Этапы развития древнерусского государства в IX – XIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

Официальная киевская версия отражена в этой повести. В этой теории отражено, что ильменские словене, кривичи и финские племена должны были платить дань варягам, но которые были в скором времени изгнаны. Независимость племен породило междоусобные войны, но славяне решили устранить эту проблему, пригласив из-за моря варягов в 862 году, которые в свою очередь откликнулись на призыв. Пришли три брата Рюрик, правивший сначала в Ладоге, а потом – в Новгороде; Синеус – Белоозере, и Трувор – В Изборске. Но недолго поправив, Синеус и Трувор умерли, и единственным правителем остался Рюрик. Чтобы распространить свою власть Рюрик особо приближенных посадил по русским городам, а дружинников Аскольда и Дира послал в Киев, для того чтобы они освободили киевлян от хазар и перестали выплачивать им дань, и для того чтобы дружинники укрепили власть Рюрика в Киеве. После его смерти в 879 году власть взял в свои руки Олег (брат жены Рюрика), так сын Рюрика Игорь ещё был мал.

Содержание работы

Образование государства Киевская Русь………………………………………………….3
1.1 Теории прихода Рюрика к княжеству на Руси………………………………………...3
1.2 Норманнская теория происхождения древнерусского государства и ее критика…..4
1.3 Условия становления русской государственности……………………………………5
Расцвет Киевской Руси……………………………………………………………………...6
2.1 Политический строй…………………………………………………………………….6
2.2 Отношения Киевской Руси с соседями………………………………………………..6
2.3 Крещение Руси…………………………………………………………………………..7
Начало феодальной раздробленности………………………………………………...…...8
3.1 Распад единого древнерусского государства……………………………………….…8
3.2 Децентрализация Руси и её новые региональные центры……………………………8
Тест…………………………………………………………………………………………….11
Литература

Файлы: 1 файл

история КР.docx

— 44.53 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

Кафедра  Истории экономики, политики и культуры

Факультет Менеджмента и маркетинга

Специальность Бакалавр менеджмента

(направление)

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по дисциплине        Отечественная история                .

Тема  Этапы развития древнерусского государства

 в IX – XIII вв                                                               .

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка    Ведерникова Ольга Андреевна         ..  

Курс           Первый курс                                           .

Номер группы      Вечернее отделение                   .

Номер студенческого билета    10МЛБ00830        .

Преподаватель Печенкин  Александр Алексеевич

 

 

 

 

 

Киров 2010 г

 

Содержание

 

  1. Образование государства  Киевская Русь………………………………………………….3

1.1 Теории прихода Рюрика к княжеству на Руси………………………………………...3

1.2 Норманнская теория происхождения древнерусского государства и ее критика…..4

1.3 Условия становления русской государственности……………………………………5

  1. Расцвет Киевской Руси……………………………………………………………………...6

2.1 Политический строй…………………………………………………………………….6

2.2 Отношения Киевской Руси с соседями………………………………………………..6

2.3 Крещение Руси…………………………………………………………………………..7

  1. Начало феодальной раздробленности………………………………………………...…...8

3.1 Распад единого древнерусского государства……………………………………….…8

3.2 Децентрализация Руси  и её новые региональные центры……………………………8

Тест…………………………………………………………………………………………….11

Литература

 

 

1 Образование государства Киевская Русь

 

1.1 Теории прихода Рюрика к княжеству на Руси

Традиционно точкой отчета истории  Российского государства считается  «призвание варягов» в 862 году, когда  словене, кривичи, чудь и меря призвали трёх братьев-варягов – Рюрика, Трувора  и Синеуса, которые по «ряду» (договору) выполняли обязанности по организации  обороны и речной навигации. Эту теорию описал киевский монах Нестор в «Повести временных лет», которую он составил по работам своих предшественников и писал «Повесть» по образцу летописей новгородских, византийских историков.

Официальная киевская версия отражена в этой повести. В этой теории отражено, что ильменские словене, кривичи и финские племена должны были платить дань варягам, но которые были в скором времени  изгнаны. Независимость племен породило междоусобные войны, но славяне решили устранить эту проблему, пригласив из-за моря варягов в 862 году, которые в свою очередь откликнулись на призыв. Пришли три брата Рюрик, правивший сначала в Ладоге, а потом – в Новгороде; Синеус – Белоозере, и Трувор – В Изборске. Но недолго поправив, Синеус и Трувор умерли, и единственным правителем остался Рюрик. Чтобы распространить свою власть Рюрик особо приближенных посадил по русским городам, а дружинников Аскольда и Дира послал в Киев, для того чтобы они освободили киевлян от хазар и перестали выплачивать им дань, и для того чтобы дружинники укрепили власть Рюрика в Киеве. После его смерти в 879 году власть взял в свои руки Олег (брат жены Рюрика), так сын Рюрика Игорь ещё был мал. После перехода власти к Олегу, он со своей дружиной в 882 году пошел к Киеву, а там вызвав Аскольда и Дира, убил их, так как они не принадлежали княжескому роду, и с 882 года Олег обосновался в Киеве, перенеся туда столицу, и тем самым объединил северные и южные племенные союзы. Так на Руси появилась и закрепилась династия Рюриковичей.

