Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:32, контрольная работа

Описание работы

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Ксенофонт( 430-355 до н.э.) принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он – ученик известного древнегреческого философа Сократа. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии.

Содержание работы

1. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей:
Ксенофонта, Платона, Аристотеля …………………………………………….3
2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима ……………….6
3. Расскажите, как специфика экономики Древней Греции и
Древнего Рима отражалась в особенностях экономической мысли
этих обществ………………………………………………………………….…..9
Список использованной литературы …………………………………....11

Файлы: 1 файл

история эконом.учений.docx

— 32.60 Кб (Скачать файл)



План

 

    1. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей:

Ксенофонта, Платона, Аристотеля …………………………………………….3

2. Проблематика  экономической мысли Древнего  Рима ……………….6

3. Расскажите, как специфика экономики Древней  Греции и 

Древнего  Рима отражалась в особенностях экономической  мысли 

этих обществ………………………………………………………………….…..9

Список  использованной литературы …………………………………....11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономические взгляды древнегреческих  мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля

 

  Наибольшую  роль в истории экономических  учений Древней Греции сыграли  произведения известных мыслителей  Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

  Ксенофонт( 430-355 до н.э.) принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он – ученик известного древнегреческого философа Сократа. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии.  Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства,в котором подводятся следующие положения:

– разделение труда на умственный и физический виды, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

– основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, «земледелие – мать и кормилица всех искусств».Природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;

– «наиболее простая работа» может выполняться наиболее  производительно ;

– степень разделения труда определяется, как правило, размерами рынка сбыта;

– всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);

– деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

  Платон (428—347 до н.э.). отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства в его произведениях «Государство» и «Законы».

 Мысль о разделении труда и трудовой кооперации как основе человеческого общежития проводит в социальных проектах, основанных на идеальных, по его понятиям, принципах справедливости, Платон. В работе «Государство» он делит общество на несколько групп: земледельцы, торговцы, ремесленники и воины. Управление государством Платон вручает прошедшим военную школу философам. Эта высшая группа населения, ответственная за соблюдение справедливости в государстве, не может владеть личным имуществом: философы-правители должны жить сообща, не пользоваться деньгами, иметь общий стол и т. д. Хозяйственные обязанности – это удел остальных граждан, на них не распространяется отказ от семьи, собственности и личного хозяйства.

В более позднем труде «Законы» Платон отказался от идеи общности имущества правителей государства. Новый проект наделял землей всех поровну, а участок, выделенный семье, должен был, во избежание дробления и последующего хозяйственного упадка измельчавших частей, наследовать один из сыновей по выбору отца. Справедливость рабства в «Законах», как и в «Государстве», Платон под сомнение не ставил.

В произведении «Законы» философ выдвигает обновленную  модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления существом, т.е. «гражданам» высших сословий, которые будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом.

Особенно ярко основные черты греческой  социально-экономической мысли выражены в трудах Аристотеля. В центре внимания философа домашнее хозяйство как деятельность, направленная на производство и потребление. В нем сохраняется место для рабов, хотя Аристотель и создает свой проект, в противовес господствующим в Греции хозяйственным отношениям. На рабов возлагаются тяжелые, монотонные, нетворческие обязанности, они – исполнители, такова их природа.

Экономические взгляды Аристотеля были реакцией на явления, развившиеся  в денежном хозяйстве. Злоупотребления  в этой сфере заставляли его высказываться  против торговли, денежного хозяйства  и кредита, поскольку и в его  время существовало полнокровное, самодостаточное домашнее хозяйство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблематика экономической мысли  Древнего Рима

 

Римляне оставили менее заметный след в истории экономической мысли. Практический склад ума заставлял  их интересоваться прикладной стороной всяких знаний. Землевладельцы Марк Порций Катон, Марк Терренций Варрон и Юний Модерат Колумелла составили подробные руководства по рациональному ведению хозяйства. Римлянам недоставало недовольства существующими в обществе отношениями, которое греческие мыслители испытывали в отношении демократических институтов V-IV вв. до н.э. Римское государство и царившие в нем порядки были предметом их гордости. Область экономических отношений римские авторы затрагивали лишь в связи с вопросами права, собственно, наука о праве – юриспруденция – родилась и развилась именно на римской почве. В отличие от Греции, где город-государство предъявлял права на имущество и личность отдельных граждан, в Риме их частная жизнь была отделена от государства и пользовалась защитой закона.

