Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 03:06, контрольная работа
К середине XVII в. ясно обозначился упадок Османской империи, начавшийся уже в предыдущем столетии. Турция все еще владела обширными территориями в Азии, Европе и Африке, располагала важными торговыми путями и стратегическими позициями, имела в своем подчинении множество народов и племен.
Турецкий султан — Великий сеньор, или Великий турок, как называли его в европейских документах, — по-прежнему считался одним из самых могущественных государей. Грозной казалась и военная мощь турок. Но в действительности корни былого могущества султанской империи были уже подточены.
1. Введение
2. Правление Селима III
3. Правление Махмуда II
4. Царствование Абдул-Меджида
5. Заключение
К середине XVII в. ясно
обозначился упадок Османской империи,
начавшийся уже в предыдущем столетии.
Турция все еще владела обширными
территориями в Азии, Европе и Африке,
располагала важными торговыми
путями и стратегическими позициями,
имела в своем подчинении множество
народов и племен.
Турецкий султан — Великий сеньор, или
Великий турок, как называли его в европейских
документах, — по-прежнему считался одним
из самых могущественных государей. Грозной
казалась и военная мощь турок. Но в действительности
корни былого могущества султанской империи
были уже подточены.
Османская империя не имела внутреннего
единства. Ее отдельные части резко отличались
друг от друга по этническому составу,
языку и религии населения, по уровню социального,
экономического и культурного развития,
по степени зависимости от центральной
власти. Сами турки составляли в империи
меньшинство. Только в Малой Азии и в части
Румелии (Европейская Турция), прилегающей
к Стамбулу, они проживали большими компактными
массами. В остальных провинциях они были
рассеяны среди коренного населения, которое
им так и не удалось ассимилировать.
Турецкое господство над угнетенными
народами империи основывалось, таким
образом, почти исключительно на одном
только военном насилии. Такого рода господство
могло продолжаться более или менее длительный
срок лишь при наличии достаточных средств
для осуществления этого насилия.
Между тем военная мощь Османской империи
неуклонно снижалась. Военно-ленная система
землевладения, унаследованная османами
еще от сельджуков и в свое время явившаяся
одной из важнейших причин успехов турецкого
оружия, утратила прежнее значение. Формально,
юридически она продолжала существовать.
Но ее действительное содержание настолько
изменилось, что из фактора укрепления
и обогащения турецких феодалов класса
она превратилась в источник его все возрастающей
слабости. Разложение военно-ленной системы
землевладения.
Селим III превосходил
умом и образованием всех своих предшественников
после Сулеймана Великолепного, а благородством
характера, искренним желанием работать
на пользу отечества — всех султанов,
начиная с Османа. Он был молод, энергичен,
деятелен, пользовался симпатиями среди
турок и по крайней мере не возбуждал антипатии
среди своих христианских подданных. Своим
великим визирем он назначил Кучук-Гуссейн
пашу (1792; ум. в 1803 г.).
Энергичными мерами правительство очистило
Эгейское море от пиратов; оно покровительствовало
торговле и народному образованию.
Главное его внимание было обращено на
армию. Янычары доказали свою почти полную
бесполезность на войне, в то же время
держа страну в пepиоды мира в состоянии
анархии. Их нужно было уничтожить, заменив
правильно организованной армией. Османская
артиллерия, которая дала османцам перевес
над азиатскими и африканскими народами
и помогла взять Константинополь, оказывалась
негодной в сравнении с артиллерией русской
и австрийской. Правительство озаботилось
переводом на османский язык лучших иностранных
сочинений по тактике и фортификации;
пригласило на преподавательские места
в артиллерийском и морском училищах французских
офицеров; при первом из них основало библиотеку
иностранных сочинений по военным наукам.
Были улучшены мастерские для отливки
пушек; военные суда нового образца заказывались
во Франции. Это все были предварительные
меры.
