Эпоха Екатерины II: основные направления и итоги внутренней и внешней политики. Просвещенный абсолютизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Екатерина II еще при жизни делами своими снискала титул «Великая». Она была тонким психологом, хорошо понимала людей, была довольно сложной и незаурядной личностью, крупнейшим государственным деятелем. Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Реформы, проведенные ею, имели большое значение в развитии страны, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую империю как великую державу. Внутренняя политика так же привела к значительным переменам в жизни государства и общества.

Содержание работы

Введение ………………………………………………................................3
Глава 1.
Личность Екатерины II. Первые годы правления…….............................4
Глава 2.
Внешняя политика. Цели, направления, итоги........................................7
Глава 3.
Внутренняя политика. Цели, направления, итоги...................................12
Глава 4.
Просвещенный абсолютизм....................................................................19
Заключение..............................................................................................23
Список использованных источников и литературы................................25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

столетии еще более  раздвинуть границы империи. По существу, именно в екатерининскую эпоху была создана «единая и неделимая» империя с неисчерпаемыми людскими и экономическими ресурсами и бескрайними просторами, поглощавшими любого завоевателя. Это было многонациональное государство с неповторимым этническим, экономическим, культурным, природным и социальным обликом.

Блестящие победы российских полководцев екатерининской поры на суше и на море способствовали формированию национального самосознания, которое, однако, было неотделимо в это время от сознания имперского.

Успехи екатерининского  царствования во внешней политике высоко оценивались и современниками, и  несколькими поколениями потомков, однако в исторической перспективе многое из этого наследства обернулось для России и ее народов серьезными проблемами. Во-первых, империя складывалась как унитарное государство с сильной центральной властью, что по существу и обеспечило ей долголетие, ибо только сильная центральная власть была в состоянии удерживать эту огромную страну в повиновении.   Одновременно на саму империю постепенно стали смотреть как на наивысшую ценность, а в заботе о ее сохранении видеть важнейший патриотический долг. Очевидно, что при этом игнорировались интересы и личности, и отдельных народов. Ущемление национальных интересов распространялось на все населявшие империю народы, включая русский, - народ метрополии, который не только не получал никаких выгод от этого своего положения, но и нес на своих плечах основные тяготы по обеспечению жизнеспособности страны. Однако колонизаторская политика правительства ассоциировалась для народов империи именно с русским народом, что способствовало разжиганию национальной розни.

Во-вторых, активное участие  России в разделах Польши на два  последующих столетия определило развитие русско-польских отношений и превратило их в важнейший фактор внешней  политики России, ибо международная  стабильность стала в значительной степени зависеть от взаимоотношений держав - участниц разделов. Польский народ не мог смириться с уничтожением своей государственности, и на протяжении всего XIX в. правительство России неоднократно вынуждено было применять военную силу для подавления польских восстаний. Делалось это опять же руками русских солдат, что естественно порождало в Польше сильные антирусские настроения. Следует упомянуть, что с разделами Польши связано и появление в России еврейского вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Внутренняя политика. Цели, направления, итоги

Внутренняя политика Екатерины имела ряд важных особенностей. На нее оказывали влияние многие объективные обстоятельства. С одной стороны, к моменту воцарения Екатерины страна переживала упадок крестьянского хозяйства, отсутствие рынка свободной рабочей силы для развития мануфактурного производства, постоянную нехватку денежных средств, запущенность государственного аппарата. Это требовало расширения свободы предпринимательской деятельности, ослабления влияния государственного контроля над экономикой, вовлечения большего числа населения страны не только в свободную экономическую деятельность, но и в политическую жизнь. Такой подход был близок самой Екатерине, хорошо знакомой с трудами французских просветителей: Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье, д'Аламбера. Но, с другой стороны, нарастание народного недовольства, вылившегося в крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачева, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда либеральных идей русскими просветителями Н. И. Новиковым и А. И. Радищевым требовали постепенности и осторожности в проведении реформ, а порой вели к ужесточению внутренней политики.

Кроме того, Екатерина была вынуждена  считаться и с тем, что она  пришла к власти, не имея законных прав на престол. Поэтому осторожность требовалась ей и для того, чтобы избежать нового дворцового переворота.

Все это делало внутреннюю политику императрицы противоречивой. Одним из направлений были мероприятия  в духе «просвещенного абсолютизма», а другим - усиление репрессивных мер.

