Эпоха бронзы Кавказа и Средей Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

Кавказ в бронзовом веке играл особую роль, которая определялась его территориальным расположением на стыке Европы и Азии, близостью к древнейшим очагам цивилизации и тем, что территория являлась одним из центров бронзовой металлургии. На Кавказе рано возникла добыча палеометаллов. В эпоху бронзы Кавказ стал горно-металлургической областью, по крайней мере, двумя центрами - северокавказским и закавказским.

Файлы: 1 файл

Бронзовый век.docx

— 517.45 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный Областной Университет

 

 

 

 

 

Контрольная работа по археологии

На тему: «Эпоха бронзы Кавказа и Средей Азии»

 

 

 

Выполнила студентка факультета

истории, политологии и права

 

1 курс, 12 группа.

Преподаватель:

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

Бронзовый век. Кавказ и Средняя Азия.

Кавказ в бронзовом веке играл особую роль, которая определялась его территориальным расположением на стыке Европы и Азии, близостью к древнейшим очагам цивилизации и тем, что территория являлась одним из центров бронзовой металлургии. На Кавказе рано возникла добыча палеометаллов. В эпоху бронзы Кавказ стал горно-металлургической областью, по крайней мере, двумя центрами - северокавказским и закавказским.

В этом регионе в бронзовом веке сложилось несколько археологических культур. Они имели некоторые общие черты: развитое скотоводство и земледелие, преобладание крашеной (расписной) керамики, наличие циклопических сооружений из огромных камней. Связи населения Кавказа с жителями Передней Азии способствовали распространению некоторых достижений передневосточной цивилизации. В ходе раскопок в разных частях Кавказа были найдены мечи древнеассирийских форм, переднеазиатские топоры, древневосточные секиры.

Эпоха ранней бронзы на Северном Кавказе представлена майкопской культурой (середина - вторая половина 3-го тысячелетия до н.э.), названной; так по раскопанному в конце XIX в. на р. Белой Майкопскому кургану. Огромная погребальная камера под 10-метровой насыпью кургана разделена на три отсека деревянной перегородкой. Главное погребение находилось в южном отсеке. Там был обнаружен скелет мужчины. Его голову украшала золотая диадема и множество дорогих украшений, свидетельствующих о том, что над покойником висел матерчатый балдахин на серебряных колышках, украшенных литыми из золота и серебра фигурками быков. На балдахине были нашиты золотые бляшки, изображающие львов. В двух других отсеках были погребены женщины с хозяйственным инвентарем. В камере обнаружены медные кинжалы, плоские топоры, золотые и серебряные сосуды. На одном из серебряных сосудов, украшенных чеканкой, изображены идущие друг за другом звери на фоне поросших лесом Кавказских гор и стоящий на горе медведь. Очевидно, в Майкопском кургане был погребен вождь.

Предметы майкопской культуры найдены в курганах около Новосвободской, в Нагорном Карабахе, у хутора Рассвет и Ульского аула. К майкопской культуре принадлежат предметы Старомышатского клада: серебряные сосуд и фигурки быка и антилопы, золотая головка льва, золотые височные кольца и др.


Для западной части Кавказа были характерны каменные погребальные сооружения типа дольменов. Уникальна каменная многоугольная гробница в Новосвободской и гробница из каменных плит в Нальчикском кургане. В большинстве курганов останки находились в скорченном положении на боку, располагаясь головой преимущественно к югу. Ареалом распространения майкопской культуры были Северо-Западный Кавказ, Кабардино-Балкария, Чечня и Ингушетия, территория от Таманского полуострова на западе до Дагестана на востоке. В центральных и западных районах Северного Кавказа расположены самые ранние памятники майкопского типа.

Известно несколько десятков поселений майкопской культуры - Мешоко, Хадзжох у г. Кисловодска, Нальчикское, Долинское и др. Многие поселения были укреплены. Жилища представляют собой каркасные постройки, обмазанные глиной и расположенные по кругу, внутри находятся очажные ямы и остатки хранилищ для запасов. Среди орудий труда известны каменные зернотерки, терочники, клиновидные топоры, долота, отбойники, отжимники, вкладышевые пластины, проколки, костяные рыболовные крючки, глиняные пряслица, сделанные из черепков от сосудов. Из предметов вооружения найдены кремневые наконечники дротиков и стрел, круглые шары для пращи, а из украшений - каменные браслеты и подвески. Изделий из металла в майкопских поселениях много. Это бронзовые шильца, браслеты, долота, пронизки, пластинки.

