Эпоха Ярослава Мудрого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Говоря о территориальном росте государства и внешней экспансии, стоит отметить наиболее важные даты его правления:
1029 год – поход на прибалтийскую чудь. Основан город Тарту.
1036 год – отбиты и сокрушены печенеги.
1038 год – поход на Ят-ягов.
1040 год – поход на литовские племена
1041 год – поход на Мазовию

Содержание работы

1. Эпоха Ярослава Мудрого……………………….
2. «Семибоярщина». Первое и Второе ополчения. Окончание Смуты………………..
3.Русско-японская война 1904–1905 гг……………………………………………
4.Список используемой литературы……………………………

Файлы: 1 файл

история.docx

— 50.19 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

1. Эпоха  Ярослава Мудрого……………………….

2. «Семибоярщина». Первое и Второе ополчения.  Окончание Смуты………………..

3.Русско-японская война 1904–1905 гг……………………………………………

4.Список  используемой литературы……………………………………………….

 

Вариант 2

    1. Эпоха Ярослава Мудрого.

Ярослав Владимирович — сын киевского  князя Владимира Святославича (Святого) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. Именно с периодом правления Ярослава Мудрого связывают время наивысшего расцвета Киевской Руси. Также во время его правления была создана «Русская правда», ставшая первым известным сводом законов на Руси.

Общая характеристика

При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Говоря о территориальном росте  государства и внешней экспансии, стоит отметить наиболее важные даты его правления:

  1. 1029 год – поход на прибалтийскую чудь. Основан город Тарту.
  2. 1036 год – отбиты и сокрушены печенеги.
  3. 1038 год – поход на Ят-ягов.
  4. 1040 год – поход на литовские племена
  5. 1041 год – поход на Мазовию
  6. 1043 год – война с Византией в союзе с печенегами. Однако Византия на тот момент была еще очень сильной державой, поэтому союзные русско-печенежские войска потерпели сокрушительное поражение.

При Ярославе Мудром Киев превратился  в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав  годом ранее разбил печенегов, был  возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному  разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены  Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Наиболее важным моментом также стало и то, что стали распространяться грамота и просвещение, поскольку князь сам очень любил читать. Также именно при Ярославе Мудром впервые, без участия Константинопольского патриархата, митрополитом русской церкви был назначен епископ Иларион.

Отношения с иностранными государствами

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. Митрополит Илларион справедливо писал о  киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли». С семьей киевского  князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы, что безусловно было важно для авторитета страны (К примеру, в 1048 году в Киев прибыли послы Генриха I Французского — просить руки дочери Ярослава Анны). Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. За это Ярослава Мудрого часто называли "тестем Европы".

Социально-экономический  строй Киевской Руси

Земля была в те времена главным  богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации  производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь  или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами  было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства  великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани,— «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в  вотчинах. Те смерды, которые жили в  вотчинах, находились в более тяжелой  форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления  свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения — «закупы». Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в  княжеской и боярской вотчине  были рабы, называемые холопами или  челядью, которые пополнялись и  из числа пленников, и из числа  разорившихся соплеменников. Рабовладельческий  уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение  в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений  был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального  строя Руси от «классических» западноевропейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в  экономике страны — наличии значительного  числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости  от великокняжеской власти.

Как уже отмечалось выше, в экономике  Древней Руси феодальный уклад существовал  наряду с рабством и первобытно-патриархальными  отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Они подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

«Русская Правда»

Традиция связывает составление  «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический  памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся  в результате неоднократного, традиционного  их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком  силы документа были узаконенный  прецедент ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается  Ярославу Мудрому, многие ее статьи и  разделы были приняты позже, уже  после его смерти. Ярославу принадлежат  только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»).

«Правда Ярослава»

  1. «Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки.
  2. Также она вводила наказания за оскорбление чести и достоинства, что свидетельствует о развитии общественных отношений.
  3. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины.
  4. Благодаря «Правде Ярослава» новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.
  5. В «Правде Ярослава» еще не прослеживается сословного расслоения общества.

 

    1. «Семибоярщина». Первое и Второе ополчения. Окончание Смуты.

Семибоярщина.

 

Летом 1610 г. в Москве произошел переворот. Дворяне во главе с П. Ляпуновым  свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи. (Шуйский умер в польском плену, куда был направлен как заложник вместе с братьями в 1612 г.) Власть захватала группа бояр во главе с Ф.И. Мстиславским. Это правительство, состоявшее из семи бояр, получило название “семибоярщина”.

В августе 1610 г. семибоярщина, несмотря на протесты патриарха Гермогена, заключила договор о призвании на русский престол Владислава, сына короля Сигизмунда, и впустила войска интервентов в Кремль. 27 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу. Это было прямое предательство национальных интересов. Перед страной встала угроза потери независимости.

 

Первое ополчение.

Только опираясь на народ, можно  было отвоевать и сохранить независимость Русского государства. В 1610 г. патриарх Гермоген призвал к борьбе против захватчиков, за что был арестован. В начале 1611 г. в Рязанской земле было создано первое ополчение, которое возглавил дворянин П. Ляпунов. Ополчение двинулось на Москву, где весной 1611 г. вспыхнуло восстание. Интервенты по совету предателей-бояр подожгли город. Войска дрались на подступах к Кремлю. Здесь в районе Сретенки был тяжело ранен князь Д.М. Пожарский, руководивший передовыми отрядами.

