год) и являлась его естественным дополнением.
И порядок оформления союза - сначала политическое соглашение, затем военное - и содержание соглашения были приняты в соответствии с мнением русской стороны. Оформление русско-французского союза и его содержание, отразивших вынужденную уступчивость французской стороны, выражалось, что в то время союз с Россией был нужен Франции более, чем России, он был для Франции необходимостью.
Так, как указывалось выше, России удалось настоять на том, что Франция поможет России, если на нее нападет не только Германия, но и Австрия (в первоначальной редакции звучало: «Если Франция или Россия подвергнутся нападению со стороны Тройственного союза или одной Германии...» Проект военной конвенции от 5/17 августа 1892 года. // Е. Е. Юровская. Практикум по Новой истории. 1870 - 1917. М., 1979. С. 283.).
Точно также предполагалась немедленная мобилизация союзных войск при мобилизации не только Тройственного союза или Германии, но и одной из стран союза (французский вариант предполагал мобилизацию только при мобилизации сил только Тройственного союза или Германии).
Важно упомянуть, что военные силы, употребленные против Германии, со стороны Франции должны были равняться 1300000 человек, а со стороны России только от 700000 до 800000 человек. Инициатива исходила со стороны Франции, и ее вариант конвенции был односторонним, однако так как она остро нуждалась в России, то русской стороне удалось исправить договор в свою пользу.
27 декабря 1893 года - 4 января 1894 года состоялся обмен письмами между Монтебелло и Гирсом, по которому военная конвенция вступила в силу и приобрела обязательный характер. Тем самым 4 января 1894 года было окончательно завершено оформление русско-французского союза.
Инициатива исходила от Франции. Русское правительство, весьма консервативное, долго не хотело идти на контакт с республиканской Францией. Но постепенно идеологические соображения стали отходить на второй план перед соображениями стратегическими, и союз был заключен. При этом, так как инициатором была Франция, остро нуждавшаяся в союзнике, была принята русская редакция.
3. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФРАНКО-РУССКОГО СОЮЗА
Главным, самым важным, самым значительным по своим неисчислимым последствиям процессом международной политической жизни последних лет было медленное, неуклонное, преодолевающее множество препятствий, но развивающееся все в одном направлении сближение двух политически и в военном отношении наиболее весомых держав европейского континента - России и Франции.
С 1887 года это сближение двух великих держав совершалось с медленностью и верностью геологических процессов. В Берлине за этим процессом следили с вниманием, с настороженностью, с ревнивой подозрительностью, неизмеримо большей, чем в любой другой европейской столице. Все усилия дипломатии Бисмарка, 20 лет сложного маневрирования и поисков хитроумных комбинаций ради одной заветной цели - предотвратить, не допустить русско-французского сближения - всё оказалось напрасным. Русско-французское сближение - то было не только банкротство главных внешнеполитических доктрин Бисмарка, то было крушение всей его политики. Германская дипломатия пыталась предотвратить или хотя бы отсрочить сближение Франции с Россией.
Во Франции мало кто обманывался насчет неожиданного поворота в поведении Германии. Германские авансы не встречали во Франции почти никакого отклика. В 1830 году французская дипломатия хорошо уже понимала то, что она не могла или боялась понять три года назад - в начале военной тревоги 1887 года. Тогда, опасаясь навлечь на себя гнев Германии, французы старательно скрывали от немецких взоров свои стремления и самые робкие шаги к сближению с Россией. Теперь они, наоборот, не только не скрывали, но афишировали перед немцами свою дружбу с Россией: они хорошо знали, что это заставит немцев быть не только сдержанными, но и предупредительными, внимательными к Франции.
Еще не достигнув соглашения с Россией, французская дипломатия одними намеками на его возможность уже реализовывала прямые выгоды в своих отношениях с Германией 5 августа 1890 года Англия и Франция заключают соглашение о своей колониальной политике, что внесло разрядку в англо-французские отношения. Международные позиции Франции укреплялись. Это улучшение позиций правящие круги Франции и французская дипломатия стремились использовать прежде всего для достижения соглашения с Россией.
Насколько в Германии были встревожены франко-русским сотрудничеством, афишированным в Кронштадте, можно было судить по тому, что тут же германское правительство снова изменило свой курс по отношению к Франции, стремясь восстановить с ней добрые отношения.
В Англии кронштадский визит произвел столь же сильное впечатление. Там с тревогой и раздражением следили за развивающимся франко-русским сближением.
