Этапы развития культуры Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 11:52, контрольная работа

Описание работы

Географические рамки античной культуры - территория Древней Греции и Рима, хронологические - от истоков крито-микенской культуры (рубеж III-II тысячелетий до н.э.) до первых веков нашей эры. Однако воздействие античной культуры на мировую выходит далеко за эти пределы. Античная культура - колыбель, отправная точка в развитии европейской культуры.
Древнегреческую культуру иногда называли «греческим чудом». Этот феномен заключается в необычном расцвете греческой культуры: эпоса, философии, театра, скульптуры, ярко проявившегося в «золотом веке» Перикла. Многие исследователи культуры высказывали различные соображения о причинах «греческого чуда», среди которых можно выделить следующие:

Содержание работы

1. Этапы развития культуры Древней Греции……………………………….3-14
2. Научны и художественные достижения древних греков……………….15-17
3. Влияние древнегреческой культуры на развитие
европейской культуры…………………………………………………………..18
4. Литература…………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

история цивилизаций.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)
  1. Эллинистический период (IV – I вв. до н.э.).

В последние десятилетия 4 в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Разложению и гибели полисной демократии способствовал захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского и открытием мира. Греки лучше познакомились с культурой Египта, Вавилона, Индии. Постигая необъятность земли, человек вдруг ощутил себя всего лишь крошечной песчинкой в сложной системе мироздания. Бессилие перед судьбой и окружающим миром рождало в человеке трагическое мироощущение, что побудило его обратиться к собственным переживаниям. В этот период существует множество самостоятельных художественных школ, зачастую испытывающих влияние искусства Востока.          Александр М. основал огромную империю от Дуная до Инда. Александр еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель. Но все это не помешало ему захватить персидскую державу, а заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать, чтобы ему и в Греции воздавали божественные почести. Происходил исторический поворот от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. Наступила эпоха эллинизма – синтез эллинской и восточной культур. В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мера сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях. Угасание политической жизни в бывших полисах совпало с изменениями в деле воспитания. Резкое имущественное расслоение повлекло за собой расслоение образовательное: тип и уровень образования оказались в зависимости от экономического и социального положения. Впервые как сословие появилась интеллигенция. С интеллектуальным расслоением общества стал невозможен всенародный подъем, который одухотворял праздники прошлых эпох. Особенностью этих праздников было то, что народ на них из участника превращался в зрителя.         Вместе с тем, эпоха эллинизма – время экономического подъема. Росли города, процветали науки, внедрялись изобретения. Но то, что впечатляло Восток, не могло устроить Грецию, поскольку греки помнили свободу. С оглядкой на богов они определяли и направляли свою жизнь, но постоянные войны лишали их этой возможности. Немыслимое в эпоху подъема стремление к безбрачию и бездетности еще более обостряло чувство неуверенности, и только в таких условиях появилась массовая потребность разобраться в своем внутреннем мире.       В эллинистическую эпоху пробуждается индивидуализм, что находит свое отражение в искусстве и литературе. Появляется стремление сделать более близким к человеческой жизни. Величавую торжественность и нравственную строгость высокой классики сменяет богатый и разнообразный мир человеческих чувств и страстей. Эти тенденции нашли воплощение в творениях выдающихся мастеров поздней классики – Праксителя, Скопаса, Леохара и Лисиппа.            В эту же пору создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры – знаменитая Венера Милосская.      В эллинистическую эпоху возникает множество новых городов, строительство которых, а также перепланировка старых осуществляется по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах кт располагались улицы. В городах увеличивается количествово общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (в эту эпоху это уже школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. Возникла Александрия – настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки, философские школы, где перекрещиваются пути греческих и древневосточных культурных традиций.     В этот период появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Научные и художественные  достижения древних греков.

