Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:53, доклад
В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в., завершился к 1880-1890 гг.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой (82 % занято в сельском хозяйстве).
В России шла концентрация и централизация капитала крупными акционерными банками (Русско-Азиатской, Петербургский международный, Российский для внешней торговли, Азовско-Донской). Они объединяли 47% всех активов. На их основе сложилась финансовая олигархия, тесно связанная с бюрократией и крупным дворянством. Она проникла во все сферы экономики, оказывала сильное влияние на социально-политическую жизнь страны.
В конце XIX — начале XX в. государственная финансовая система находилась в тяжелом положении. Не помогло ни установление винной монополии в 1895 г., ни проведение денежной реформы 1897 г. На государственный бюджет непосильным бременем ложились расходы на содержание бюрократического и полицейского аппарата, огромной армии, ведение агрессивной внешней политики, подавление народных выступлений.
Сильный удар по государственным
финансам нанес кризис 1900—1903 гг. Правительственная
казна была фактически опустошена попытками
спасти убыточные промышленные предприятия
и поддержать разваливающуюся банковскую
систему. После русско-японской войны
1904—1905 гг. и революции 1905—1907 гг. государственный
долг России достиг 4 млрд. рублей. Правительство
пыталось сократить дефицит бюджета
за счет увеличения прямых и косвенных
налогов, сокращения расходов на экономические,
военные и культурные преобразования.
Крупные правительственные
Транспорт
В отличие от других отраслей
народного хозяйства
По-прежнему важную роль играли водные пути сообщения. Речной флот России по своей численности превосходил флотилии других стран и был хорошо оснащен. Собственный морской торговый флот был малочисленным. Основная часть российских грузов перевозилась иностранными кораблями.
Крайне незначительно
увеличилась сеть шоссейных дорог.
Россия оставалась страной трактов
и проселков, на которых преобладали
гужевые перевозки. Автомобиль в
то время был предметом роскоши
для привилегированных
В целом для экономики
России начала XX в. характерно совпадение
процессов индустриализации и монополизации.
Экономическая политика правительства
была нацелена на ускоренное промышленное
развитие и имела протекционистский
характер. Во многом государство брало
на себя инициативу в развитии капиталистических
отношений, используя опробованные
в других странах методы подъема
экономики. В начале XX в. было значительно
сокращено отставание России от ведущих
капиталистических держав, обеспечена
ее экономическая независимость
и возможность проведения активной
внешней политики. Россия превратилась
в среднеразвитую капиталистическую
страну. Ее прогресс опирался на мощную
динамику экономического развития, что
создавало огромный потенциал для
дальнейшего поступательного
Реформы С. Ю. Витте
Оказывал значительное влияние
на внутреннюю и внешнюю политику
русского правительства, активно содействовал
развитию российского капитализма
и пытался сочетать этот процесс
с укреплением монархии. В своей
работе Витте широко использовал
научные и статистические данные.
По его инициативе были осуществлены
крупные экономические
При Витте значительно
расширилось вмешательство
В целом по инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия:
усиление роли государства в экономике:
— введение единых тарифов на железных дорогах;
— государственное регулирование внутренней и внешней торговли через I систему налогов;
— сосредоточение большей части железных дорог в руках государства;
— расширение государственного сектора в промышленности;
— активизация деятельности Госбанка;
— введение государственной монополии на торговлю спиртным; 2) укрепление частного предпринимательства:
— гибкое налоговое законодательство;
— борьба с дефицитом бюджета;
— укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела золотой эквивалент рубля);
— умеренный протекционизм
в отношении иностранных
Витте предложил ряд мер,
направленных на разрушение общины и
превращение крестьянина в
Несмотря на далеко не полное осуществление своих планов, Витте сделал многое для превращения России в индустриальную страну. При нем было начато строительство Транссибирской железной дороги, КВЖД, существенно укрепились финансы, уменьшился дефицит бюджета. Власти не хватило прозорливости пойти по пути реформ «сверху» и осуществить политическую модернизацию страны. Следующая попытка изменить облик России была произведена «снизу», в ходе революции 1905—1907 гг.
P.S. Налоги и повинности
народов Сибири в начале XX
Неравномерность раскладки
налогов и податей, высокие их
размеры порождали устойчивые и
многочисленные недоимки, отмечаемые
у всех категорий коренных жителей.
У оседлых «инородцев»
В итоге отметим, что в рассматриваемый период подати и повинности коренного населения Сибири по форме и содержанию носили смешанный характер. В совокупном обложении народностей края на долю местных и личных обязанностей приходилось Ее менее 50% денежных платежей. Подати и повинности оседлых аборигенов на практике ничем не отличались от податных обязанностей русского крестьянства. Однако наиболее характерной формой податных обязанностей кочевых и бродячих «инородцев» - абсолютного большинства коренного населения - был ясак.
Информация о работе Экономическое развитие России в начале XX века