Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:16, контрольная работа
Официальная киевская версия отражена в этой повести. В этой теории отражено, что ильменские словене, кривичи и финские племена должны были платить дань варягам, но которые были в скором времени изгнаны. Независимость племен породило междоусобные войны, но славяне решили устранить эту проблему, пригласив из-за моря варягов в 862 году, которые в свою очередь откликнулись на призыв. Пришли три брата Рюрик, правивший сначала в Ладоге, а потом – в Новгороде; Синеус – Белоозере, и Трувор – В Изборске. Но недолго поправив, Синеус и Трувор умерли, и единственным правителем остался Рюрик. Чтобы распространить свою власть Рюрик особо приближенных посадил по русским городам, а дружинников Аскольда и Дира послал в Киев, для того чтобы они освободили киевлян от хазар и перестали выплачивать им дань, и для того чтобы дружинники укрепили власть Рюрика в Киеве. После его смерти в 879 году власть взял в свои руки Олег (брат жены Рюрика), так сын Рюрика Игорь ещё был мал.
Образование государства Киевская Русь………………………………………………….3
1.1 Теории прихода Рюрика к княжеству на Руси………………………………………...3
1.2 Норманнская теория происхождения древнерусского государства и ее критика…..4
1.3 Условия становления русской государственности……………………………………5
Расцвет Киевской Руси……………………………………………………………………...6
2.1 Политический строй…………………………………………………………………….6
2.2 Отношения Киевской Руси с соседями………………………………………………..6
2.3 Крещение Руси…………………………………………………………………………..7
Начало феодальной раздробленности………………………………………………...…...8
3.1 Распад единого древнерусского государства……………………………………….…8
3.2 Децентрализация Руси и её новые региональные центры……………………………8
Тест…………………………………………………………………………………………….11
Литература
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра Истории экономики, политики и культуры
Факультет Менеджмента и маркетинга
Специальность Бакалавр менеджмента
(направление)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по дисциплине Отечественная история .
Тема Этапы развития древнерусского государства
в IX – XIII вв
Выполнила:
Студентка Ведерникова Ольга Андреевна ..
Курс Первый курс .
Номер группы Вечернее отделение .
Номер студенческого билета 10МЛБ00830 .
Преподаватель Печенкин Александр Алексеевич
Киров 2010 г
Содержание
1.1 Теории прихода Рюрика к княжеству на Руси………………………………………...3
1.2 Норманнская теория происхождения древнерусского государства и ее критика…..4
1.3 Условия становления русской
государственности…………………………………
2.1 Политический строй………………………………
2.2 Отношения Киевской Руси с соседями………………………………………………..6
2.3 Крещение Руси……………………………………………………………………
3.1 Распад единого древнерусского государства……………………………………….…8
3.2 Децентрализация Руси
и её новые региональные
Тест……………………………………………………………………
Литература
1.1 Теории прихода Рюрика к княжеству на Руси
Традиционно точкой отчета истории
Российского государства
Официальная киевская версия отражена в этой повести. В этой теории отражено, что ильменские словене, кривичи и финские племена должны были платить дань варягам, но которые были в скором времени изгнаны. Независимость племен породило междоусобные войны, но славяне решили устранить эту проблему, пригласив из-за моря варягов в 862 году, которые в свою очередь откликнулись на призыв. Пришли три брата Рюрик, правивший сначала в Ладоге, а потом – в Новгороде; Синеус – Белоозере, и Трувор – В Изборске. Но недолго поправив, Синеус и Трувор умерли, и единственным правителем остался Рюрик. Чтобы распространить свою власть Рюрик особо приближенных посадил по русским городам, а дружинников Аскольда и Дира послал в Киев, для того чтобы они освободили киевлян от хазар и перестали выплачивать им дань, и для того чтобы дружинники укрепили власть Рюрика в Киеве. После его смерти в 879 году власть взял в свои руки Олег (брат жены Рюрика), так сын Рюрика Игорь ещё был мал. После перехода власти к Олегу, он со своей дружиной в 882 году пошел к Киеву, а там вызвав Аскольда и Дира, убил их, так как они не принадлежали княжескому роду, и с 882 года Олег обосновался в Киеве, перенеся туда столицу, и тем самым объединил северные и южные племенные союзы. Так на Руси появилась и закрепилась династия Рюриковичей.