Катон Старший был первым, кто обратился к проблемам хозяйства. В его трактате «О земледелии» – еще нет систематического изложения знаний о земледелии, в нем даются разнообразные хозяйственные советы, не объединенные какой-либо общей идеей. Трактат является своего рода руководством для начинающего хозяина. Земледелие, по мнению Катона, из всех видов хозяйственной деятельности – самое почетное и самое выгодное. Главное внимание Катон уделяет получению прибыли.Он призывал побольше продавать и поменьше покупать,а чтобы получить высокую прибыль,рекомендовал продавать продукцию своего хозяйства в период высоких цен. Особенно важной Катон считает близость имения к городу (желательно к крупному) как рынку сбыта товаров. Немаловажное значение имеет также количество и качество дорог.

Идеальным, по мнению Катона, является имение, в котором объединено как можно больше хозяйственных отраслей, однако все они должны приносить доход – от неприбыльных лучше отказаться.

Взгляды Катона на организацию сельскохозяйственного производства поддержал и развил писатель и ученый-энциклопедист Марк Терренций Варрон. Он занимался литературным творчеством, писал труды по истории, искусству, философии, лингвистике, литературе, юриспруденции, музыке, математике. Экономические вопросы освещены Варроном в произведении «О сельском хозяйстве», написанном в форме диалога и представляющем собой сборник практических сельскохозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, рыбы, о пчеловодстве.

По Варрону, в хозяйстве должен использоваться наемный труд, однако основным является труд рабов, которых, наряду с рабочим скотом и инвентарем, он относит к орудиям труда.

Поставленный Варроном вопрос о повышении эффективности труда рабов стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи с падением доходности сельскохозяйственного производства и нехваткой рабов. Этой проблеме уделял большое внимание писатель и агроном Луций Юний Модерат Колумелла. В его трактате «О сельском хозяйстве» последовательно излагаются, основные принципы ведения дел в поместье, сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревьями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяина и хозяйки имения.

Главным условием подъема сельского  хозяйства, по мнению Колумеллы, должен быть рост производительности труда. И здесь особенно важным является углубление разделения труда между основными работниками – рабами. Однако он отмечал, что рабы не желают трудиться в полную силу, проявлять инициативу, старательность, выполнять сложные специализированные агротехнические операции.

Важнейшим фактором воздействия на рабов, на производительность их труда Колумелла считает «присутствие самого хозяина».

Заслуга Колумелла в том,что он обобщил опыт не только римских,но и греческих агрономов,что позволило дать массу полезных советов и рекомендаций в своих книгах.

Некоторые мыслители в рамках политических, философских и других сочинений  затрагивали и проблемы теории. Самым известным из них был выдающийся оратор, политический деятель, философ Марк Туллий Цицерон. Среди множества его произведений можно выделить трактаты «Об обязанностях», «О старости», «О законах», «О природе богов» и другие, в которых в связи с политическими и философскими проблемами рассматриваются и некоторые вопросы теоретико-экономического характера.

Человеку, как считал Цицерон, свойственно  естественное стремление к объединению  с другими людьми, к справедливости и соблюдению законов. Результатом  объединения становится государство, лучшим видом организации которого является республика. В ней соединены элементы трех основных государственных форм: монархии, аристократии, демократии. Главной целью государства должно быть обеспечение гражданам безопасности и свободного пользования имуществом, при этом под действие закона должны подпадать все.

Справедливость должна распространяться на все категории населения, в  том числе и на рабов. Цицерон  не был уверен в справедливости рабства и предлагал относиться к рабам как к наемным работникам, предоставляя им за труд все необходимое. По его мнению, справедливость должна быть соединена с благотворительностью, ведь люди живут не каждый сам по себе, а в обществе и обязаны помогать друг другу.

 

 

 

3. Расскажите, как специфика экономики  Древней Греции и Древнего  Рима отражалась в особенностях  экономической мысли этих обществ

 

С появлением первых государственных  образований и зарождением различных  форм участия государства в хозяйственной  жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество  насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор  и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически  выверенной систематизации экономических  идей и концепций в экономической  теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении  хозяйственной политики.

Как же эта проблема решалась в  Древнем мире? Какими аргументами  на протяжении с четвертого тысячелетия  до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления  в странах Древнего Востока и  античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений  перед товарно-денежными?

Коротко ответы на эти вопросы могут  быть сведены к следующему.

Во-первых, выразители экономической  мысли Древнего мира – это крупные  мыслители (философы) и отдельные  правители рабовладельческих государств – стремились идеализировать и сохранить  навсегда рабовладение и натуральное  хозяйство как главные условия  открытого разумом и охраняемого  гражданскими законами непреходящего  «естественного порядка».

Во-вторых, доказательства идеологов  Древнего мира базировались преимущественно  на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных  торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного  и торгового капитала, в которых  усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

Однако для более обстоятельной  и полной характеристики эволюции экономической  мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной  жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас  памятниках экономического мышления цивилизаций  Древнего Востока и античных государств.

У мыслителей древности экономической науки  как таковой еще не было. В их трудах, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства.

Информация о работе Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима