Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 21:30, контрольная работа
Рабовладельческое общество – первое классовое общество. Основными классами этого общества были рабовладельцы и рабы. Кроме них существовали и классы мелких производителей (крестьян и ремесленников) и купцов.
Для античного мира характерно уже наличие мастерских с зачатками разделения труда и довольно развитое товарное обращение. Но товарное производство еще находилось в начальной стадии своего развития.
Введение………………………………………………………………………3
1. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля………………………………………………………...4
2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима………………....6
3. Расскажите, как специфика экономики Древней Греции и Древнего Рима отражалась в особенностях экономической мысли этих обществ……….8
Заключение…………………………………………………………………..11
Список использованной литературы……………………………………...12
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Контрольная работа
по Истории Экономических учений
на тему: Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима.
Выполнила работу:
Мусин Айдар
Уфа- 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Экономические взгляды
древнегреческих мыслителей: Ксенофонта,
Платона, Аристотеля……………………………………………………
2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима………………....6
3. Расскажите, как специфика
экономики Древней Греции и
Древнего Рима отражалась в
особенностях экономической
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...12
Введение
Рабовладельческое общество – первое классовое общество. Основными классами этого общества были рабовладельцы и рабы. Кроме них существовали и классы мелких производителей (крестьян и ремесленников) и купцов.
Для античного мира характерно уже наличие мастерских с зачатками разделения труда и довольно развитое товарное обращение. Но товарное производство еще находилось в начальной стадии своего развития. В обращение поступали главным образом излишки, возникавшие в хозяйстве рабовладельца. На основе развитого товарного обращения уже возник торговый капитал. Характерным для античного мира явлением было ростовщичество. Эти экономические явления и процессы нашли свое отражение в сочинениях мыслителей этой эпохи.
Первые зачатки экономической теории проявляются в экономической мысли античного мира. Не следует, конечно, искать в ней целостной системы взглядов, ибо экономическая мысль еще не выделилась в особую область идеологии.
Отдельные экономические
высказывания античных авторов были
вызваны стремлением осмыслить
некоторые явления и процессы,
характерные для их эпохи. Так, мы
встречаемся у них с попытками
первого научного обобщения и
оценки общественного разделения труда,
обмена, денег. Но все эти проблемы
рассматривались с точки зрения
класса рабовладельцев, защиты рабовладения
и натуральных форм хозяйства. Эта
классовая позиция обусловила непонимание
исторической закономерности возникновения
товарно-денежных отношений и отрицательное
отношение к первым формам капитала
– торговому и ростовщическому,
отрицательное отношение к
Таким образом, классовый
характер экономической мысли этой
эпохи выражен очень наглядно.
Отсюда историческая ограниченность и
противоречивость взглядов античных авторов
по экономическим вопросам. Так, высказав
некоторые научные положения
относительно разделения труда, обмена
и денег, они вместе с тем выступали
в защиту натуральных форм хозяйства,
считали рабовладельческий
1. Экономические
взгляды древнегреческих
Рабство, которое имело
место в Древней Греции и Древнем
Риме в I тысячелетии до н.э., называют
классическим или античным. Причем
лучшими достижениями экономической
мысли античного рабства в
период конца V-IV вв. до н.э. явились
труды древнегреческих
Экономические проблемы мало
занимали образованных греков: их внимание
еще останавливалось на вопросах
распределения и потребления
материальных ценностей, но никогда
– на вопросах производства. Причину
этого объясняет в книге «
И все же работы греческих авторов содержат массу ценных наблюдений и оценок экономических явлений их времени. Ксенофонт считает ремесло низменным занятием, отмечая еще и вред, приносимый им человеку. Речь идет о ремесле, ставшем профессиональным занятием, это удел рабов. Ремесленное же производство как часть домашнего хозяйства, где оно не поглощает всех сил и времени, выполняющих разнообразные работы людей, философ считает необходимым и полезным.
Экономические воззрения этого философа (Ксенофонта) нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором подводятся следующие положения:
– разделение труда на умственный и физический виды, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;
– природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;
– производительно может выполняться «наиболее простая работа»;
– степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;
– всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);
– деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.
Мысль о разделении труда
и трудовой кооперации как основе
человеческого общежития
В более позднем труде «Законы» Платон отказался от идеи общности имущества правителей государства. Новый проект наделял землей всех поровну, а участок, выделенный семье, должен был, во избежание дробления и последующего хозяйственного упадка измельчавших частей, наследовать один из сыновей по выбору отца. Справедливость рабства в «Законах», как и в «Государстве», Платон под сомнение не ставил.
