Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 21:09, контрольная работа
Первая половина 20-х годов – весьма сложный период в истории нашей страны, в истории культуры в особенности. Острая идеологическая борьба, а также борьба межгрупповая, бурные споры и дискуссии окрашивают эти годы в своеобразный и неповторимый колорит. В нашей научной литературе оценки и характеристики прошлого, сделанные в пылу полемики 20-х годов иногда оказывают непосредственное давление на выводы современных авторов.
I. Введение………………………………………………………….….….2
II.Основная часть…………………………………………..………….…5
1)Экономические реформы нэпа……………………………………………….......5
2) Промышленность………………………………………………………………..5
3)Торговля……………………………………………………………………...….6
4)Финансы……………………………………………………………………..……6
5)Сельское……………………………………………………………………..……7
6)Основные параметры социально – экономического развития СССР в 20-е годы и «кризисы нэпа»…………………………………………………………….8
7) Социально – экономические итоги нэпа…………………………………...…9
III. Заключение………………………………………………………….13
IV.Список литературы………………………………………….……...15
Годы нэпа характеризуются повышением реальной заработной платы рабочих, которая в 1925 - 1926 гг. в среднем по промышленности составляла 93,7 % довоенного уровня.
3) Зуев М.Н. История России.: Учебник для ВУЗов. – М.: «Издательство ПРИОР» 1998.-688с. ISBN. 5-7990-0112-5 стр.-344
Тормозил рост уровня жизни в городе товарный голод, возникший в 1924 г. и продолжавшийся до конца 20-х гг., а также повышение цен на продукты промышленности и сельского хозяйства.
На протяжении всего периода нэпа, несмотря на быстрое увеличение численности рабочих, в промышленности, строительстве и на транспорте существовала безработица.
Восстановление сельского хозяйства также привело к росту доходов крестьянства. Если в 1913 г. доход на душу населения в сельском хозяйстве составлял в хозяйствах бедняцких - 41,6 руб., середняцких - 71,0 руб., то в 1925 - 1926 гг. соответственно 79,1 и 115,5 руб.
Несмотря на, казалось бы, значительные темпы экономического роста в годы нэпа, нарастало экономическое отставание России от передовых западных стран.
Заключение
Конкретно логика сворачивания нэпа выглядела следующим образом. Усиление контроля и подчинения рыночных отношений начинается примерно с 1925г., когда, как известно, резко упали темпы роста общественного производства в связи с завершением в основном восстановления народного хозяйства и разработкой курса на индустриализацию. Поиск средств на проведение последней привел к нарушению эквивалентности товарообмена на стоимостной основе и постепенную его замену государственным распределением, что усиливало тенденцию к централизации управления экономикой и страной в целом. В 1927г. новая линия определилась в решениях XV съезда ВКП (б), в которых была выдвинута программа на «реконструирование» нэпа для решения задач социалистического строительства, расширения плановых начал в экономике, активного наступления на капиталистические элементы города и деревни. Дальнейшие шаги по реализации этой программы и привели к завершению воссоздания административно-командной системы, которая, естественно, отличалась по форме от военно-коммунистической.
Сохранение в значительной мере в экономике периода нэпа административно-командных методов, борьба двух тенденций – рыночного и административно-командного хозяйствования, особенно в госсекторе. Возьмем, например, изменение системы руководства промышленными предприятиями. Основным производственным звеном в промышленности в это время признавался трест, декларировалась его хозяйственная независимость от государства. Но одновременно трест оставался низшей ступенью управленческого аппарата, подчинял свою деятельность вышестоящим инстанциям. То есть обособления от государственного аппарата и превращения госпредприятий в самостоятельных товаропроизводителей не произошло.
Основные фонды трестов были изъяты из рыночного оборота и управление ими передано ВСНХ и наркоматам. Тресты не имели право продать, заложить, сдать в долгосрочную аренду эти фонды, возвести здания или сооружения. Право самостоятельного распоряжения распространялась лишь на оборотные фонды, но ежегодное утверждение величины уставного капитала в ВСНХ ограничивало и эту самостоятельность.
Пополнение имущества треста осуществлялось только в бюджетном порядке по распоряжению ВСНХ и независимо от эффективности хозяйствования, поскольку полученная прибыль поступала в доход государства. На нужды предприятий, входящих в трест, отчислялось до 20% прибыли. Размер отчислений средств из прибыли треста, и план их использования устанавливались ежегодно ВСНХ или ВСНХ по согласованию с Наркомфином.
Административное вмешательство происходило во всем направлениям деятельности трестов. Вышестоящие органы устанавливали производственные здания, утверждали сметы доходов и расходов, отчеты и балансы, назначали и смещали правление, регламентировали ценообразование и сбыт продукции (принудительные цены, убыточные госзаказы)
Администрирование в хозяйственности трестов еще больше усилилось с середине 20-х годов. В положении о трестах 1927 г. уже исчезла ориентация на прибылью, как на основную цель, ее место занял план. Вошли обязательные госзаказы, широкое нормирование цен, генеральные договоры, централизация и строгое регулирование капитального строительства. Трестовская система была ликвидирована в ходе хозяйственных реформ конца 20-х – начала 30-х годов, утвердивших административно-командные методы хозяйствования в промышленности. В государственном хозяйстве вновь восторжествовал затратный механизм, а все расходы предприятий покрывались из государственной казны.
Административно-приказные методы сохранялись при нэпе не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, торговле, финансах. Например, натуральная форма продналога, просуществовавшая до 1924 г.
Однако не смотря на преобладание административно-приказных методов хозяйствования, мешавших становлению рыночной экономики, нэп даже за очень короткое время существование доказал свою эффективность. Опыт нэпа достаточно убедительно показывает, что переход от административно-командных к рыночным методам хозяйствования позволяет добиться экономического роста. При этом курс на развитие рынка должен быть максимально стабильным и последовательным. Попытки отдельных преобразований административно-командного механизма хозяйствования без реформирования экономической системы в целом обречены на неудачу.
Переход России к рынку идет сегодня очень тяжело во многом именно из-за недостаточной последовательности реформирования административно-командной экономики. Для страны с переходной экономикой, было бы полезным использование некоторых нэповских методов хозяйствования. Применение их позволило бы ускорить переход к рынку. К таким методам можно отнести развитие товарно-денежных отношений, многообразие форм собственности и организации производства, прекращение инфляционной денежной эмиссии.
Список литературы.