Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 08:19, контрольная работа
Общество не может существовать, не воспроизводя все элементы производства постоянно. Иными словами, чтобы экономическая система могла существовать, она должна воспроизводить сырье, средства производства, рабочую силу не только как элементы производства, но и как экономические отношения. Причем субъектами этих отношений выступают не отдельные экономические агенты, а укрупненные "агрегированные" группы или "агрегаты" массовые экономические явления.
Карл Маркс, как один из завершителей классической политической экономии оставил заметный след в истории экономической мысли. Его идеи выходят за рамки непосредственно экономических проблем, сочетаясь с философскими, социологическими и политическими.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1. Основные положения общей теории Маркса……………………. 4
2. Основные экономические учения Маркса………………………… 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 20
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
|
4 |
|
7 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
19 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… |
20 |
ВВЕДЕНИЕ
Общество не может перестать потреблять, не может перестать производить. Для того, чтобы потреблять, нужно возобновлять потребленные продукты, и поэтому процесс производства непрерывен. Следовательно, понятие воспроизводства означает, что всякий процесс производства есть в то же время процесс воспроизводства.
Общественное воспроизводство
есть процесс общественного
Общество не может существовать,
не воспроизводя все элементы производства
постоянно. Иными словами, чтобы
экономическая система могла
существовать, она должна воспроизводить
сырье, средства производства, рабочую
силу не только как элементы производства,
но и как экономические отношения.
Причем субъектами этих отношений выступают
не отдельные экономические
Карл Маркс, как один из завершителей классической политической экономии оставил заметный след в истории экономической мысли. Его идеи выходят за рамки непосредственно экономических проблем, сочетаясь с философскими, социологическими и политическими.
При жизни К. Марксу так
и не удалось завершить II
и III тома “Капитала”. Еще в ноябре
1878 г. в письме Н. Даниельсону он
писал, что к концу 1879 г. подготовит
к печати 2ой том “Капитала”, но 10 апреля
1879 г. сообщал ему же, что этот том опубликует
не ранее, чем изучит развитие
и завершение кризиса английской промышленности.
По признанию самого К. Маркса, как
ученый он исходил одновременно из
трех научных источников: английской
классической политической экономии
Смита и Рикардо, немецкой классической
философии Гегеля и утопического социализма.
У Смита и Рикардо им заимствованы трудовая
теория стоимости, положения закона тенденции
нормы прибыли к понижению, производительного
труда. У вторых — идеи диалектики и материализма,
у третьих — понятие классовой борьбы,
элементы социологического устройства
общества.
Автор «Капитала» является не единственным в числе исследователей начала и середины XIX в., рассматривавших политику и государство как вторичные явления по отношению к социально-экономическим, предпочитавших, следуя причинно- следственному подходу, классифицировать экономические категории как первичные и вторичные, считавших экономические законы, капитализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования временными.
Однако центральное место в
методологии исследования К. Маркса
занимает его концепция базиса и
надстройки, о которой он заявил
еще в 1859 г. в работе «К критике политической
экономии». Основная идея в этом произведении
была сформулирована так: «В общественном
производстве своей жизни люди вступают
в определенные, необходимые, от их воли
не зависящие отношения — производственные
отношения, которые соответствуют определенной
ступени развития их материальных производительных
сил. Совокупность этих производственных
отношений составляет экономическую структуру
общества, реальный базис, на котором возвышается
юридическая и политическая надстройка
и которому соответствуют определенные
формы общественного сознания. Способ
производства материальной жизни обусловливает
социальный, политический и духовный процессы
жизни вообще. Не сознание людей определяет
их бытие, а, наоборот, их общественное
бытие определяет их сознание». Между
тем, по большому счету, в концепции базиса
и надстройки предпринята попытка дать
экономическую интерпретацию истории
с учетом развития производительных сил
и производственных отношений, которая
подсказывает, по замыслу К. Маркса, процесс
перехода от капитализма к социализму,
ибо «буржуазной общественной формацией,
— пишет он, — завершается предыстория
человеческого общества». По Марксу, недиалектический
подход и необоснованное признание законов
капиталистической экономики универсальными,
не позволили понять представителям классической
политической экономии, которые собственно
открыли эти законы, что они имеют специфический
и преходящий характер.