Достижения Древней Греции восхищают и поражают. Овеянная романтической дымкой Эллада является прародительницей современной архитектуры, поэзии, драматургии, философии, медицины. Её великое наследие на протяжении столетий подпитывало всё лучшее, что было в Древнем Риме, Византии, европейских государствах.    Именно на землях Балканского полуострова были заложены основы тех наук, которые расцвели в наше время. Основные философские представления о мире сформировали такие философы как Сократ, Платон и Аристотель. Любая отрасль знаний уходит своими корнями в страну олимпийских богов и мифологических героев. То же самое можно сказать об искусстве и архитектуре.            В древнегреческой науке доминирующее положение занимали Архимед и Пифагор. Архимед (жил примерно 287-212 гг. до н. э.) не только открыл закон, который носит его имя, но также написал труды по гидростатике, а математику сделал прикладной наукой.    Этот грек был выдающимся изобретателем. Когда на его родные Сиракузы (город на Сицилии) напали древние римляне, он организовал оборону, используя специальные инженерные средства. Это позволило городу долго отражать вражеские атаки.       Что касается Пифагора (жил в VI веке до н. э.), то он внёс большой вклад в математику, философию и политику. И, конечно же, доказал свою знаменитую теорему о равенстве квадрата гипотенузы сумме квадратов катетов в прямоугольном треугольнике. Её уже сотни лет изучают во всех школах мира.           Рассуждая о достижениях Древней Греции, нельзя обойти внимание древнегреческий театр. Следует заметить, что театр имел очень большое влияние на древних греков. Зародился он на празднествах, посвящённых богу веселья и виноделия Дионису.       Празднества отмечались по всей Элладе в начале января. А начинались они с жертвоприношений Дионису. К алтарю несли фрукты, вино, вели обречённых на заклание животных. Сопровождалось всё это танцами, хороводами. Практиковалось и хоровое пение. Оно славило Зевса и Диониса. Постепенно на этих празднованиях и зародился театр. А в переводе с греческого слово "theatron" означает "место для зрелищ". Слово сцена, по-гречески "skena", переводится как "площадка для представлений". А вот оркестр "orchestra" означает "место для танцев".    Театральная трагедия "tragodia" буквально переводится как "козлиная песня". Это лишний раз доказывает, что театр напрямую был связан с языческими праздниками и жертвоприношениям животных.  Постепенно весёлые празднования начали превращаться в театральные представления. Появились актёры, произносившие заранее заученные тексты. А сами тексты становились всё более сложными, и потребовалась помощь драматургов.          Таким древним драматургом являлся Эсхил (525-456 гг. до н. э.). Именно он превратил трагедию в драматический жанр. Другим известным драматургом являлся Софокл (496-406 гг. до н. э.). Он написал знаменитые трагедии "Царь Эдип", "Электра", "Антигона". Выдающимся театральным реформатором стал Еврипид (480-406 гг. до н. э.).     Театр обычно строился в низине, окружённой холмами. Рельеф Греции чрезвычайно гористый, поэтому холмов и низин там хватает. В выбранном месте возводился амфитеатр. В центре делался орхестр – площадка круглой формы для хора. Сразу за площадкой устанавливалась сцена. А всё остальное место вокруг занимали места для зрителей, уходящие вверх ступенями.  Такое устройство древнегреческого театра создавало идеальную акустику. Любой зритель прекрасно слышал реплики актёров. А ведь подобные театры вмещали десятки тысяч человек.     Играли на сцене только мужчины. Они же исполняли и женские роли. Во время игры надевали на лица маски. Те характеризовали внутреннюю сущность персонажей. Маски были трагические, комические, злодейские.  Достижения Древней Греции ярко проявились в архитектуре. Греческие мастера в своей деятельности использовали правило золотого сечения. Оно заключается в делении на две части отрезка любой длины особым способом. Если взять какой-то отрезок АС и поделить его на больший отрезок АВ и меньший отрезок ВС, то отношение АВ к ВС должно равняться отношению АС к АВ.       Данное правило позволяло добиться в архитектуре идеальных пропорций. Недаром же греческий стиль называют классическим. Своё повторение он нашёл при строительстве Санкт-Петербурга во времена Петра I. Многие здания в имперской столице были построены как копии лучших древнегреческих шедевров.        Верхом архитектурного совершенства был храм Парфенон в Афинах. Посвятили его богине Афине, а возвели в афинском Акрополе во второй половине V века до н. э. Основное строение окружили 46 колоннами, а за колоннадой на стенах сделали рельефный фриз (орнамент). В этих работах принимал участие выдающийся скульптор Фидий (490-430 гг. до н. э.). Именно он создал статую Афины, выполнив её основные элементы из слоновой кости и золота.        Древние греки являлись первоклассными мастерами. Они достигли выдающихся достижений в области архитектуры. Что-то они позаимствовали у других народов, но при этом создали собственный уникальный стиль, отразив в нём своё понимание красоты.

 

 

 

 

 

 

3. Влияние древнегреческой культуры на развитие европейской культуры.  

 

Одной из крупнейших цивилизаций древнего мира была древнегреческая цивилизация. Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Цивилизация Древней Греции позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. «Без того фундамента, который был заложен Грецией, не было и современной Европы» Исследование культуры и быта этой цивилизаций помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее.

Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры, античная культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.

На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

 

 

 

 

 

 

Литература:

    1. Багдасарьян. Н. Г. Культурология : учебник /  Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2012. – с. 511
    2. Костина А. В. Культурология : учебник / А. В. Костина. – М.: КноРус, 2013.- 334с
    3. Лапина С. В. Культурология / С. В. Лапина. – М.: ТетраСистемс, 2009. – 176с
    4. Солонин Ю .Н. Культурология / Под редакцией Солонина Ю .Н., Кагана М. С. .- М.: Юрайт, 2010. – 568с
    5. Бобылев Б. Г., Ковалева Е. В. Мировая культура и искусств: учебное пособие / Б. Г. Бобылев. – Орел: ОрелГТУ, 2009. – 115с

 

 

 

 


 



Информация о работе Этапы развития культуры Древней Греции