Идеи «просвещенного абсолютизма» были разработаны в  сочинениях выдающихся французских  мыслителей: Вольтера, Монтескье, Дидро, д'Аламбера, Руссо. Основной идеей у  них была критика уходящего феодального  общества со всеми его пороками. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, и выступали за устранение средневековых форм эксплуатации и деспотических форм государственного управления. Они отстаивали теорию «общественного договора», согласно которой народ делегирует часть своих полномочий, принадлежащих ему по «естественному праву», правителям, и таким образом в обществе обеспечивается разделение функций: одни занимаются производительным трудом, другие - обороной, третьи - управлением страны. Критике подвергалась и католическая церковь. Просветители предлагали лишить ее земельной собственности и права активно вмешиваться в политику.

Екатерина II на основе этих идей в течение двух лет разрабатывала «Наказ» Уложенной комиссии, в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма».

Она отвергала идею «естественного права» и «общественного договора»  и считала, что в России главным  способом самоорганизации общества может быть только власть неограниченного монарха (но не простого, как это было и прежде, а «просвещенного монарха», «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь в управлении государством «просвещенному монарху» должны были оказывать дворяне.

Не критикуя место  и роль православной церкви, императрица  тем не менее выступила вслед  за французскими просветителями с идеей  передачи в государственное управление монастырских и церковных земель (секуляризации). В 1764 г. был издан указ о секуляризации церковных земель и переводе 2 млн монастырских крестьян в категорию государственных.

Наряду с секуляризацией церковных земель основными мерами Екатерины в русле политики «просвещенного абсолютизма» стали:

- учреждение дворянского Вольного экономического общества (1765);

- упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях;

- разрешение открытия  предприятий без разрешения правительства  (1775);

- секуляризация церковных  владений на Украине (1786);

- разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами (1767);

- запрещение публичной  продажи крепостных крестьян за долги помещиков (1771);

- разрешение создания  вольных типографий (1783);

- начало проведения  школьной реформы (1786) и др.

Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы в духе политики «просвещенного абсолютизма» стал созыв комиссии для разработки нового свода законов, который должен был заменить действовавшее к тому времени Соборное уложение 1649 г.

Такие попытки предпринимали и Петр I, и его дочь Елизавета. Но в отличие от них Екатерина решила привлечь к разработке этого документа не правительственных чиновников, а выборных депутатов от сословий. Согласно порядку выборов депутаты избирались от государственных учреждений (по одному от каждого): от дворян (по одному от уезда), от купечества (по одному от каждого города), а также от государственных крестьян, ясачных людей, казаков и кочевых племен (по одному от провинции). От духовенства был лишь один представитель от Синода. Однако право выбора получили не все. Крепостные крестьяне (составлявшие тогда 53% всего крестьянства) избирательного права не имели (считалось, что их интересы будут представлены помещиками). Зато такое право впервые получили государственные крестьяне и представители нерусских народов Поволжья, Урала и Сибири. Каждый депутат имел наказ от своих избирателей.

Всего для работы в  Комиссии 30 июля 1767 г. в Московском Кремле собрались 564 депутата, привезших 1465 наказов  с мест. 40% от состава депутатов  были дворяне.

В дворянских наказах  императрицу просили упростить  куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать  на местах органы дворянского самоуправления.

Купечество выступало  за введение его монополии на торговлю в городах и лишение права дворян и крестьян торговать там. Оно ходатайствовало о распространении на купцов ряда дворянских привилегий: об освобождении от телесных наказаний, владении крепостными крестьянами, праве покупать крестьян для работы на мануфактурах.

Депутаты от государственных крестьян жаловались Екатерине на нехватку земли, притеснения со стороны помещиков и заводчиков, высокие налоги. Представители национальных меньшинств требовали уравнения их в правах с русскими. О тяжелой судьбе крепостного крестьянства говорил лишь один представитель козловского дворянства - Григорий Коробьин. Однако его эмоциональное выступление было встречено враждебно со стороны не только помещиков, но и купечества.

Проработав полтора  года и не приняв никаких решений, Комиссия была «временно» распущена в связи с начавшейся Русско-турецкой войной. Больше она не созывалась.