Обращаясь к сути рассматриваемой концепции
К. Маркса, следует заметить, что идея анализа
общественного развития как чередования
базиса и надстройки не проста в применении.
Например, «производительные силы зависят
одновременно от технической оснащенности
и от организации совместного труда, которая
в свою очередь зависит от законов собственности.
Последние принадлежат к юридической
сфере. Но «право — это часть государства,
а последнее относится к надстройке. Мы
снова сталкиваемся с трудностью отделения
базиса и надстройки». Но, несмотря на
это, с тех пор, да и сейчас, «для марксиста
экономический подход означает, что организация
производства играет решающую роль, предопределяя
социальную и политическую структуру,
и основной упор он делает на материальных
благах, целях и процессах, конфликте между
рабочими и капиталистами и всеобщем подчинении
одного класса другому»1.
По убеждению К. Маркса, капитализм, эра которого «берет свое начало в XVI веке», исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек (и предприниматель и рабочий) становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы. А что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свободного времени, то оно, по Марксу, «мерилом богатства» станет не при капитализме, а при коммунизме. Однако у автора «Капитала» действительно «нет никаких убедительных данных ни о том моменте, когда капитализм перестанет функционировать, ни даже о том, что в данный конкретный момент он должен перестать функционировать". Маркс представил определенное число доводов, позволяющих считать, что капиталистический строй будет все хуже и хуже функционировать, однако он не доказал экономически, что внутренние противоречия капитализма разрушат его.
Следует подчеркнуть, что в доводах
К. Маркса о неизбежном крахе капитализма
главным является не нарушение рыночных
принципов распределения
Теория классов
Впрочем, убежденность К. Маркса в торжестве идеалов бесклассового общества зиждется прежде всего на теории классов, ставшей достоянием классической политической экономии еще со времен физиократов и А. Смита. Считая себя последователем «классиков», он действительно занимался «в основном проблемой экономического роста, а именно роста благосостояния и дохода, а также проблемой распределения этого растущего дохода между трудом, капиталом и землевладельцами», т.е. между классами. Но центральной идеей его теории классов является классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества2.
Еще в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс писал: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов». Не явится исключением, по Марксу, и капиталистическое общество с его нарастающими противоречиями: буржуазия как господствующий класс создает более производительные средства производства, а составляющий большинство пролетариат остается в нищете. Отсюда, по его мнению, неминуем революционный кризис, поскольку вызванное развитием производительных сил обнищание (пауперизация) в конце концов станет настолько всеобъемлющим, что возрастающая за счет других слоев общества численность пролетариата (пролетаризация) позволит ему конституироваться в класс большинства населения и совершить пролетарскую революцию по взятию власти не ради меньшинства, что было свойственно революциям прошлого, а в пользу всех. В результате пролетарской революции и диктатуры пролетариата, таким образом, не станет ни капитализма, ни классов, поскольку, говоря словами К. Маркса, «на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием развития всех».3
Почему в теории классов К. Маркса речь идет о двух классах, взаимодействующих в исторической драме капитализма? По Марксу, судя по последней главе тома III «Капитала», которая называется «Классы», хотя «наемные рабочие, капиталисты и земельные собственники образуют три больших класса современного общества, базирующегося на капиталистическом способе производства» и их доходы — заработная плата, прибыль и рента — являются «триединой формулой, которая охватывает все тайны общественного процесса производства», тем не менее под признаки основных классов подпадают все же два, а не три класса. Дело в том, что с развитием капитализма, полагает автор «Капитала», значение ренты как источника дохода в силу растущей индустриализации всей экономики будет уменьшаться, поэтому останутся два больших источника доходов — прибыль и заработная плата, и два больших класса — владеющий рабочей силой пролетариат и присваивающие прибавочную стоимость капиталисты. Причем последние для К. Маркса, как для А. Смита и Д. Рикардо, являются одновременно организаторами труда, руководителями технического прогресса и собственниками средств производства, т.е. соединяют в себе и функции капиталиста, и функции предпринимателя. Наконец, в строгом смысле слова, с позиций К. Маркса, не всякая общественная группа может характеризоваться как класс, ибо, если у представителей какой-либо группы людей, как у «парцельных крестьян», о которых писал он еще в 1852 г. в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «существует лишь местная связь, поскольку тождество их интересов не создает между ними никакой общности, никакой национальной связи, никакой политической организации, — они не образуют класса».