В эпоху ранней бронзы почти все Закавказье, Северо-Западную часть Ирана и Восточную Анатолию охватывала куро-аракская культура. На севере и северо-востоке она занимала территорию Дагестана, Чечни, Ингушетии и некоторые районы Северной Осетии. Куро-аракская культура в основном изучена по поселениям. Наиболее густо были заселены: Араратская равнина в Армении, Картлийская низменность в Грузии, бассейн Куры в Азербайджане и дагестанское побережье Каспийского моря. Памятниками этой культуры являются второй слой Кюль-Тепе I в Нахичевани, Мингечаурский комплекс в Азербайджане; Шенгавит, Гарни, Эчмиадзин в Армении и др.

Поселения располагались у рек, на естественно укрепленных холмах, на участках, благоприятных для развития земледелия и скотоводства. Как и в предшествующую эпоху, основным типом жилища были круглые дома на каменном фундаменте, известны также прямоугольные и глинобитные дома, сложенные из сырцового кирпича, площадью до 60 кв. м с глиняными толстостенными переносными очагами. В некоторых поселениях открыты большие хозяйственные ямы для хранения зерна. Обработка земли производилась примитивной сохой с применением тягловой силы животных. Обнаружено значительное количество злаков и каменных зернотерок. С 3-го тысячелетия до н.э. скотоводство было связано с сезонными перегонами скота из долин в горы, что способствовало освоению и заселению горных районов.

В Закавказье были найдены и погребальные комплексы куро-аракской культуры. Погребальные сооружения были различными: подкурганные погребения, грунтовые захоронения в могилах овальной формы и каменных ящиках. Среди способов захоронения известны погребения останков в скорченном положении на боку, известны случаи трупосожжения. Куро-аракская культура просуществовала до конца 3-го тысячелетия до н.э.

Во 2-м тысячелетии до н.э. в разных районах Кавказа сложилось несколько археологических культур, отличавшихся своими особенностями. Значительную территорию Северного Кавказа от Кубани и Ставрополья до Грозного занимали племена северокавказской культуры. К западу от нее вплоть до Черноморского побережья расселялись племена прикубанской культуры эпохи бронзы. На огромной площади восточной части Кавказа (до Дербента на юге) проживали племена каякентско-хорочаевской культуры. В Центральном Кавказе сформировалась центрально-кавказская (кобанская) культура, в бассейне р. Кура возникла самтаврская культура, к востоку от нее по р. Алазани и Иори - восточно-закавказская, а к югу - триалетская культура. Абхазию и побережье Черного моря от Гагр до Батуми населяли племена колхидской культуры эпохи бронзы.

Относительно хорошо изучена северокавказская культура, сложившаяся на основе предшествовавшей ей майкопской культуры. Ее памятники открыты в речных долинах Терека и Кубани, в степях Ставрополья и высокогорных районах. Еще в прошлом веке были исследованы курганы у Ульского аула, станиц Новолабинской, Келермеской, Воздвиженской у г. Армавира и в окрестностях г. Пятигорска. Курганные могильники северокавказской культуры содержат скорченные (а позднее - вытянутые) останки, размещенные в ямах, выложенных каменными плитами. Для раннего этапа культуры характерны костяные изогнутые булавки, каменные песты, кремневые наконечники стрел и каменные шлифованные топорики с просверленным отверстием для ручки, глиняные черные сосуды, покрытые елочным орнаментом. Форма их различна: одни напоминают банки, другие имеют высокую шейку и шаровидное тулово (кувшины), встречаются массивные и приземистые сосуды. Среди бронзовых орудий труда особенно много топоров и тесел, долот, листовидных ножей, различных изящных и богато украшенных булавок. Установлено, что земледелие у племен северокавказской культуры сочеталось с яйлажным сезонным скотоводством и охотой. Важную роль в хозяйстве играла металлургия и обработка металлов.


Поздний период северокавказской культуры обычно называют кобанским, выделяя его в отдельную культуру. Кобанская культура совпадает с концом бронзового и началом раннего железного века. Свое название она получила по названию могильника, расположенного около с. Верхний Кобан (XV-X вв. до н.э.). В погребениях кобанской культуры много бронзовой и керамической посуды: обожженных сосудов с ручками, украшенных геометрическим орнаментом, бронзовых кружек с зооморфными ручками, чаш и мисок. Среди находок выделяются втульчатые наконечники копий, красивые боевые топоры с сечкообразным лезвиями и длинными изящными обухами, гравированные кинжалы с ажурными рукоятками, серпы и мотыги, бронзовые ложечки, пинцеты, пластины (украшения пояса). Некоторые из предметов покрыты орнаментом и изображениями различных сцен. Встречаются атрибуты конской сбруи - удила, бляшки от сбруи, свидетельствующие о широком использовании лошадей для верховой езды, а также разнообразные украшения: бронзовые фибулы - застежки и подвески в виде фигур людей, оленей, лошадей, собак и кабанов.