По одной из версий Рюрик не являлся норманном. Этому свидетельствуют Новгородская Иоакимовская летопись о династических вопросах, составленная при первом новгородском епископе-византийце Иоакиме в 90-е годы X века. «Согласно этой версии, Рюрик является потомком в десятом колене первого новгородского князя Словена по материнской линии и сыном Годослава, князя славянского племени бордичей, обитавшего на побережье Балтики. В пользу славянского происхождения Рюрика свидетельствует княжеский знак его рода – трезубец, являющийся символом мифической птицы-сокола Рагора, инкарнации славянского бога огня Сварожича-Семаргла. Святилище этих и других славянских богов находились в Арконе, одном из островов Балтийского моря».1
1.2 Норманнская теория происхождения древнерусского государства и ее критика
В XVIII веке была совершена первая попытка систематически изложить русскую историю. Для этого были приглашены немецкие историки во главе с Шлецером, которые и написали «нормандскую теорию» происхождения русского государства. Эта теория заключается в том, что иностранцы-норманны, выходцы из Скандинавии, пришли по просьбе самих славян, неспособных организовать государство и призвавших их для этого, а варяги организовали огромное государство славян, простиравшееся от Балтийского до Черного морей и от Карпат до Волги. Рюрик стал княжить в Новгороде; Синеус, его брат, - в Белозерске; Трувор, третий брат, - в Изборске.
О том, что же представляли наши предки до прихода варягов, Шлецер пишет: «Конечно, люди тут были, Бог знает с каких пор и откуда. Но люди эти без правления (организации), подобно зверям и птицам, которые наполняют леса». Ученые с Запада принесли этот взгляд с собой, и когда они в качестве российских академиков и профессоров, стали писать русскую историю, то изобразили её как историю дикарей, которых организовали в государство пришедшие с Запада «варяги». Источники, которые они использовали, были скромные и не полные. Создавалась эта теория в эпоху, когда вся Россия после революционных перемен Петра перестраивалась по немецким образцам и когда немцы были непререкаемыми авторитетами в науке и всюду занимали ключевые позиции. Опровергнуть эту теорию было не кому, т.к. образованных историков русского происхождения тогда не было.
Академия Наук и министерство Просвещения придерживалось норманнской теории, потому что всякое сомнение в её правильности рассматривалось как отрицание авторитета российских академиков-немцев. Но несмотря на всё это, после её появления она сразу же встретила отрицательное и критическое к себе отношение. Русские люди не могли мириться с само унижающей теорией, и Ломоносов восстал против неё, но ничего не смог поделать. Лишь в XIX веке, когда стали развиваться вспомогательные исторические науки, находились новые исторические памятники, открывались новые факты, более систематически изучались источники, противники «норманнской теории» смогли опровергнуть её. Ключевский говорил: «Призвать то призвали, но в качестве кого?». И объясняли это, что славяне, культура которых в IX веке была выше культуры варягов, призывали иногда отряды варягов для охраны порядка и увеличения своих сил в борьбе с соседями. Но бывало так, что варяги появлялись и без приглашения, а с целью наживы и грабежа, и могли задержаться надолго в этих краях; и так, что призванные на службу варяги захватывали власть. Но всё это не имеет ничего общего с тем объяснением появления небольших отрядов варягов (чего никто не оспаривает), которое даёт «норманнская теория».
1.3 Условия становления русской государственности
Создание государства дело не простое и длительное. Открытость границ русского государства делало его более уязвимым перед кочевыми народами, желающими занять эти территории, но в то же время эта открытость во многом облегчала постоянное расширение Руси за счет соседних земель, также возможность отступать вглубь территории позволяла спастись от вторжений и создавала трудности для завоевателей. Таким образом, беспредельно открытые пространства Руси делали ее легкой добычей захватчиков, но и помогали отвоевать утраченное, переходя в наступление.
Народ, вовлеченный в постоянные
миграции, не мог обособиться, но необходимость
противостоять враждебному
2 Расцвет Киевской Руси
2.1 Политический строй
В VIII – первой половине XI века у восточных славян стало складываться общественное устройство, которое историки называли «военной демократией». Это уже не первобытность с её равенством членов племени, племенными собраниями и вождями, племенными ополчениями, но ещё и не государство с сильной центральной властью, объединяющей всю территорию страны и подчиняющих себе подданных. Позднее старейшины стали превращаться в племенных князей, в чьих руках концентрировалась всё управление племенем или союзом племен, и которые возвышались над обществом благодаря своим богатствам и поддержке военных отрядов.
Князь выступал военным предводителем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани. Политической и военной опорой князя являлась дружина, вместе с ней он решал все вопросы. Дружина делилась на старшую, которая состояла из бояр и помогала князю в делах правления, а в военное время командовала полками, и младшую – дворянство, которые служили на княжеском дворе и участвовали в военных походах под началом бояр. Итак князь с дружиной не только защищали от внешних врагов, но и вступали судьёй в межродовых и межобщинных спорах.
Также существовала вечевая власть – народное собрание, которое ограничивало княжескую власть элементами общественного самоуправления и входило в княжескую думу как полноправный её участник.
2.2 Отношения Киевской Руси с соседями
Ещё в IX веке в первых сражениях Киевская Русь заявила о себе как новая мощная держава, которая сразу же определила свои основные военно-стратегические интересы, тесно связанные с торговыми интересами, защитой и отвоеванием новых торговых путей. Первое направление – захват земель вдоль всего течения Днепра, затем движение к византийским колониям в Крыму, вдоль берегов Черного моря. Второе направление – это овладение землями вдоль западного побережья Черного моря, движение к устью Дуная с последующим нападением на Константинополь.
Силой оружия Олег добился освобождения славянских племен северян в 884 г., радминичей – в 885г. В 907 году предпринял поход на Царьград (Константинополь). Атаковали не только с моря, но и с суши, поставив на колеса свои ладьи, подошли тем самым к стенам города, застигнутые в врасплох, византийцы запросили мира, по которому обязались выплатить денежную контрибуцию, а затем ежегодно уплачивать ещё и дань. А в 911 году после ещё одного похода к стенам Константинополя Олег добился для русских купцов права беспошлинной торговли на территории Византии, а также продовольственное обеспечение на три месяца за счет царьградской казны.
После смерти Олега восстали древляне, к границам Руси подошли печенеги, но Игорю удалось подавить восстание и предотвратить распад, а с печенегами он заключил мир. В это время византийское купечество требовало отменить льготы для русских торговцев. Князь Игорь решил повторить успех Олега в походе на Константинополь и в 941 году двинулся на город. Но русский флот был встречен «греческим огнём», война затянулась. А в 944 году, когда Игорь собрал новое войско и вышел к Константинополю, византийцы выслали послов для заключения мира, в котором также обязались выплачивать дань, но право беспошлинной торговли русские потеряли.
В 964 году сын Ольги Святослав совершил поход на Дон и на Волгу, разгромил главные войска, взял столицу, и после этого Русь перестала платить хазарам дань. В своё правление князь Владимир Великий ликвидировал «автономию» племенных союзов, усмирил восстания вятичей и радимичей, отказался от дальнейших военных походов, но успешно отражал набеги поляков, волжских булгар и литовцев на русские земли. И только лишь Ярослав Мудрый нанес решающее поражение печенегам, после которого они больше никогда не нарушали пределы Руси.
2.3 Крещение Руси
Крещение Руси связанно с правлением Владимира Святославовича (980 - 1015). Первые попытки к крещению Русь делала ещё в IX веке, тогда дважды руссы принимали крещение, но языческая реакция бесследно поглощала эти попытки. Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан, и стояла церковь святого Ильи. После крещения Ольги в 995 году христианизация пошла быстрее.
Владимир принял крещение в 988 году после подавления мятежников в Византии, и когда ему отдали в жены сестру императора Василия II принцессу Анну. Вслед за князем крестилась и дружина, потом крещение приняло население Киева. Затем началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет, особенно трудно христианство вводилось в северных и восточных землях (Новгород, Муром, Ростов), где язычество имело большую силу.
Информация о работе Этапы развития древнерусского государства в IX – XIII вв