Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:19, реферат
Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано название этой эпохи? Понятие «средний век» было введено итальянскими гуманистами, которые хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от предшествующего исторического периода. Они верили, что действительно возрождают культуру Древней Греции и Древнего Рима. А период между падением Римской империи и их собственным временем им представлялся как межвременье, период культурного упадка, когда в жизни европейцев не происходило ничего заслуживающего внимания, когда господствовал религиозный фанатизм и царила безграмотность. Иначе говоря, для развития культуры — это пустой промежуток времени, о котором содержательно нечего сказать — «medium aerum» — «средний век».
Этап средневековья в истории |
Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано название этой эпохи? Понятие «средний век» было введено итальянскими гуманистами, которые хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от предшествующего исторического периода. Они верили, что действительно возрождают культуру Древней Греции и Древнего Рима. А период между падением Римской империи и их собственным временем им представлялся как межвременье, период культурного упадка, когда в жизни европейцев не происходило ничего заслуживающего внимания, когда господствовал религиозный фанатизм и царила безграмотность. Иначе говоря, для развития культуры — это пустой промежуток времени, о котором содержательно нечего сказать — «medium aerum» — «средний век». Для итальянских гуманистов
— «средний век» — это «темный
век». Напротив, историки так называемой
«романтической» школы, многие религиозные
мыслители смотрели на средневековое
общество как на идеальное общество,
представляющее из себя полную противоположность
современному «цивилизованному» обществу.
Как видно, в оценке средневековья
присутствуют крайности. Необходимо уточнить
понятие средневековья и В историографии существуют
различные мнения по поводу определения
временных рамок Средневековья.
Историки школы «Анналы» датируют Средние
века — начало II—III вв. н. э. — конец
XVIII в. Большинство же историков склоняются
начало Средневековья датировать V
в.н. э. — конец XVI—середина XVII вв. Внутри
тысячелетнего периода Раннее Средневековье — V в. — начало XI в. Классическое Средневековье — XI—XV в. Позднее Средневековье — XV в. — середина XVII в. Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отличающими его от других исторических эпох. Средневековое общество —
это, по преимуществу, аграрное общество,
базирующееся на ручном труде и феодальных
общественно-экономических Для данного общества характерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божия». Важными характерилогическими особенностями данного общества являются также стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма. Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на консервативный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество — это внутренне динамичное общество. В нем проходили довольно сложные этногенетические и культуро-созидательные процессы. В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации. Мы дали обобщенную характеристику Средневековья. В реальной истории цивилизационные процессы в различных регионах имели свои существенные отличия. Основными цивилизационными регионами эпохи Средневековья были Азия и Европа. В Европе Средневековье —
это период становления новой
формы западной цивилизации —
европейской христианской цивилизации.
Европейская цивилизация Культурной базой европейской цивилизации является античность. Византия никогда не порывала с античностью. Ее культура, хозяйственная деятельность и политические институты в значительной мере опирались на античную традицию и были органическими формами ее развития. Наибольшее своеобразие византийского уклада жизни связано с той модернизацией, которую приобрело в Византии христианство. Христианство и во времена
античности не представляло собой единой
организации. На территории Римской
империи существовал ряд Византийская империя
как самостоятельное Становление западноевропейской католической цивилизации связано с великим переселением народов — вторжением в пределы Римской империи так называемых варваров: многочисленных германских племен, гуннов и др. Не следует преувеличивать степень отсталости, «варварства» этих народов. Многие из них к III—V вв. имели довольно развитое земледелие, владели ремеслами, включая и металлургию, были организованы в племенные союзы на принципах военной демократии, поддерживали оживленные торговые контакты с римлянами и друг с другом. Так, проникновение за Рейн
и Дунай началось задолго до начала
массовых миграций. Отдельные германские
племенные союзы с III в. н. э. селились
на территории Римской империи и
в качестве союзников-федератов
включались в состав римской армии.
Их племенная аристократия получала
хорошее античное образование, добивалась
значительного влияния в Однако уже в период
раннего Средневековья Западная
Европа начала преодолевать эти последствия
захватнических войн и возрождаться.
В V—VII вв. на захваченной варварскими
племенами территории начинают формироваться
новые государственные Новые государственные образования для регулирования общественных отношений проводили большую правотворческую деятельность (капитулярии Карла Великого и т. д.), в которой в значительной мере опирались на римское право. При дворе императора образовываются особые ученые общества, в работе которых участвуют мыслители из разных стран, собираются и переписываются древние латинские и греческие рукописи, а при епископствах создаются школы для подготовки грамотного духовенства и кадров чиновников (судей, секретарей, писцов и т. д.). С созданием сильных Среди всех достижений античной
цивилизации особое место принадлежит
христианству. Несмотря на внутренние
противоречия христианских церквей, духовной
основой всей европейской цивилизации
является христианство. В условиях
распада Римской империи, ее политических
и хозяйственных институтов, упадка
культуры христианство и его организации
— католическая и православная церковь
— в течение многих веков были
единственными общими для всех стран
и народов Европы духовными и
социальными институтами. Христианство
формировало единое мировоззрение,
нравственные нормы, ценности и образцы
поведения, а католическая и православная
церкви были не только духовные, но и
весьма влиятельные политические организации.
Поэтому процесс становления
европейской цивилизации в Еще во времена Римской империи церковь вела широкую миссионерскую деятельность на периферии империи среди варваров. В конце IV в., а особенно в V в., многие из соседних варварских племен уже приняли христианство. Позднее, вновь образованные средневековые государства вели захватническую политику. Захват тех или иных народов, как правило, сопровождался их насильственной христианизацией. О влиянии церкви на государственные
дела в Западной Европе говорит тот
факт, что средневековые короли стремились
узаконить свое руководящее положение,
получив знаки королевской Католическая церковь обладала колоссальными материальными ресурсами. Ей принадлежало значительное количество земли, большие финансовые средства. В течение длительного периода она вела борьбу со светскими государями за политическую власть. В 751 г. в Западной Европе на территории Италии было создано теократическое государство (Равенский экзархат), в котором папа Римский одновременно был духовным и светским руководителем. Юрисдикция духовной власти папы не ограничивалась равенским экзархатом. Она распространялась на всю Западную Европу. На протяжении Средневековья католическая церковь не раз выступала с идеями, которые инициировали широкие общественные движения. Наиболее яркой из таких идей является идея освобождения Гроба Господня и христианских святынь от неверных, которая легла в основу так называемых крестовых походов. Католическая церковь
занимала исключительное положение
в сфере образования и науки.
В Средневековье центрами образованности
являлись монастыри. Монастыри имели
богатые библиотеки, скриптории (мастерские
по переписке книг), содержали начальные
школы. Под полным контролем церкви
находились и средневековые очаги
научной исследовательской Итак, на основе экономических, политических и культурных процессов в средневековом мире сформировались основные цивилизационные регионы: арабо-мусульманский, западноевропейский и восточноевропейский. Все события средневековой истории, хозяйственная деятельность, торговля, войны, обмен культурными достижениями и идеями. |