Так, одна лишь внешняя демонстрация франко-русского сближения сразу повысила вес Франции, подняла ее авторитет и престиж, ее роль в системе европейских держав.
Он давал себя чувствовать в Лондоне, в Берлине, в Вене, в Риме. Престиж Франции возрастал; с ней теперь считались как с силой. В сентябре 1891 года германское правительство вновь смягчило режим в Эльзас-Лотарингии, то был дружественный жест в сторону Франции. Итальянское правительство явно стремилось улучшить экономические и политические отношения с Францией. «Новое положение», создавшееся для Франции в результате союза с Россией, уверенность, которой была исполнена правящая французская буржуазия, рассчитывавшая теперь на военную мощь России, придали французской колониальной политике также агрессивность, а континентальной - решительность и «твердость».
Обозревая русско-французские отношения за 20 лет, нетрудно заметить, что эти взаимоотношения двух государств не были неизменными; несколько схематизируя, можно установить три важнейших этапа: 1 период: 1871 - 1877 года - добрые отношения между двумя государствами; 2 период: 1878 - 1886 года - отчуждение Франции и значительное охлаждение отношений; 3 период: 1887 - 1891 - 1893 года - новый этап франко-русского сближения. В самом деле, можно ли считать случайным, что внешняя политика Франции после довольно-таки длительного периода отчуждения в 7 - 8 лет должна была вновь вернуться к «русскому курсу» и снова встретила со стороны России понимание и сочувствие. В сложившейся в последнюю треть XIX века расстановка сил в после франкфуртской Европе, при гегемонистских тенденциях кайзеровской милитаристской Германии, в особенности после создания возглавляемого Германией Тройственного союза, сближение Франции и России, а затем заключение двойственного союза как противовеса коалиции «срединных монархий» диктовалось жизненной необходимостью.
Закономерным и естественным ответом на образование агрессивного военно-политического блока - Тройственного союза, возглавляемого Германией и направленного своими остриями против Франции и России, было оформление в 1891, 1893-1894 годах двойственного союза России и Франции. Русско-французский союз возник как ответ на образование Тройственного союза.
Заключение русско-французского союза 1891 - 1893 годов было важным событием в развитии всей международной политики: оно знаменовало существенное изменение в соотношении и в расстановке сил в Европе. Заключение союза с Россией было переломной вехой и в развитии Франции в период между двумя войнами - франко-прусской и мировой. Союз с Россией создал для Франции новое положение, которое заключалось прежде всего в том, что изоляция была преодолена, что союз с Россией обеспечил позициям Франции в Европе прочность и стабильность, восстановив полностью ее статус великой державы.
С 1891 года французский генеральный штаб поставил вопрос о том, чтобы политическое соглашение было достигнуто военной конвенцией. Это было разумным и понятным, поскольку русско-французское соглашение складывалось как ответ на образование тройственного милитаристского союза, возглавляемого Германией, этот ответ мог быть эффективным только в том случае, если бы политическое соглашение было дополнено военным.
Но говоря о важных франко-русских политических связях, существовали еще и экономические, и культурные. Правда, экономические во многом определялись политической конъюнктурой. В то же время экономические контакты рассматриваемых стран определялись и чисто экономическими отношениями: французов привлекал русский рынок, а также богатейшие сырьевые ресурсы России. Как видно, инициатива и в экономической сфере, как и в политической, исходила от Франции.
Контакты в области культуры в рассматриваемый период становятся более «двусторонними»: если раньше в основном Россия воспринимала достижения французской культуры, то теперь и Франция все больше воспринимает русскую культуру. Все это в целом способствовало сближению России и Франции, выгодном и перспективном для обеих сторон.
Важность и значение сближения Франции и России неоспоримо. Этот союз двух мировых держав вывел их из международной изоляции и позволил вести более независимую и «твердую» политику. Ведущие мировые державы, прежде всего Германия и Англия, стали больше уважать Францию и Россию. Но основным последствием русско-французского сближения стало образование двух крупных противостоящих группировок Европы. Франко-русский союз в дальнейшем стал основой Антанты. Если брать более отдаленные последствия, то франко-русское сближение сыграло важную роль в расстановке европейских сил и первой мировой войне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. История Франции. // Манфред А. З. М., 1973.
2. Манфред А. З. Внешняя политика Франции 1871 - 1891. М., 1952.
Информация о работе Экономические отношения России и Франции, Франко-Русский союз