Возведенная на престол  дворянской гвардией, Екатерина опиралась  на это сословие в течение всего  царствования. В его интересах  она осуществила ряд важных мероприятий:

- указом 1765 г. было разрешено ссылать крестьян не просто на поселение в Сибирь, но и на каторгу. Срок каторжных работ мог установить сам помещик;

- ссылкой на каторгу  каралась теперь и любая попытка  крепостных пожаловаться на своего  помещика;

- продолжилось начатое при Елизавете генеральное межевание земли, объявлявшее собственностью помещиков все захваченные ими ранее земли (в целом генеральное межевание передавало дворянам дополнительно 50 млн десятин земли);

- отобрав земли и  монастырских крестьян у церкви, Екатерина передала многие из них в собственность дворян;

- всего за 1762-1796 гг. дворянам  было пожаловано 800 тыс. государственных  крестьян;

- для укрепления дворянской  монополии на землю было запрещено  промышленникам покупать крепостных  крестьян для работы на их предприятиях;

- в 1782 г. был отменен  Указ «О горной свободе», по  которому раньше право на разработку  рудных месторождений принадлежало  тому, кто их обнаружит. Теперь  дворяне объявлялись собственниками  не только земли, но и ее  недр;

- в 1763 г. Екатерина возложила все расходы, связанные с содержанием воинских команд, присланных для усмирения крестьянских выступлений, на самих крестьян;

- в 1783 г. специальным  указом был запрещен переход  крестьян на Украине от одного  помещика к другому. Это означало  введение крепостного права, которого прежде здесь не было.

В апреле 1785 г. был издан  главный документ в пользу дворян - «Жалованная грамота дворянству». В нем были собраны воедино и подтверждены все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I. Кроме этого, Екатерина разрешила дворянам создавать дворянские общества в губерниях и уездах. Один раз в три года собирались дворянские собрания, на которых избирались уездные и губернские предводители дворянства. Они имели право обращаться к губернаторам и наместникам со своими нуждами и направлять ходатайства в высшие органы власти и к императрице. Право участия в дворянских собраниях было предоставлено провинциальному дворянству с 25 лет.

Крестьянская война  Пугачева и революционные события  во Франции привели к ужесточению внутренней политики.

В 1775 г. была проведена  губернская реформа. Численность губерний была увеличена с 23 до 50. Численность населения в губерниях составляла 300-400 тыс. душ (по мужскому населению), а в уездах - 20-30 тыс. Во главе губерний назначались губернаторы, а в уездах – капитан - исправники. Эта реформа, передавшая власти на местах в руки дворян, привела к усилению контроля властей над населением страны. Впервые были созданы сословные судебные органы на местах: уездный суд для дворян, городской магистрат для горожан и нижняя расправа для государственных крестьян (суд над крепостными вершил сам помещик). Значительно увеличился штат чиновников на местном уровне. В городах вводились выборные органы управления, но наряду с ними центральными властями назначался городничий.

Были ликвидированы  Запорожская Сечь и украинская автономия (1775).

Революция во Франции  привела к установлению строгой  цензуры, а затем и к закрытию вольных типографий. За публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев был приговорен к смертной казни, замененной затем десятилетней сибирской ссылкой. На 15 лет Екатерина приказала заточить в Шлиссельбургскую крепость известного издателя и писателя Н. И. Новикова.

Все это свидетельствовало  о завершении политики «просвещенного абсолютизма».

Екатерина в своей  внутренней политике действовала по традициям, завещанным ей от ряда ближайших её предшественников, и довела до конца то, что они начали. Напротив, в политике внешней Екатерина, как мы видели, была прямой последовательницей Петра Великого, а не мелких политиков XVIII века. Она сумела, как Пётр Великий, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками русские государи. И здесь, как в политике внутренней, она довела до конца своё дело, и после неё русская дипломатия должна была ставить себе новые задачи, потому что старые были исчерпаны и упразднены. Если бы в конце царствования Екатерины появился в России московский дипломат XVI или XVII вв., то он бы почувствовал себя вполне удовлетворённым, так как увидел бы решёнными удовлетворительно все вопросы внешней политики, которые так волновали его современников. Итак, Екатерина - традиционный деятель, несмотря на отрицательное отношение к русскому прошлому, несмотря, наконец на то, что она внесла новые приёмы в управление, новые идеи в общественный оборот. Двойственность тех традиций, которым она следовала, определяет и двоякое отношение к ней потомков. Если одни не без основания указывают на то, что внутренняя деятельность Екатерины узаконила ненормальные последствия тёмных эпох XVIII в., то другие преклоняются перед величием результатов её внешней политики. Как бы то ни было, историческое значение екатерининского времени чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей эпохи, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.

Информация о работе Эпоха Екатерины II: основные направления и итоги внутренней и внешней политики. Просвещенный абсолютизм