Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:57, реферат
Считается, что начало эпохи, было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии, затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художниками мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, балканских государств, заражая уверенностью в новых возможностях человека.
1. Введение
2. Эпоха возрождения – ренессанс
3. Мишель Монтень
4. Андреа Палладио
5. Паоло Веронзе
6. Театр средневековья
7. Живопись
8. Гуманизм – ценностная основа культуры возрождения
9. Возрождение в Италии
10. Возрождение в Нидерландах и Германии
11. Возрождение во Франции
12. Возрождение в Англии
13. Возрождение в Испании
14. Заключение
Возрождение в Нидерландах и Германии
Проблема Северного Возрождения и его специфика. Общественно-исторические и культурные предпосылки Возрождения в этих странах, общее и особенное в нидерландском и немецком Возрождении. Гуманизм и схоластика. Понятие «нового благочестия» и его роль в становлении нового мироощущения. Богословские вопросы в литературе Северного Возрождения. Гуманизм и Реформация. Специфика «христианского гуманизма». Учено-гуманистическая деятельность Эразма Роттердамского. Специфика отношений Эразма с католической церковью и реформационным движением. Гуманистическая сущность филологической деятельности Эразма как комментатора Нового Завета. Латынь Эразма, ее своеобразие и значение. «Похвала Глупости» как философская сатира. Литературная традиция поздней античности (шутливый панегирик) и наследие средневековой литературы «о дураках» в жанровом облике «Похвалы Глупости». Специфика комической амбивалентности и природа смеха в сатире Эразма. Принципы гуманистической педагогики и воспитательная программа «Разговоров запросто». Влияние личности и творчества Эразма Роттердамского на философскую и литературную мысль XVI–XVII вв.
Возрождение во Франции
Общественно-политическая и культурная обстановка во Франции на рубеже XV–XVI вв. Роль королевской власти, двора в распространении ренессансной культуры во Франции. Французское Возрождение как следствие активного усвоения итальянской гуманистической традиции и как естественный внутренний процесс. Становление во Франции новой системы образования, создание гуманистических кружков, издание и изучение книг античных авторов. Французская поэзия раннего Возрождения: куртуазная традиция, петраркизм и неоплатонизм как слагаемые ренессансно-маньеристической поэтики. Нелатинская поэзия во Франции. Французская ренессансная новеллистика, ее связь со средневековой традицией и новеллой итальянского Возрождения. «Гептамерон» Маргариты Наваррской: переклички с «Декамероном», изменение структуры и функции обрамления, тематика и тональность новелл, специфика морализации.
Творчество Рабле как вершина французского Возрождения. Творческая история создания романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»: народная книга о великанах как первоначальный толчок к художественному воплощению собственного гуманистического замысла и трансформация народной традиции. Многообразие жанровых истоков романа. Историко-функциональное исследование жанровой специфики книги Рабле в монографии Бахтина. Трактовка романа как ренессансной «меннипеи», соотношение меннипейности «Гаргантюа» с античной традицией. Споры о «карнавальности» в современной науке. Специфика карнавального начала в романе. Амбивалентность раблезианского смеха, забавное и сатирическое, ирония и сарказм, гротеск и пародия в комической стихии «Гаргантюа и Пантагрюэля». Гуманистическая проблематика и ее серьезно-игровое воплощение. Языковая игра в произведении. Место романа Рабле в культурной жизни эпохи. Раблезианский тип в литературе последующих веков.
Поэзия французского зрелого и позднего Возрождения. Теоретическая программа Плеяды («Защита и прославление французского языка»), отношение к античной и национальный поэзии, принцип соревнования с древними. Концепция поэта и поэзии у Дю Белле, ее соотношение с античными теориями поэтического творчества. Поэзия Ронсара. Обращение Ронсара к греко-римскому культурному и поэтическому наследию. Специфика мифологизма в поэзии Ронсара. Попытки создания национальной эпопеи и высокой оды на основе античных образцов. Ренессансно-маньеристическая поэтика лирических сборников Ронсара. Особенности ронсаровского петраркизма. Творчество Дю Белле. Специфика воплощение римской темы в «Древностях Рима». Традиции античной лирики в «Сожалениях».
Особенности ренессансной драматургии. Библейские и античные сюжеты, античные жанры в театре французского Возрождения. Античные поэтики как образец драматургической теории гуманистов. Роль итальянской драматургии. Гуманистический театр и ренессансный классицизм.
Поздний Ренессанс во
Франции: маньеризм и ранее барокко.