По одной из версий Рюрик не являлся  норманном. Этому свидетельствуют  Новгородская Иоакимовская летопись о династических вопросах, составленная при первом новгородском епископе-византийце Иоакиме в 90-е годы X века. «Согласно этой версии, Рюрик является потомком в десятом колене первого новгородского князя Словена по материнской линии и сыном Годослава, князя славянского племени бордичей, обитавшего на побережье Балтики. В пользу славянского происхождения Рюрика свидетельствует княжеский знак его рода – трезубец, являющийся символом мифической птицы-сокола Рагора, инкарнации славянского бога огня Сварожича-Семаргла. Святилище этих и других славянских богов находились в Арконе, одном из островов Балтийского моря».1

1.2 Норманнская теория происхождения древнерусского государства и ее критика

В XVIII веке была совершена первая попытка систематически изложить русскую историю. Для этого были приглашены немецкие историки во главе с Шлецером, которые и написали «нормандскую теорию» происхождения русского государства. Эта теория заключается в том, что иностранцы-норманны, выходцы из Скандинавии, пришли по просьбе самих славян, неспособных организовать государство и призвавших их для этого, а варяги организовали огромное государство славян, простиравшееся от Балтийского до Черного морей и от Карпат до Волги. Рюрик стал княжить в Новгороде; Синеус, его брат, - в Белозерске; Трувор, третий брат, - в Изборске.

О том, что же представляли наши предки до прихода варягов, Шлецер пишет: «Конечно, люди тут были, Бог знает с каких пор и откуда. Но люди эти без правления (организации), подобно зверям и птицам, которые наполняют леса». Ученые с Запада принесли этот взгляд с собой, и когда они в качестве российских академиков и профессоров, стали писать русскую историю, то изобразили её как историю дикарей, которых организовали в государство пришедшие с Запада «варяги». Источники, которые они использовали, были скромные и не полные. Создавалась эта теория в эпоху, когда вся  Россия после революционных перемен Петра  перестраивалась по немецким образцам и когда немцы были непререкаемыми авторитетами в науке и всюду занимали ключевые позиции. Опровергнуть эту теорию было не кому, т.к. образованных историков русского происхождения тогда не было.

Академия Наук и министерство Просвещения  придерживалось норманнской теории, потому что всякое сомнение в её правильности рассматривалось как  отрицание авторитета российских академиков-немцев. Но несмотря на всё это, после её появления она сразу же встретила отрицательное и критическое к себе отношение. Русские люди не могли мириться с само унижающей теорией, и Ломоносов восстал против неё, но ничего не смог поделать. Лишь в XIX веке, когда стали развиваться вспомогательные исторические науки, находились новые исторические памятники, открывались новые факты, более систематически изучались источники, противники «норманнской теории» смогли опровергнуть её. Ключевский говорил: «Призвать то призвали, но в качестве кого?». И объясняли это, что славяне, культура которых в IX веке была выше культуры варягов, призывали иногда отряды варягов для охраны порядка и увеличения своих сил в борьбе с соседями. Но бывало так, что варяги появлялись и без приглашения, а с целью наживы и грабежа, и могли задержаться надолго в этих краях; и так, что призванные на службу варяги захватывали власть. Но всё это не имеет ничего общего с тем объяснением появления небольших отрядов варягов (чего никто не оспаривает), которое даёт «норманнская теория».

 

1.3 Условия становления русской государственности

Создание государства дело не простое  и длительное. Открытость границ русского государства делало его более уязвимым перед кочевыми народами, желающими занять эти территории, но в то же время эта открытость во многом облегчала постоянное расширение Руси за счет соседних земель, также возможность отступать вглубь территории позволяла спастись от вторжений и создавала трудности для завоевателей. Таким образом, беспредельно открытые пространства Руси делали ее легкой добычей захватчиков, но и помогали отвоевать утраченное, переходя в наступление.