Султан явно желал перейти к реорганизации
внутреннего строя армии; он установил
для неё новую форму и стал вводить более
строгую дисциплину. Янычар пока он не
касался. Но тут на его пути стали, во-первых,
восстание виддинского паши, Пасван-Оглу
(1797), который явно пренебрегал приказами,
исходившими от правительства, во-вторых
— египетская экспедиция Наполеона. Кучук-Гуссейн
двинулся против Пасван-Оглу и вёл с ним
настоящую войну, не имевшую определённого
результата. Правительство вступило наконец
в переговоры с мятежным наместником и
признало его пожизненные права на управление
Виддинским пашалыком, в действительности
на началах почти полной независимости.
В 1798 г. генерал Бонапарт сделал своё знаменитое
нападение на Египет, потом на Сирию. На
сторону Османской империи стала Великобритания,
уничтожившая французский флот в битве
при Абукире. Экспедиция не имела для османцев
серьёзных результатов. Египет остался
формально во власти Османской империи,
фактически — во власти мамлюков.
Только что окончилась война с французами
(1801), как началось восстание янычар в Белграде,
недовольных реформами в армии. Притеснения
с их стороны вызвали народное движение
в Сербии (1804) под начальством Карагеоргия.
Правительство сперва поддерживало движение,
но скоро оно вылилось в форму настоящего
народного восстания, и Османской империи
пришлось начать военные действия. Дело
осложнилось войной, начатой Россией (1806—1812).
Реформы пришлось вновь отложить: великий
визирь и другие высшие чиновники и военные
находились на театре военных действий.
Попытка переворота
В Константинополе
оставался лишь каймакам (помощник
великого визиря) и заместители министров.
Шейх-уль-ислам воспользовался этим моментом
для заговора против султана. В заговоре
приняли участие улемы и янычары, среди
которых распространялись слухи о намерении
султана раскассировать их по полкам постоянной
армии. К заговору примкнул и каймакам.
В назначенный день отряд янычар неожиданно
напал на гарнизон постоянного войска,
стоявший в Константинополе, и произвёл
среди него резню. Другая часть янычар
окружила дворец Селима и требовала от
него казни ненавистных им лиц.
Селим имел мужество отказаться. Он был
арестован и посажен под стражу. Султаном
был провозглашён сын Абдул-Хамида, Мустафа
IV (1807—08). Резня в городе продолжалась
два дня. От имени бессильного Мустафы
управляли шейх-уль-ислам и каймакам. Но
у Селима были свои приверженцы.
Рущукский паша Мустафа Барайктар во главе
войска в 16 000 человек вступил в Константинополь,
не встретив сопротивления, но не успел
освободить Селима, убитого по приказанию
Мустафы. Басайктар арестовал Мустафу
и провозгласил султаном его брата Махмуда
II (1808—39). Это был ученик и друг Селима
III.
Не уступая Селиму
в энергии и в понимании необходимости
реформ, Махмуд был гораздо более турком,
чем Селим: злой, мстительный, он в большей
степени руководился личными страстями,
которые умерялись политической дальновидностью,
чем действительным стремлением ко благу
страны. Почва для нововведений была
уже несколько подготовлена, способность
не задумываться над средствами тоже благоприятствовала
Махмуду, и потому его деятельность оставила
всё же более следов, чем деятельность
Селима. Своим великим визирем он назначил
Барайктара, распорядившегося избиением
участников заговора против Селима и других
политических противников. Жизнь самого
Мустафы была на время пощажена.
Как первую реформу, Барайктар наметил
реорганизацию корпуса янычар, но он имел
неосторожность отправить часть своего
войска на театр военных действий; у него
оставалось только 7000 солдат. 6000 янычар
сделали на них неожиданное нападение
и двинулись на дворец с целью освободить
Мустафу IV. Барайктар, с небольшим отрядом
запершийся во дворце, выбросил им труп
Мустафы, а затем взорвал часть дворца
на воздух и похоронил себя в развалинах.
