Эпоха просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 00:44, контрольная работа

Описание работы

Основной стиль белорусской художественной культуры XVII-XVIII вв. - барокко - раскрылся в двух разновидностях: восточнославянской (сформировалась на основе синтеза местной культуры и западноевропейских влияний) и западноевропейской, носителями которой в Беларуси были католические и униатские ордены. Оба направления самобытно проявились в архитектуре. В XVII в. в Беларуси началось интенсивное развитие светской философии, школьного образования, книгопечатания, театрального искусства, книжной графики и портретной живописи, деревянной скульптуры в народном стиле, церковной и светской поэзии, музыки.

Содержание работы

1. Духовная жизнь белорусского народа в XVII в.: зарождение барокко, расцвет эпохи сарматизма. Политика полонизации и её влияние на культурное развитие белорусских земель…………………………………………………….3
2. Эпоха Просвещения в Западной Европе………………………………………………14
3. Влияние Просвещения на культуру Беларуси (XVIII в.)……………………….19
Список использованной литературы……………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

История Беларуси.docx

— 50.05 Кб (Скачать файл)

Основная идея просветителей состоит не в том, что все в человеке сводится к разуму и все, что неразумно - бессмысленно, а в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, все, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом. «Человек - существо разумное, и в нем не должно быть ничего не осмысленного разумом».

Социальный прогресс философы Просвещения видели в распространении знания, науки, образовании населения. Они считали, что особое внимание следует уделять просвещению правителей, обладающих реальной властью [1, с. 213-219].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Влияние Просвещения на культуру Беларуси (XVIII в.).

Сильное влияние на культуру белорусских земель второй половины XVIII в. оказали идеи Просвещения. Это общественно-политическое и культурное движение, которое в конце XVII-XVIII в. охватило всю Европу, было направлено на установление буржуазной культуры и ликвидацию феодального строя.

На территории Беларуси и Литвы Просвещение не приобрело революционного характера, как во Франции. Новые идеи внедрялись путем реформ. Проводниками передовой идеологии стали прогрессивные круги шляхты и духовенства. Просвещение в BKJI было ориентировано на решение крестьянского вопроса. Известные общественные деятели того времени стремились к тому, чтобы крестьяне имели равные права с другими сословиями. Они требовали организовать систему образования в деревне.

Известным представителем Просвещения являлся магнат Иоахим Хрептович (1729-1812). Он занимал должность маршалка, а затем канцлера BKJI. Писал стихи на польском языке, основал в Варшаве «Товарищество друзей наук». В своем имении Щорсы под Новогрудком Иоахим Хрептович организовал образцовую сельскохозяйственную общину, которая стала известна далеко за пределами Речи Посполитой.

Первым «шляхетским революционером» историки считают выходца из обедневшей шляхетской семьи Иосифа Еленского (1756-1813). После окончания Гродненской землемерной школы он работал писарем, бухгалтером. В 1794 г. И. Еленский был арестован российским правительством за свои революционные произведения. В них он критиковал крепостное право, выступал за равенство сословий и демократическую республику.

Идеи Просвещения стали основой для выработки актуальных политических проектов, направленных на ликвидацию в стране магнатско- шляхетской анархии, права «либерум вето», сословного неравенства.

Такие просветители XVIII в., как Адам Нарушевич, Томаш Гуссаржевский, Тадеуш Млоцкий, выступали за монархический строй государства с сильной центральной властью. Некоторые просветители поддерживали идеи европейского парламентаризма с его разделением власти на исполнительную, судебную и законодательную.

Отчетливый импульс к переориентации на идеи просвещения был порожден нереализованным проектом возникшего в Виленском университете общества филоматов (т.е. тех, кто "стремится к знаниям"), преобразованном в 1821 в общество филоретов ("друзей благотворительности"), разгромленное в 1823. В общество входили И.И. Домейко (1802-1889), Т. Зан (1796-1855); А. Мицкевич (1798-1855), Я. Чечот (1796-1847), Ю. Яжовский (1798-1855) и др. Большую популярность в Беларуси приобретают идеи И. Лелевеля (1786- 1861), польского историка и правоведа, идеолога национально- освободительного движения, в 1804-1808 учившегося, ав 1815-1818ив 1821- 1824 преподававшего в Виленском университете (Я. Чечот - его непосредственный ученик). Проект задавал ориентации на идеи национального, культурного и государственного Возрождения, актуализировал социальную тематику, нацеливал на знание жизни простого народа, т.е. задал (по сути) новый круг ориентиров для философской и социально-гуманитарной мысли Беларуси всего 19 - начала 20 в., породив горизонт часто взаимоисключающих друг друга версий их осмысления.

Сначала филоматы ограничивались культурно-просветительскими задачами. По мере противостояния филоматами идеологическому наступлению реакции они воспитывали в себе активную общественную позицию, готовились к национально-освободительной борьбе, разрабатывали программу, важным пунктом которой было требование национальной независимости народов и уничтожение креспостного права, несовместимого и натуральным правом и здравым умом.

Поиски путей социального и национального освобождения приблизили филоматов к изучению истории родной страны (Малевский, Ходько, Чачот), верований, обычаев и устнопоэтического творчества белорусского народа (Мицкевич, Зан, Чачот, Петрашкевич).

Они проводили собрания, вечеринки, где читали научные рефераты и собственные художественные произведения. Чачот написал белорусские стихотворные обращения к именинам председателя общества Ежовского (19.03.1819 г.), Малевского, на приезд Мицкевича, образная система которых целиком опиралась на поэтику белорусских народных песен.

Филоматы стремились легализовать свою деятельность через общество "Лучистые", установили конспиративные контакты с организацией декабристов. В 1820 году в составе филоматов организовано нелегальное общество филаретов.

Филареты (от греческого "тот, кто любит благотворительность") - нелегальное общество виленских студентов в 1820 - 1823 гг. Организовано в составе филоматов.

Таким образом, идеи Просвещения оказали сильное влияние на культуру белорусских земель второй половины XVIII в. На территории Беларуси и Литвы Просвещение не приобрело революционного характера, как во Франции. Новые идеи внедрялись путем реформ [4, с. 176-181].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. История Беларуси в контексте европейской цивилизации: учебный помощник. Под ред. Лойки. - Минск, 2003 г.
  2. Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. - Мн. 2002. - 592с.
  3. Трещенок Я.И. История Беларуси: Учеб. пособие. В 2ч. Ч 1. Досоветский период. 2-е изд. -Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004.
  4. Чигринов П. Г. Очерки истории Беларуси: Учеб. Пособие для вузов. - Мн.: Выш. шк, 2000. - 461 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эпоха просвещения