Народ, вовлеченный в постоянные миграции, не мог обособиться, но необходимость  противостоять враждебному окружению  привели к образованию военно-территориальных  союзов племен. Это были первые предпосылки для огосударствления княжеской власти. Образование государственности формируется из стремления к упорядочению отношений, складывающихся внутри него. Необходимость обороны способствовала созданию мощных и регулярно действующих союзов под руководством княжеской власти. После смерти своих братьев Рюрик объединил под своим началом восточнославянские земли. А после взятия Киева Олегом 882 году возникло единое древнерусское государство с центром в Киеве. Таким образом, государство на Руси сложилось в результате политического объединения восточных славян.

 

 

 

 

2 Расцвет Киевской Руси

 

2.1 Политический строй

В VIII – первой половине XI века у восточных славян стало складываться общественное устройство, которое историки называли «военной демократией». Это уже не первобытность с её равенством членов племени, племенными собраниями и вождями, племенными ополчениями, но ещё и не государство с сильной центральной властью, объединяющей всю территорию страны и подчиняющих себе подданных. Позднее старейшины стали превращаться в племенных князей, в чьих руках концентрировалась всё управление племенем или союзом племен, и которые возвышались над обществом благодаря своим богатствам и поддержке военных отрядов.

Князь выступал военным предводителем, верховным судьей, адресатом и  распределителем дани. Политической и военной опорой князя являлась дружина, вместе с ней он решал все вопросы. Дружина делилась на старшую, которая состояла из бояр и помогала князю в делах правления, а в военное время командовала полками, и младшую – дворянство, которые служили на княжеском дворе и участвовали в военных походах под началом бояр. Итак князь с дружиной не только защищали от внешних врагов, но и вступали судьёй в межродовых и межобщинных спорах.

Также существовала вечевая власть – народное собрание, которое ограничивало княжескую власть элементами общественного  самоуправления и входило в княжескую  думу как полноправный её участник.

 

2.2 Отношения Киевской Руси с соседями

Ещё в IX веке в первых сражениях Киевская Русь заявила о себе как новая мощная держава, которая сразу же определила свои основные военно-стратегические интересы, тесно связанные с торговыми интересами, защитой и отвоеванием новых торговых путей. Первое направление – захват земель вдоль всего течения Днепра, затем движение к византийским колониям в Крыму, вдоль берегов Черного моря. Второе направление – это овладение землями вдоль западного побережья Черного моря, движение к устью Дуная с последующим нападением на Константинополь.

Силой оружия Олег добился освобождения славянских племен северян в 884 г., радминичей – в 885г. В 907 году предпринял поход на Царьград (Константинополь). Атаковали не только с моря, но и с суши, поставив на колеса свои ладьи, подошли тем самым к стенам города, застигнутые в врасплох, византийцы запросили мира, по которому обязались выплатить денежную контрибуцию, а затем ежегодно уплачивать ещё и дань. А в 911 году после ещё одного похода к стенам Константинополя Олег добился для русских купцов права беспошлинной торговли на территории Византии, а также продовольственное обеспечение на три месяца за счет царьградской казны.

После смерти Олега восстали древляне, к границам Руси подошли печенеги, но Игорю удалось подавить восстание и предотвратить распад, а с печенегами он заключил мир. В это время византийское купечество требовало отменить льготы для русских торговцев. Князь Игорь решил повторить успех Олега в походе на Константинополь и в 941 году двинулся на город. Но русский флот был встречен «греческим огнём», война затянулась. А в 944 году, когда Игорь собрал новое войско и вышел к Константинополю, византийцы выслали послов для заключения мира, в котором также обязались выплачивать дань, но право беспошлинной торговли русские потеряли.

В 964 году сын Ольги Святослав  совершил поход на Дон и на Волгу, разгромил главные войска, взял столицу, и после этого Русь перестала платить хазарам дань. В своё правление князь Владимир Великий ликвидировал «автономию» племенных союзов, усмирил восстания вятичей и радимичей, отказался от дальнейших военных походов, но успешно отражал набеги поляков, волжских булгар и литовцев на русские земли. И только лишь Ярослав Мудрый нанес решающее поражение печенегам, после которого они больше никогда не нарушали пределы Руси.

 

2.3 Крещение Руси

Крещение Руси связанно с правлением Владимира Святославовича (980 - 1015). Первые попытки к крещению Русь делала ещё  в IX веке, тогда дважды руссы принимали крещение, но языческая реакция бесследно поглощала эти попытки. Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан, и стояла церковь святого Ильи. После крещения Ольги в 995 году христианизация пошла быстрее.

Владимир принял крещение в 988 году после подавления мятежников в Византии, и когда ему отдали в жены сестру императора Василия II принцессу Анну. Вслед за князем крестилась и дружина, потом крещение приняло население Киева. Затем началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет, особенно трудно христианство вводилось в северных и восточных землях (Новгород, Муром, Ростов), где язычество имело большую силу.

Информация о работе Этапы развития древнерусского государства в IX – XIII вв