В эпоху бронзы в южных районах Средней Азии развивалась земледельческая культура, связанная с предшествовавшей энеолитической. Классическим его памятником является поселение Алтын-депе. К эпохе бронзы относятся верхние слои Геоксюр и Намазга-тепе. В это время складывается городская планировка и городская культура, также хорошо изученная на указанных поселениях. Наряду с домами общинников обнаружены монументальные сооружения. Многокомнатные глинобитные дома со сводчатыми перекрытиями образовывали крупные жилые массивы, целые кварталы, рядом располагались ремесленные постройки. На Алтын-депе открыты двух и четырехкомнатные дома, плотно примыкавшие друг к другу, с выходом на площадь внутри застройки. Поселок был обнесен стеной, достигавшей шестиметровой толщины, около которой находились прямоугольные гробницы.


В эпоху бронзы увеличилось количество используемого металла. Были обнаружены металлургические горны и литейные формы, бронзовые серны, ножи, металлические наконечники стрел и украшения. Тем не менее не были вытеснены и каменные орудия: зернотерки, наконечники стрел из камня продолжали широко использоваться.

Отдельные участки обширного поселения Алтын-депе имели разное функциональное назначение: выделяются квартал гончаров и квартал знати, который отличался планировкой, просторными прямоугольными домами. Особое место занимали культовый центр - ступенчатое башнеобразное сооружение, обширные хранилища и погребальный ансамбль в виде анфиладных помещений различного назначения и погребальной камеры. Алтын-депе - это поселение ран негородского типа, центр сельскохозяйственной округи, ремесла и религиозный центр.

Найденные в Алтын-депе предметы свидетельствуют о значительном прогрессе в гончарном деле и обработке металла, в развитии транспортных средств, сельскохозяйственного производства. Тонкостенные сосуды сделаны на гончарном круге и хорошо обожжены. Бронзовые предметы разнообразны: массивные тесла, однолезвийные ножи, треугольные и черешковые наконечники стрел, бронзовые серпы и украшения, бронзовые и серебряные печати. Таким образом, на базе местных энеолитических культур в эпоху бронзы сложилась ранняя цивилизация древневосточного типа.

Во 2-м тысячелетии до н.э. возникают урбанизированные поселения и в других районах Средней Азии, в частности по среднему течению Амударьи. Целый оазис земледельческих поселений открыт в дельте Мургаба. Культура их соответствует верхним слоям комплекса Алтын-депе. Обычно центром являлось крупное поселение площадью 5 и более га, вокруг которого находились более мелкие поселения. В их культуре прослеживается традиция той же раннеземледельческой культуры.

Земледельческие поселения раннегородского типа открыты на территории Таджикистана, Узбекистана и Афганистана.

Хорошо исследованным поселением такого типа является поселение и огромный погребальный комплекс Сапали и Джаркутан. Основой планировки была крепость. В центре находился двор, вокруг располагались хозяйственные и жилые комплексы. Комплекс Джаркутан находится на правом берегу Амударьи. Площадь поселения около 100 га, цитадель занимает 4 га. Раскопки позволили выявить специализацию производства, о чем свидетельствуют метки на керамике. Установлена социальная принадлежность групп погребенных в расположенном рядом могильнике. Очевидно, в эпоху бронзы Джаркутан был главным центром обширного региона на севере Бактрии.

К северу, в Хорезме, эпоха бронзы представлена стоянками и могильниками тазабагьябской культуры. В основном к ней относятся поселения, расположенные на берегах небольших притоков в дельте Амударьи. Тазабагьябская культура отличается от культуры раннего земледелия типа Анау.

Люди жили в прямоугольных землянках. Стены сооружались из деревянных столбов, переплетенных камышом и обмазанных глиной. В центре дома находился очаг для обогревания помещения, вдоль стен располагались еще несколько небольших очагов, вокруг которых сосредоточена основная масса археологических материалов. Очевидно, эти очаги принадлежали отдельным парным семьям.

Значительный материал для исследований дали раскопки могильника Кокча III тазабагьябской культуры.

В середине 2-го тысячелетия до н.э. в Хорезме существовала суярганская культура, известная по поселениям Джанбас VI, Кбкча II и др. К концу 2-го тысячелетия до н.э. Суярганские поселения располагались на больших площадях. Их население занималось земледелием и скотоводством.

Памятники Хорезма бронзового века связаны с возникновением здесь первобытного ирригационного земледелия.

 

 

 

 


Информация о работе Эпоха бронзы Кавказа и Средей Азии