Через несколько часов подоспело верное
правительству трехтысячное войско с
Рамиз-пашой во главе, разбило янычар и
истребило значительную их часть.
Махмуд решил отложить реформу до окончания
войны с Россией, завершившейся в 1812 г.
Бухарестским миром. Венский конгресс
внёс некоторые изменения в положение
Османской империи или, правильнее, определил
точнее и утвердил в теории и на географических
картах то, что уже имело место в действительности.
Далмация и Иллирия были утверждены за
Австрией, Бессарабия за Россией; семь
Ионических островов получили самоуправление
под английским протекторатом; английские
суда получили право свободного прохода
через Дарданеллы.
Даже на оставшейся у империи территории
правительство не чувствовало уверенности.
В Сербии в 1817 г. началось восстание, окончившееся
лишь после признания Сербии по Адрианопольскому
миру 1829 г. отдельным вассальным государством,
с собственным князем во главе. В 1820
г. началось восстание Али-паши янинского.
Вследствие измены его собственных сыновей
он был разбит, взят в плен и казнён; но
значительная часть его армии образовала
кадры греческих инсургентов. В Греции
восстаниe началось в 1821 г. После вмешательства
России, Франции и Англии и несчастной
для Османской империи Наваринской (морской)
битвы (1827), в которой погиб турецкий и
египетский флот, османцы потеряли Грецию.
Реформа армии
В самый разгар этих
восстаний Махмуд решился на смелое
реформирование армии янычар. Корпус
янычар пополнялся ежегодными наборами
христианских детей по 1000 ежегодно
(кроме того, служба в войске янычар
переходила по наследству, ибо янычары
имели семьи), но вместе с тем сокращался
вследствие постоянных войн и мятежей.
При Сулеймане янычар было 40 000, при Мехмеде
III — 1 016 000. Во время царствования Мехмеда
IV была сделана попытка ограничить численность
янычар 55-ю тысячами, но она не удалась
вследствие их бунта, и к концу царствования
их число поднялось до 200 тысяч.
При Махмуде II оно было, вероятно, ещё больше
(жалованье выдавалось более чем на 400
000 чел.), но точно определить его совершенно
невозможно именно вследствие полной
недисциплинированности янычар. Число
орт или од (отрядов) равнялось 229, из коих
77 стояли в Константинополе; но сами аги
(офицеры) не знали истинного состава своих
од и старались преувеличивать его, так
как соообразно с ним получали жалованье
для янычар, частью остававшееся в их карманах.
Иногда целыми годами жалованье, особенно
в провинции, не уплачивалось вовсе, и
тогда исчезал даже этот стимул к собиранию
статистических данных.
Когда прошёл слух о проекте реформ, вожди
янычар на собрании решили потребовать
от султана казни его авторов; но предвидевший
это султан двинул на них постоянную армию,
раздал оружие населению столицы и провозгласил
религиозную войну против янычар.
Произошла битва на улицах Константинополя
и в казармах; сторонники правительства
врывались в жилища и истребляли янычар
с жёнами и детьми; застигнутые врасплох
янычары почти не сопротивлялись. Не менее
10 000, а по более верным сведениям — до
20 000 янычар было истреблено; трупы брошены
в Босфор. Остальные разбежались по стране
и примкнули к разбойничьим шайкам.
В провинции были произведены в широких
размерах аресты и казни офицеров, масса
же янычар сдалась и была раскассирована
по полкам.
Вслед за янычарами на основании фетвы
муфтия были отчасти казнены, отчасти
изгнаны дервиши-боктаки, всегда служившие
верными сподвижниками янычар.
Военные потери
Избавление от янычар
и дервишей (1826) не спасли турок от
поражения как в войне с
сербами, так и в войне с
греками. За этими двумя войнами
и в связи с ними последовала
война с Россией (1828—29), окончившаяся
Адрианопольским миром 1829 г. Османская
империя потеряла Сербию, Молдавию, Валахию,
Грецию, восточное побережье Чёрного моря.
Вслед за тем от Османской империи отложился
Мухаммед Али, хедив Египта (1831—1833 и 1839).
В борьбе с последним империя понесла
такие удары, которыми было поставлено
на карту самое её существование; но её
дважды (1833 и 1839) спасло неожиданное заступничество
России, вызванное опасением европейской
войны, которая, вероятно, была бы вызвана
распадом Османского государства. Впрочем,
это заступничество принесло России и
реальные выгоды: по миру в Гункьяр Скелесси
(1833) Османская империя предоставила русским
судам проход через Дарданеллы, закрыв
его для Англии. Одновременно французы
решили отнять у османцев Алжир (с 1830 г.),
и ранее, впрочем, бывший лишь в номинальной
зависимости от империи.
Гражданские реформы
Войны не остановили
реформаторских замыслов Махмуда; частные
преобразования в армии продолжались
во все время его царствования.
Он заботился также о поднятии
уровня образования в народе; при
нем (1831) стала выходить на французском
языке первая в Османской империи
газета, имевшая официальный характер
(«Moniteur ottoman»), потом (1832) первая османская
тоже официальная газета «Таквим-и-векаи»
— «Дневник происшествий». Подобно Петру
Великому, быть может, даже сознательно
подражая ему, Махмуд стремился ввести
европейские нравы в народе; он сам носил
европейский костюм и поощрял к тому своих
чиновников, запрещал ношение тюрбана,
устраивал празднества в Константинополе
и в других городах с фейерверками, с европейской
музыкой и вообще по европейскому образцу.
До важнейших реформ гражданского строя,
задуманных им, он не дожил; они были уже
делом его наследника. Но и то немногое,
что он сделал, шло вразрез с религиозными
чувствами мусульманского населения.
Он стал чеканить монету со своим изображением,
что прямо запрещено в Коране (известия
о том, будто и предыдущие султаны снимали
с себя портреты, подлежит большому сомнению).
В течение всего его царствования в разных
частях государства, особенно в Константинополе,
беспрестанно происходили бунты мусульман,
вызванные религиозным фанатизмом; правительство
расправлялось с ними крайне жестоко:
иногда в несколько дней в Босфор бросалось
по 4000 трупов. При этом Махмуд не стеснялся
подвергать казни даже улемов и дервишей,
которые вообще были его ожесточёнными
врагами. Однажды к нему подошёл дервиш
Шеих Сашили, считавшийся в народе святым,
схватил его лошадь под уздцы и закричал:
«Гяур-падишах, что ты делаешь! Аллах тебя
накажет за твоё нечестие; ты губишь ислам
и навлекаешь на нас всех проклятие пророка!»
Султан ответил: «Это сумасшедший». «Нет,
ты сумасшедший, — воскликнул дервиш,
— ты, падишах-гяур, твои бесчестные советники-гяуры,
вы все сумасшедшие. Бог говорит моими
устами; казни меня за это, нечестивец!»
Дервиш был казнён.
В царствование Махмуда было особенно
много пожаров в Константинополе, частью
происходивших от поджогов; народ объяснял
их Божиим наказанием за грехи султана.
Махмуду наследовал
его 16-летний сын Абдул-Меджид (1839—1861),
не отличавшийся его энергией и непреклонностью,
но зато бывший гораздо более культурным
и мягким по своему характеру человком.
Несмотря на всё, сделанное Махмудом, битва
при Низибе могла бы окончательно погубить
Османскую империю, если бы Россия, Англия,
Австрия и Пруссия не заключили союза
для охраны целости Порты (1840); они составили
трактат, в силу которого египетский вице-король
сохранял на наследственном начале Египет,
но обязывался немедленно очистить Сирию,
а в случае отказа должен был лишиться
всех своих владений.