Монтень и его роль в формировании
жанра эссе. «Опыты» как духовная
автобиография и как
Поэзия «трагического гуманизма». Маньеристически-барочная любовная поэзия на исходе Ренессанса. Эпическая поэзия позднего Ренессанса (Дю Бартас, д’Обинье): античное и библейское в символико-аллегорической системе поэтических образов. Поэтика барокко в «Трагических поэмах» д’Обинье.
Возрождение в Англии
Своеобразие историко-культурных условий формирования Возрождения в Англии. Античное, итальянское и французское влияние на развитие английского гуманизма. Оксфордский кружок гуманистов. Гражданская деятельность Мора и его «Утопия». Античные истоки утопического жанра. Традиция философского диалога и романа путешествий в структуре «Утопии» Мор и Эразм. Ренессансная поэзия в Англии: основные этапы эволюции. Особенности английского петраркизма
(Уайет,Серрей). Трактат
Сидни «Защита поэзии»:
Творчество Шекспира как вершина и итог английской драматургии Возрождения. «Шекспировский» вопрос: его отличие от «гомеровского» вопроса и современные варианты решения. Основные периоды творчества Шекспира. Художественное своеобразие сонетов Шекспира, философско-поэтический образ бытия в них. Петраркизм и полемика с ним в поэзии Шекспира. Исторические хроники и проблема историзма Возрождения. Особенности комедии в творчестве Шекспира: специфика комедийного конфликта, особенности смеха, система персонажей и роль шутов. Ренессансно-маньеристическая поэтика шекспировских комедий «Ромео и Джульетта» как переходное произведение: особенности развития трагического конфликта и его разрешение. Художественный мир шекспировских трагедий («Гамлет», «Оттело», «Король Лир», «Макбет»). Гамлет как «самый древний представитель современной души» (Ж. Леметр): «гамлетизм» и его эволюция. Время и пространство как трагические категории. Трагический конфликт как столкновение личности и мирового зла. Ренессанс и барокко в художественном пространстве шекспировских трагедий. Поздний период творчества Шекспира, жанровое своеобразие его трагикомедий («Зимняя сказка», «Буря»). Развитие поэтики барокко в трагикомедиях. Судьба и роль шекспировского наследия в истории мировой культуры.
Возрождение в Испании
Специфика социально-политической обстановки в Испании в конце XV–XVI вв. Особенности испанского гуманизма, роль эразмианства и «христианского гуманизма» в формировании и развитии гуманистического движения в Испании. Поэзия и проза раннего Возрождения. Жанровые разновидности испанского роман: рыцарский («Амадис Галльский»), пасторальный («Диана» Монтеймайора), плутовской («Ласарильо с Тормеса»), их соотношение с античными жанровыми «прообразами».
Эволюция ренессансных жанровых форм романа в переходный период от Ренессанса к барокко (пасторальный и рыцарский романы в творчестве Сервантеса, барочный плутовский роман «Гусман де Альфараче» М. Алемана). Испанский театр Возрождения от Энсины до Х. де Ла Куэвы. Маньеристическая и классицистическая драматургия. Раннее ренесансно-маньеристическое творчество Лопе де Веги.
Творчество Сервантеса.
Учено-гуманистическая
«Дон Кихот» как вершина
и итог развития ренессансной прозы.
Соотношение пародийного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XV—XVI вв. явление в культуре — Ренессанс — произвело своего рода революцию в духовной жизни Западной Европы, постепенно охватывало одну за другой все страны Европы. Ренессанс — это возрождение античного наследия, мирского начала.
Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Само название «средние века» появилось именно тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и поклонения.
Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи, пусть в упрощенном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления.
Одно из важнейших
достижений Возрождения — это
появление гуманизма в
В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом, устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху, прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела, плотской любви.
Художники стали
видеть мир иначе: плоскостные, как
бы бестелесные изображения
Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Балла (1407—1457) и Л. Алъберти (1404—1472) считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Монтень "Избранное" М., 1988
2. "Опыты" Монтеня М., 1988
3. Н. Абалкин «Рассказы о Театре» Москва 1981год
4. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
5. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века В. И. Уколовой. Дрофа, 1999. — 512 с.
6. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
7. Грабарь-Пассек М. Античные сюжеты и формы в литературе. М., 1966.
8. Петров М. Т. Проблема Возрождения 1989.
9. Паоло Веронезе. Брак в Кане. XVI в. Лувр, Париж.
10. "Наслаждение стихийностью" Эллман Р.
11. Издательство "Независимая газета", 2000. - 688 с.