Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 23:45, реферат
22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на СССР. Во время войны СССР широко мобилизировала финансовые средства для того, чтобы обеспечить военные действия страны. В 1941-1945 года было использовано 582,4 млрд. руб. из государственного бюджета.
Актуальность рассмотрения данной темы заключается в том, что Советский Союз смог дать отпор фашистской Германии благодаря её сильной экономической политике.
Целью написания данной работы является рассмотрение экономической политики СССР в годы Великой Отечественной войны.
В период рассмотрения данной темы передо мной было поставлено несколько задач:
1. Выяснить состояние экономики СССР на начальном этапе Великой Отечественной войны
2. Рассмотреть переход на военную экономику
Определить, каким образом осуществлялась экономическая политика в отраслях народного хозяйства
Таким образом, перестройка промышленности на военный лад началась в крайне неблагоприятных военных условиях и потребовала преодоления огромных трудностей. В первую очередь было необходимо преодолеть резкий спад промышленного производства. Впервые месяцы войны промышленные мощности страны сократились, но начиная со второй половины 1941 г. объем военного производства увеличился. С марта 1942 г. прекратилось падение производства в ведущих отраслях тяжелой промышленности. Так в марте 1942 г. выпуск военной продукции только в восточных районах достиг предвоенного уровня производства оборонной продукции на всей территории СССР. А в 1944 г. был, не только достигнут, но и превзойден довоенный объем выпуска промышленной продукции. В период Отечественной войны Советская Армия была оснащена первоклассной военной техникой, производимой на отечественных предприятиях СССР. Рост военного производства и обеспечение Советской Армии военной техникой были гарантированы развитием военной промышленности в период военной экономики.
3.2 Транспорт
Военно-экономическая
подготовка страны немыслима без развитого
и бесперебойно работающего транспорта.
Слаженность советской экономики на территории
в 22,3 млн. кв. км, которые занимает Советский
Союз, зависит от степени развития транспорта.
В период Отечественной
войны в результате временной оккупации
немцами ряда экономических районов страны
эксплуатационная длина железнодорожной
сети уменьшилась на начало 1943 года по
сравнению с 1941 годом на 40%. Парк паровозов
уменьшился за это же время на 15%, а парк
товарных вагонов — на 20%, несмотря на то,
что значительная часть подвижного состава
на оккупированной сети железных дорог
была эвакуирована в восточные районы
СССР. Число самоходных речных судов вследствие
оккупации ряда речных систем уменьшилось
в 1942 году на 20% по сравнению с 1940 годом;
число несамоходных речных судов уменьшилось
за то же время на 25%, а число морских судов
уменьшилось вдвое.[2]
В первый период Отечественной
войны железнодорожные и водные перевозки
серьёзно сократились. Среднесуточная
погрузка на железнодорожном транспорте
в 1942 году сократилась в 2,3 раза по сравнению с уровнем
погрузки 1940 года на всей сети железных
дорог СССР. Перевозки грузов внутренним
водным транспортом за тот же период снизились
в 1,8 раза. Уменьшение грузооборота на
железных дорогах и водных путях было
связано с временной оккупацией немцами
______________________________
большой сети железных дорог, многих речных систем и значительной части Балтийского и Чёрного морей. Уменьшение грузооборота было связано также с сокращением подвижного железнодорожного состава и тоннажа водного транспорта в результате разрушений и разграблений, произведённых немецкими оккупантами.
Не менее важной задачей
развития железнодорожного и водного
транспорта в период военной экономики
в условиях почти полного прекращения
выпуска новых паровозов и вагонов явилась
проблема ремонта подвижного состава
и флота, производства запасных частей
и восстановления разрушенных гитлеровской
Германией средств транспорта — паровозов
и вагонов, а также речного и морского
флота.
Советский транспорт
в период военной экономики успешно справился
со своими задачами и обеспечил перевозками
потребности фронта и военного хозяйства.
Развитие пропускной
способности железных дорог осуществлялось
в период военной экономики также путём
строительства новых железнодорожных
линий. За период Отечественной войны
в СССР введено в эксплуатацию 10 тыс. км
новых железных дорог.
Таким образом, в первый период Отечественной войны железнодорожные и водные перевозки серьёзно сократились в результате временной оккупации немцами ряда экономических районов страны. Также уменьшение грузооборота было связано с сокращением подвижного железнодорожного состава и тоннажа водного транспорта в результате разрушений и разграблений, произведённых немецкими оккупантами. Но несмотря на величайшие трудности военного времени, советский транспорт успешно обслуживал нужды Советской Армии и военного хозяйства СССР.
3.3 Сельское хозяйство
В период военной экономики 1941–1945 годов в СССР неизмеримо выросла потребность в товарном хлебе.
В результате роста
социалистического земледелия производство
зерна в восточных районах СССР увеличилось
в 1940 году до 1 838 млн. пудов против 1 034 млн.
пудов, произведённых в 1913 году в восточных
районах дореволюционной России. Это означало
создание на востоке СССР мощной зерновой
базы, обеспечившей страну хлебом в период
Отечественной войны. Несмотря на сокращение
расхода зерна в 1942 году по сравнению с
1940 годом более чем вдвое благодаря строжайшему
учёту и распределению хлебных ресурсов,
в СССР было организовано бесперебойное
снабжение хлебом Советской Армии и населения.[3]
Колхозное крестьянство
в годы великих испытаний нашей родины
обеспечило население страны и Советскую
Армию хлебом и продовольствием. В период
военной экономики СССР в колхозах укрепилась
социалистическая дисциплина, поднялась
производительность труда, выросли новые
кадры колхозной интеллигенции, которые
пришли на смену выбывшим колхозным кадрам
в связи с призывом в Советскую Армию.