В произведении «Законы» философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления существом, т.е. «гражданам» высших сословий, которые будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом.
Особенно ярко основные черты
греческой социально-
Экономические взгляды Аристотеля были реакцией на явления, развившиеся в денежном хозяйстве. Злоупотребления в этой сфере заставляли его высказываться против торговли, денежного хозяйства и кредита, поскольку и в его время существовало полнокровное, самодостаточное домашнее хозяйство.
2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима
Римляне оставили менее заметный след в истории экономической мысли. Практический склад ума заставлял их интересоваться прикладной стороной всяких знаний. Землевладельцы МаркПорций Катон, МаркТерренций Варрони ЮнийМодерат Колумелласоставили подробные руководства по рациональному ведению хозяйства. Римлянам недоставало недовольства существующими в обществе отношениями, которое греческие мыслители испытывали в отношении демократических институтов V-IV вв. до н.э. Римское государство и царившие в нем порядки были предметом их гордости. Область экономических отношений римские авторы затрагивали лишь в связи с вопросами права, собственно, наука о праве – юриспруденция – родилась и развилась именно на римской почве. В отличие от Греции, где город-государство предъявлял права на имущество и личность отдельных граждан, в Риме их частная жизнь была отделена от государства и пользовалась защитой закона.
Катон Старший был первым, кто обратился к проблемам хозяйства. В его трактате «О земледелии» – еще нет систематического изложения знаний о земледелии, в нем даются разнообразные хозяйственные советы, не объединенные какой-либо общей идеей. Трактат является своего рода руководством для начинающего хозяина. Земледелие, по мнению Катона, из всех видов хозяйственной деятельности – самое почетное и самое выгодное. Главное внимание Катон уделяет получению прибыли. Особенно важной Катон считает близость имения к городу (желательно к крупному) как рынку сбыта товаров. Немаловажное значение имеет также количество и качество дорог.
Идеальным, по мнению Катона, является имение, в котором объединено как можно больше хозяйственных отраслей, однако все они должны приносить доход – от неприбыльных лучше отказаться.
Взгляды Катона на организацию сельскохозяйственного производства поддержал и развил писатель и ученый-энциклопедист Марк Терренций Варрон. Он занимался литературным творчеством, писал труды по истории, искусству, философии, лингвистике, литературе, юриспруденции, музыке, математике. Экономические вопросы освещены Варроном в произведении «О сельском хозяйстве», написанном в форме диалога и представляющем собой сборник практических сельскохозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, рыбы, о пчеловодстве.
По Варрону, в хозяйстве должен использоваться наемный труд, однако основным является труд рабов, которых, наряду с рабочим скотом и инвентарем, он относит к орудиям труда.
Поставленный Варроном вопрос о повышении эффективности труда рабов стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи с падением доходности сельскохозяйственного производства и нехваткой рабов. Этой проблеме уделял большое внимание писатель и агроном Луций Юний Модерат Колумелла. В его трактате «О сельском хозяйстве» последовательно излагаются, основные принципы ведения дел в поместье, сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревьями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяина и хозяйки имения.
Главным условием подъема сельского хозяйства, по мнению Колумеллы, должен быть рост производительности труда. И здесь особенно важным является углубление разделения труда между основными работниками – рабами. Однако он отмечал, что рабы не желают трудиться в полную силу, проявлять инициативу, старательность, выполнять сложные специализированные агротехнические операции.
Важнейшим фактором воздействия на рабов, на производительность их труда Колумелла считает «присутствие самого хозяина».
Некоторые мыслители в
рамках политических, философских и
других сочинений затрагивали и
проблемы теории. Самым известным
из них был выдающийся оратор, политический
деятель, философ Марк Туллий Цицерон.
Среди множества его
Человеку, как считал Цицерон,
свойственно естественное стремление
к объединению с другими
Справедливость должна распространяться на все категории населения, в том числе и на рабов. Цицерон не был уверен в справедливости рабства и предлагал относиться к рабам как к наемным работникам, предоставляя им за труд все необходимое. По его мнению, справедливость должна быть соединена с благотворительностью, ведь люди живут не каждый сам по себе, а в обществе и обязаны помогать друг другу.
3. Расскажите, как
специфика экономики Древней
Греции и Древнего Рима
С появлением первых государственных
образований и зарождением
Информация о работе Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима