Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 06:55, реферат
Отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Правительство, опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, встало на путь социальных, экономических и политических реформ.
Введение……..…...………..…………………………………..………...2
1 Отмена крепостного права…….………………………………………6
2 Значение отмены крепостного права……..………………………….10
3 Либеральные реформы 1863-1874..……………………………….….11
Заключение…………………………………………….…………………19
Список литературы…………………………………………………….....21
Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина, и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т. е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока по истечении, которого временнообязанные крестьяне должны были быть, переведены на обязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет, правда, к 1881 году их оставалось уже не более 15%.
Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.
2. ЗНАЧЕНИЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА
Современники эту реформу назвали великой, так как она принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян, было уничтожено крепостное право — то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством», была расчищена дорога для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.
Вместе с тем данная реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями – помещиками и крестьянами, а также между различными общественно-политическими движениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, но обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.
Реформа 1861 года не сняла
аграрный вопрос в России, который
оставался центральным и
В начале ХХ века в России
вспыхнула первая русская революция,
крестьянская во многом по составу
движущих сил и задачам, которые
перед ней стояли. Именно это заставило
П.А.Столыпина осуществить
3.ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 1863-1874
3.1. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА.
Так после отмены крепостного права возникла необходимость местного самоуправления. 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов: уездных и губернских земских собраний, и исполнительных: уездных и губернских земских управ.
Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое.
Все это требует больших
средств, поэтому земствам было позволено
вводить новые налоги, облагать население
повинностями, образовывать земские
капиталы. При своем полном развитии
земская деятельность должна была охватить
все стороны местной жизни. Новые
формы местного самоуправления не только
сделали его всесословным, но и
расширили круг его полномочий. Самоуправление
получило столь широкое распространение,
что многими было понято, как переход
к представительному образу правления,
поэтому со стороны правительства
вскоре стало заметно стремление
удержать деятельность земств на местном
уровне, и не позволять общаться
между собой земским
16 июня 1870 года было издано
«Городовое положение», по которому
в 509 городах вводилось выборное
самоуправление - городские думы, избираемые
на четыре года. Городская дума
избирала свой постоянно
Таким образом, основная масса
городского населения была устранена
от участия в городском
3. 2. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА.
Одновременно с земской
реформой, была подготовлена и судебная.
Из всех реформ того времени она
была самой последовательной и одной
из самых значительных. Судебные уставы
20 ноября 1864 года вводили бессословный,
гласный суд с участием присяжных
заседателей, адвокатурой и
Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных земских собраниях.
Судебные уставы 1864 года вводили институт «присяжных поверенных» - адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об их отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.
3. 3. ВОЕННАЯ РЕФОРМА.
В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.
В 1874 году был издан устав
о всеобщей воинской повинности, который
в корне изменил порядок
По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
Таким образом, мы можем сделать
вывод, что новая система предполагала
не только военное обучение солдат,
но в то же время проводился ряд
мероприятий с целью
3.4. РЕФОРМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТИ.
Еще в начале своего царствования
Александр II отменил некоторые
Преподавание в университетах
получило больше свободы, они стали
доступны для вольнослушателей, как
мужчин, так и женщин. Однако новизна
положения привела в 1861 году к
некоторым беспорядкам, после чего
свободу университетов пришлось
несколько ограничить. В 1863 году был
издан устав, согласно которому профессорская
корпорация получила самоуправление.
Студенты же не получили права влиять
каким-либо образом на порядок в
университете, что являлось поводом
для частых «студенческих беспорядков».
Под влиянием таких настроений граф
Д. А. Толстой решил осуществить
реформу средней школы. В начале
царствования императора еще при
министре А. В. Головине, доступ в гимназии
был открыт для детей всех сословий.
Гимназии же были двух типов: классические,
с изучением древних языков и
реальные, соответственно без них, но
с преобладанием
Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.
Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества. Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х годов появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования. Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.
3.5. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ.
Проведенные реорганизации имели прогрессивный характер. Они начали закладывать базу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
Однако процесс модернизации
России имел специфический характер.
Он прежде всего обуславливался традиционной
подавленностью российской буржуазии
и политической пассивностью народных
масс. Выступления радикалов (шестидесятников
и революционных народников) лишь
инициировали консервативные силы, устрашали
либералов и задерживали
Зачинателями реформ были
некоторые высшие государственные
чиновники, так называемая «либеральная
бюрократия». Этим объяснялась нелогичность,
незавершенность и
Логическим продолжением реформ 60-70 годов XIX века могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 года министром внутренних дел, графом М.Т.Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных проблем. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 года изменило общее направление правительственного курса.
ГЛАВА III. УБИЙСТВО ИМПРЕРАТОРА.
Император Александр II, вызвавший восхищение и удивление просвещенных людей целого мира, натолкнулся и на недоброжелателей. Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд посягательств на жизнь государя, составлявшего гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался страдальческой смертью от злодейской руки, кинувшей разрывной снаряд.
В этот фатальный день государь император Александр II решил сделать развод, т.е. порядок рассылки ежедневных караулов на смену. Его путь лежал по узкой улице, составляемой садом великой княгини, огороженным каменным забором в рост человека и решеткой Екатеринского канала. Местность очень непроезжая, и если достоверно, что государь предпочел ее ввиду полученных анонимных угроз, то трудно себе представить, почему именно на этом пути ждала его засада, - неужели потому, что заметили при нем большое, против обыкновенного, число полиции.