В том же 1852 г. в письме И. Вейдемейеру от 5 марта К. Маркс писал: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; 3) что эта Диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». Как видим, из всего того, что К. Маркс «сделал нового» в теории классов, по его же признанию, главное «состояло в доказательстве» восхождения пролетариата наподобие восхождению в свое время буржуазии4.
Теория капитала
На противоречиях капитализма, а равно и рыночных экономических отношений, К. Маркс акцентирует внимание и в теории капитала. Уже в определении категории «капитал» ее сущность сравнивается им со «средством эксплуатации» рабочего и установлении власти над рабочей силой.
У К. Маркса, однако, есть еще две трактовки «капитала». Согласно одной из них явствует, когда он пишет, что, «присоединяя к их (товаров. — Я.Я.) мертвой предметности живую рабочую силу, капиталист превращает стоимость — прошлый, овеществленный, мертвый труд — в капитал, в самовозрастающую стоимость, в одушевленное чудовище, которое начинает «работать» как будто под влиянием охватившей его любовной страсти» (курсив мой. — Я.Я) Другая трактовка очевидна в указании автора «Капитала» на взаимосвязь происхождения прибавочной стоимости и самовозрастания капитала, и, в частности, когда он утверждает: «Только тот рабочий производителен, который производит для капиталиста прибавочную стоимость или служит самовозрастанию капитала».
О влиянии структуры капитала на создание прибавочной стоимости суждения К. Маркса далеко не однозначны. Так, по замыслу тома I «Капитала», доля прибавочной стоимости на предприятии или в отрасли экономики тем больше, чем больше доля переменного капитала и труда, но тем меньше, чем больше в органическом строении капитала доля постоянного капитала, т.е. высок уровень механизации и насыщенности предприятия или отрасли машинами Я оборудованием. По замыслу тома III «Капитала», должна наступить развязка в «кажущемся» противоречии, когда К. Маркс рекомендует различать понятия норма прибавочной стоимости и норма прибыли. Первое сводится к показателю, рассчитываемому как отношение прибавочной стоимости к переменному капиталу. Второе же (поскольку речь идет о «внешней форме» прибавочной стоимости) рассматривается как исчисление отношения прибавочной стоимости к совокупному капиталу, т.е. к сумме постоянного и переменного капитала. При этом смысл, как полагал К. Маркс, исторического феномена развязки состоит в том, что норма прибыли имеет тенденцию к понижению не в связи с положениями Рикардо—Милля о повышении цен на продукты первой необходимости, вызываемом демографическими факторами и убывающим (в силу «закона») плодородием земли, а из-за трансформации органического строения капитала в сторону уменьшения в общем капитале доли переменного капитала, обусловленного накоплением капитала. В свою очередь накопление капитала — это, по Марксу, результат увеличения в конкурентной борьбе размеров фирм и компаний, т.е. «концентрации и централизации» капитала, сопровождающегося одновременно увеличением «промышленной резервной армии», или, говоря по-другому, ростом абсолютной величины безработицы и «официального пауперизма». Такую природу накопления капитала К. Маркс назвал не иначе как «абсолютный, всеобщий закон капиталистического накопления»5.
Теория стоимости
Одной из ключевых в «Капитале» К. Маркса является трудовая теория стоимости, опираясь на которую, он затем выдвигает теорию прибавочной стоимости и вытекающие из нее выводы об антагонистической и эксплуататорской сущности капитализма.
О трудовой теории стоимости речь заходит уже в главе 1 тома I «Капитала», где формулируется тезис о принципе обмена товаров в соответствии с ценностью, пропорциональной требуемому для их производства количеству труда. С учетом качественных различий труда, т.е. неодинаковой интенсивности и квалификации труда, далее вводится положение о среднем общественном труде, а точнее — «общественно необходимом рабочем времени», или о затратах времени «при среднем в данное время уровне умелости и интенсивности труда». Таким образом, трактовка стоимости, основанная на измерении трудовых затрат, является, по Марксу, единственно правильной, несмотря на то что в зависимости от спроса и предложения цена товара может расти или снижаться относительно стоимости.