Советское правительство в период военной
экономики рекомендовало колхозам повысить
обязательный минимум трудодней. Общая
выработка трудодней на одного трудоспособного
колхозника поднялась с 254 трудодней в
1940 году до 352 трудодней в 1942 военном году.
______________________________
Особенности и трудности военной экономики СССР первого периода Отечественной войны потребовали дальнейшего укрепления и развития зернового хозяйства. Посевы колхозов зерновых культур в 1942 году в восточных районах СССР по сравнению с 1940 годом увеличились на 2,3 млн. га. Если в колхозах районов Центра и Поволжья посевы зерновых культур в 1942 году несколько сократились, то в Сибири, Средней Азии, Казахстане, Закавказье и на Дальнем Востоке они значительно возросли. Наиболее высокий темп прироста имел место в районах Дальнего Востока — на 30% и Средней Азии — на 20%. Наибольшие абсолютные размеры прироста посевных площадей зерновых культур имели место в Средней Азии, Казахстане и Сибири. Из отдельных зерновых культур за годы Отечественной войны значительно расширены посевы проса.
За годы войны в СССР произведены значительные изменения в размещении посевов технических культур. Расширены посевы масличных культур и сахарной свёклы в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Посевные площади технических культур продвинулись на восток СССР.
В колхозах восточных районов СССР посевные площади под овощными культурами и картофелем в 1942 военном году увеличились по сравнению с 1940 годом на 37%. Овощные культуры и картофель продвинулись на восток СССР: в районы Урала, Сибири, Средней Азии и Казахстана. Увеличился удельный вес овощных культур и картофеля в пригородных зонах вокруг крупных городов и промышленных центров. Наиболее высокие темпы прироста посевных площадей под овощи и картофель в 1942 году по сравнению с 1940 годом дали районы Сибири — на 44%, Урала — на 37%, Дальнего Востока — на 30%, Средней Азии и Казахстана — на 32 %.
Таким образом, в результате роста социалистического земледелия производство зерна в восточных районах СССР увеличилось. Это означало создание на востоке СССР мощной зерновой базы, обеспечившей страну хлебом в период Отечественной войны. Колхозное крестьянство в годы великих испытаний нашей родины обеспечило население страны и Советскую Армию хлебом и продовольствием. За годы войны в СССР произведены значительные изменения в размещении посевов технических культур. Но, несмотря на временное отторжение, наиболее богатых в сельскохозяйственном отношении районов СССР, социалистическое сельское хозяйство обеспечило продовольствием Советскую Армию и население СССР в период военной экономики.
Заключение
На начальном этапе ВОВ осуществлялась перестройка народного хозяйства на военный лад, проводилась мобилизация наличных материально-технических ресурсов, накопленных до войны, и их перераспределение в пользу военной промышленности и других отраслей, обслуживавших военное производство и нужды армии, за счет сокращения производства гражданской продукции.
В период Великой Отечественной войны правительство в короткий срок осуществила перестройку финансовой системы в военных целях. В годы войны пришлось уменьшить затраты на расширенное воспроизводство, сократить долю национального дохода. Основными источниками финансирования военной экономики были текущие доходы и накопления социалистического хозяйства, а также мобилизация внутренних ресурсов социалистической экономики, увеличение фонда рабочего времени, введение военного налога. В связи с недостаточной базой энергоснабжения пришлось ограничить потребление электроэнергии ряда отраслей народного хозяйства в пользу военной промышленности. Для обеспечения нужд военной промышленности потребовалось перестроить производство проката чёрных металлов в пользу качественного проката, требуемого для производства военной техники.
Перестройка промышленности на военный лад началась в крайне неблагоприятных военных условиях и потребовала преодоления огромных трудностей. В первую очередь было необходимо преодолеть резкий спад промышленного производства. Впервые месяцы войны промышленные мощности страны сократились, но начиная со второй половины 1941 г. объем военного производства увеличился. С марта 1942 г. прекратилось падение производства в ведущих отраслях тяжелой промышленности. Так в марте 1942 г. выпуск военной продукции только в восточных районах достиг предвоенного уровня производства оборонной продукции на всей территории СССР. А в 1944 г. был, не только достигнут, но и превзойден довоенный объем выпуска промышленной продукции. В период Отечественной войны Советская Армия была оснащена первоклассной военной техникой, производимой на отечественных предприятиях СССР. Рост военного производства и обеспечение Советской Армии военной техникой были гарантированы развитием военной промышленности в период военной экономики.
В первый период Отечественной войны железнодорожные и водные перевозки серьёзно сократились в результате временной оккупации немцами ряда экономических районов страны. Также уменьшение грузооборота было связано с сокращением подвижного железнодорожного состава и тоннажа водного транспорта в результате разрушений и разграблений, произведённых немецкими оккупантами. Но, несмотря на величайшие трудности военного времени, советский транспорт успешно обслуживал нужды Советской Армии и военного хозяйства СССР.
За годы войны в СССР произведены значительные изменения в сельском хозяйстве. В результате роста социалистического земледелия производство зерна в восточных районах СССР увеличилось. Это означало создание на востоке СССР мощной зерновой базы, обеспечившей страну хлебом в период Отечественной войны. Колхозное крестьянство в годы великих испытаний нашей родины обеспечило население страны и Советскую Армию хлебом и продовольствием. Но, несмотря на временное отторжение, наиболее богатых в сельскохозяйственном отношении районов СССР, социалистическое сельское хозяйство обеспечило продовольствием Советскую Армию и население СССР в период военной экономики.
Список литературы