Однако развить успех русские  войска не смогли. Руководители ополчения  высказались за возврат беглых крестьян к их владельцам. Казаки не имели  права занимать государственные  должности. Противники П. Ляпунова, стремившегося наладить военную организацию ополчения, стали сеять слухи, что он якобы хочет истребить казаков. Те зазвали его в казачий “круг” и в июле 1611 г. убили.

Первое ополчение распалось. К  этому времени шведы захватили  Новгород, а поляки после многомесячной  осады овладели Смоленском. Польский король Сигизмунд III объявил, что сам  станет русским царем, а Россия войдет в Речь Посполитую.

 

Второе ополчение.

Осенью 1611 г. посадский староста Нижнего  Новгорода Козьма Минин обратился с призывом к русскому народу о создании второго ополчения. С помощью населения Других русских городов была создана материальная база освободительной борьбы: народ собрал значительные средства для ведения войны с интервентами. Возглавили ополчение К. Минин и князь Дмитрий Пожарский.

Весной 1612 г. ополчение двинулось  к Ярославлю. Здесь было создано временное правительство России “Совет всея земли”. Летом 1612 г. со стороны Арбатских ворот войска К. Минина и Д.М. Пожарского подошли к Москве и соединились с остатками первого ополчения.

Почта одновременно по Можайской дороге к столице подошел гетман Ходасевич, который двигался на помощь полякам, засевшим в Кремле. В сражении у  стен Москвы войско Ходасевича было отброшено. 22 октября 1612 г. на день обретения иконы Казанской богоматери, сопровождавшей ополчение, был взят Китай-город. Через четыре дня сдался польский гарнизон в Кремле. В память об освобождении Москвы от интервентов на Красной площади на средства Д.М. Пожарского был возведен храм в честь иконы Казанской богоматери.

Победа была одержана в результате героических усилий русского народа. Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов. Благодарная Россия первый скульптурный памятник в Москве воздвигла Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому (на Красной площади, скульптор И.П. Мартос, 1818). Навсегда сохранилась память об обороне Смоленска и Троице-Сергиева монастыря, о борьбе жителей города Корелы против шведских захватчиков.

ОКОНЧАНИЕ СМУТЫ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

В январе-феврале 1613 г. состоялся Земский  собор с задачей избрать царя. Состав собора был исключительно  представительным: в нем участвовали  делегаты всех сословий, включая государственных  крестьян. На престол избрали сына патриарха Филарета - Михаила Федоровича Романова. Династический кризис закончился, что предопределило и завершение Смуты.

В 1617 г. был заключен Столбовский мир со Швецией, по которому России был возвращен Новгород, но она теряла земли по Финскому заливу и Ладоге с городами Орешек, Ивангород, Корела.

В 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Польшей. России пришлось согласиться с потерей Смоленска, Чернигова и ряда других городов.

Последствия Смуты:

  1. в международном плане - потеря территорий, потеря влияния и значения как активного фактора международной жизни;
  2. в экономическом плане - полное разорение страны и запустение целых районов;
  3. в социальном плане - усилилась тенденция к полному утверждению крепостнических отношений, т.к. иной возможности пресечь уход крестьян из разоренного центра на восточные и южные порубежные земли не было, а именно в центре страны концентрировалось поместное дворянство - основная воинская сила и социальная опора царской власти.

Одновременно Смута способствовала втягиванию огромных масс населения  в активную борьбу против социального  гнета и несправедливости , в патриотическое движение. Это во многом предопределило особенности XVII века, вошедшего в русскую историю как "бунташный век".

 

 

3. Русско-японская  война 1904–1905 гг.

Русско-японская война 1904—1905 возникла в обстановке усилившейся борьбы империалистических держав за раздел полуфеодальных Китая и Кореи; носила захватнический, несправедливый, империалистический характер с обеих сторон. В развернувшемся соперничестве держав на Дальнем Востоке особенно активную роль играла  Япония, стремившаяся к захвату Кореи и Северо-Восточного Китая (Маньчжурии). Одержав победу над Китаем в японо-китайской войне 1894—1895, Япония по Симоносекскому договору 1895 получила острова Тайвань (Формозу), Пэнхуледао (Пескадорские) и Ляодунский полуостров, но под давлением России, поддержанной Францией и Германией, была вынуждена отказаться от последнего, после чего началось обострение русско-японских отношений. В 1896 Россия получила от китайского правительства концессию на постройку железной дороги через Маньчжурию, а в 1898 арендовала у Китая Квантунский полуостров с Порт-Артуром (Люйшунем) с правом создания на нём военно-морской базы. Во время подавления Ихэтуаньского восстания в Китае царские войска в 1900 оккупировали Маньчжурию. Япония начала энергичную подготовку к войне с Россией, заключив в 1902 англо-японский союз. Царское правительство рассчитывало на "маленькую победоносную войну" в результате которой будет достигнута быстрая победа над Японией.

В экономическом и военном отношении  Япония была значительно слабее России, но отдалённость дальневосточного театра военных действий от центра России снижала военные возможности  последней. После мобилизации японская армия насчитывала 13 пехотных дивизий  и 13 резервных бригад (свыше 375 тыс. чел. и 1140 полевых орудий); всего за войну японское правительство мобилизовало около 1,2 млн. чел. Японский ВМФ имел в своём составе 6 новых и 1 старый броненосец, 8 броненосных крейсеров (2 из них, построенные за границей, прибыли после начала войны), 17 лёгких крейсеров (в том числе 3 старых), 19 эсминцев, 28 миноносцев (только в составе так называемого Соединённого флота), 11 канонерских лодок и др.

Информация о работе Эпоха Ярослава Мудрого