Союз этот вызвал негодование во Франции,
поддерживавшей Мухаммеда Али, и Тьер
сделал даже приготовления к войне; однако
Луи-Филипп на неё не решился. Несмотря
на неравенство сил, Мухаммед Али готов
был сопротивляться; но английская эскадра
бомбардировала Бейрут, сожгла египетский
флот и высадила в Сирию корпус в 9000 чел.,
который при помощи маронитов нанёс несколько
поражений египтянам. Мухаммед Али уступил;
Османская империя была спасена, и Абдул-Межид,
поддерживаемый Хозревом-пашой, Решидом-пашой
и другими сподвижниками отца, приступил
к реформам.
Гюльханейский хатт-шериф
В конце 1839 г. Абдул-Меджид опубликовал знаменитый Гюльханейский хатти-шериф (Гюльханэ — «жилище роз», название площади, где был объявлен хатт-шериф). Это был манифест, определявший принципы, которым намеревалось следовать правительство:
обеспечение всем подданным
правильный
способ распределения и
столь же правильный способ набора солдат.
Признавалось необходимым изменить распределение податей в смысле их уравнительности и отказаться от системы сдачи их на откуп, определить расходы на сухопутные и морские силы; установлялась публичность судопроизводства. Все эти льготы распространялись на всех подданных султана без различия вероисповеданий. Сам султан принёс присягу на верность хатти-шерифу. Оставалось осуществить обещанние на самом деле.
Танзимат
Реформа, произведённая в царствование Абдул Меджида и отчасти его преемника Абдул-Азиза, известна под именем танзимата (от араб. танзим — порядок, устройство; иногда прибавляется эпитет хайрийе — благодетельный). В танзимат входит целый ряд мероприятий: продолжение реформы армии, новое разделение империи на вилайеты, управляемые по одному общему образцу, учреждение государственного совета, установление провинциальных советов (меджлисов), первые попытки передачи народного образования из рук духовенства в руки светских властей, уголовный кодекс 1840 г., торговое уложение, установление министерств юстиции и народного просвещения (1857), устав торгового судопроизводства (1860). В 1858 г. запрещена торговля рабами в пределах Османской империи, хотя самое рабство не запрещено (формально рабство было отменено только с объявлением Турецкой республики в XX веке).
Гумайюн
После Крымской войны султан опубликовал
новый гатти-шериф гумайюн (1856), в котором
подтверждались и подробнее развивались
принципы первого; особенно настаивалось
на равенстве всех подданных, без различия
вероисповедания и национальности. После
этого гатти-шерифа был отменён старинный
закон о смертной казни за переход из ислама
в другую религию. Однако большая часть
этих постановлений оставалась только
на бумаге.
Высшее правительство частью было не в
силах справиться с своеволием низших
чиновников, частью и само не хотело прибегать
к некоторым мерам, обещанным в гатти-шерифах,
как, напр., к назначению христиан на разные
должности. Однажды оно сделало попытку
вербовать солдат из христиан, но это вызвало
недовольство и среди мусульман, и среди
христиан, тем более, что правительство
при производстве в офицеры не решалось
отказаться от религиозных предрассудков
(1847); скоро эта мера была отменена. Массовые
убийства маронитов в Сирии (1845 и др.) подтверждали,
что веротерпимость по-прежнему была чужда
Османской империи.
В течение царствования Абдул-Меджида
были улучшены в дороги, построено множество
мостов, проведено несколько телеграфных
линий, почта организована по европейскому
образцу.
События 1848 г. вовсе не отозвались в Османской
империи; только венгерская революция
побудила османское правительство сделать
попытку восстановить своё господство
на Дунае, но поражение венгров рассеяло
его надежды. Когда Кошут с товарищами
спаслись на турецкой территории, то Австрия
и Россия обратились к султану Абдул-Меджиду
с требованием их выдачи. Султан ответил,
что религия запрещает ему нарушить долг
гостеприимства.
Информация о работе "Эпоха реформ" в Османской империи 18-19 вв