Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:07, реферат
В ранних человеческих обществах познавательные и производственные моменты были неразделимы, первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль руководства определенными видами деятельности человека. Накопление таких знаний составило важную предпосылку будущей науки.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДНАУКА 4
2. АНТИЧНАЯ НАУКА 5
3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ МАГИЧЕСКАЯ НАУКА 7
4. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 8
5. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 10
ВЫВОД 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Харьковский торгово-экономический институт
КИЕВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра финансов
реферат
по дисциплине
"Основы научных исследований"
на тему «Этапы развития науки»
Выполнила работу
Студентка группы ТМ-12 В. О. Назарько
Руководитель: к.э.н., доц. М. Н. Будник
Харьков 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДНАУКА 4
2. АНТИЧНАЯ НАУКА 5
3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ МАГИЧЕСКАЯ НАУКА 7
4. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 8
5. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 10
ВЫВОД 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
ВВЕДЕНИЕ
В ранних человеческих обществах познавательные и производственные моменты были неразделимы, первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль руководства определенными видами деятельности человека. Накопление таких знаний составило важную предпосылку будущей науки.
Для возникновения
собственно науки нужны были соответствующие
условия: определенный уровень развития
производства и общественных отношений,
разделение умственного и физического
труда и наличие широких
Традиционно Древняя Греция считается колыбелью научного знания. Однако, другие цивилизации, например, Египет, Вавилон, Месопотамия, Индия, Китай накопили гигантский производственный опыт.
Для чего же нужна наука человечеству и каковы причины её появления? Первой и главной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой. Это связано, в первую очередь, с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству.
Второй причиной формирования науки является усложнение познавательной деятельности человека. «Познавательная», поисковая активность характерна и для животных, но в силу усложнения предметно-практической деятельности человека, освоения человеком различных видов преобразующей деятельности, происходят глубокие изменения в структуре психики человека, строении его мозга, наблюдаются изменения в морфологии его тела.
1 ПРЕДНАУКА
Преднаука
– подготовительный этап на пути становления
науки, рассматривающий возникновение
собственно научного знания к XVII веку.
Согласно такой позиции на пути формирования
науки выделяют два этапа: подготовительный
и собственно научный. Преднаучный
этап способствовал формированию научного
мышления в Древней Греции, где
человек открыл возможность создавать
мысленно-идеальные образы, что связано
с формированием
2 АНТИЧНАЯ НАУКА
Античная наука (этап развития науки с VI в. до н.э. до VI в.н.э.). Древняя Греция является прародительницей науки (здесь впервые появляются научные школы – милетская, пифагорейский союз, элейская, ликей, сады и др.). Учёные были одновременно и философами. Возникшая наука о природе была натурфилософией, исполняя роль «науки наук» (была вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки были только её составной частью). Этот этап развития науки характеризовался:
1) попыткой целостного охвата и объяснения действительности;
2) созданием умозрительных
3) вплоть до XIX в. отсутствием дифференцированостью наук (только в XVIIIв. самостоятельными областями науки стали механика, математика, астрономия и физика; химия, биология и геология – только начали формироваться);
4) отрывчатостью знаний об объектах природы (оставалось место для вымышленных связей).
Античная натурфилософия прошла несколько этапов в своём развитии: ионийский, афинский, эллинистический, римский. Развитие науки в античном мире, как обособленной сферы духовной культуры было связано с появлением людей, которые специализировались на получении новых знаний. Естественные науки существуют и развиваются неотделимо от философии в форме натурфилософии, знания носят умозрительный (рациональный) и теоретический характер. Экспериментальная база наук практически отсутствует. Методологической основой античности является создание дедуктивного метода исследований («Логика» Аристотеля) и аксиоматического метода изложения научных теорий («Начала» Эвклида). В античной науке формируются умозрительные догадки, обоснованные в более поздние времена: атомизм, гелиоцентрическое устройство мира и др. Формируются традиции научных школ, основными долгожителями которых являются Академия Платона и Ликей Аристотеля. Огромное значение для развития науки имело возникновение письменности на основе более совершенного, нежели древневосточный папирус, писчий материал – пергамент. Возникают библиотеки, крупнейшей из которых была Александрийская библиотека. Письменность входит в повседневный быт и процесс обучения. Научные труды античности были оформлены в форме литературных произведений, то есть имели гуманитарную составляющую. Основными заказчиками научных исследований являются правители, используя их в основном для военных целей. Зарождается техника: строительное дело (благоустройство городов требовало создание системы водоснабжения и канализации, строительство бань, цирков, театров), механика, промышленное производство металлов способствовало изготовлению инструментов и оружия. На этой основе формируется знание в области химии [3, 5].
3 СРЕДНЕВЕКОВАЯ МАГИЧЕСКАЯ НАУКА
Для средневековой формы знаний характерна идея креационизма: сотворения мира Богом. Поэтому знание – теоцентричное. Главное для него – письменно-фиксированное слово Бога, то есть Библейский текст, Священное Писание. Знание, преимущественно, есть толкование, комментарий к Библейскому тексту. Принцип - «argumentum ex verbo»: апелляция к слову (Священного Писания). Часто говорят о средневековой учёности, а не науке. Она характеризуется следующим.
- Энциклопедическое образование – знание обширных авторитетных текстов отцов церкви и способность их дословно цитировать.
- Умение надлежащим образом толковать эти тексты, адаптировать идеи текстов к текущей практике. Бытовало выражение «спасать феномен», появившееся в связи с одним учёным, который пытался обнаружить ссылку в текстах на любое явление, чтобы его оправдать, «спасти».
- Ведение диспутов: противники ловили друг друга на противоречиях, парадоксах. Диспут – одна из характерных форм существования знания в средневековой Европе.
Средневековое
знание, мышление являлось антитетическим
(противоречивым, парадоксальным): Бог
наделялся атрибутом
В Средневековье имели место как умозрительные тенденции, так и эмпирические. Однако вне католической церкви ничто не имело прав на развитие. Поэтому научный статус имела только теология. Первые ростки соединения теории и эмпирики появились в науке эпохи Возрождения [1, 2].
4 НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
Научная
революция – перестройка
- глобальная, которая полностью изменяет взгляд на мир;
- революция в отдельных фундаментальных науках, которые преобразуют их основы;
- микрореволюции, которые связаны с появлением новых теорий в отдельных научных сферах.
Огромное значение в истории науки имели: революция XVII в., определившая развитие науки на два века, когда все достижения вписывались в классическую (галилеево-ньютоновскую) картину мира, и революция XX в. – основанная на теории относительности и квантовой механики, кардинально пересмотревшая представления о движении, пространстве и времени, которая, проникнув в промышленность, технику и технологию, превратилась в научно-техническую революцию.
Классическая наука – специфическое состояние научного интеллекта, реализовавшееся как главенствующее умонастроение на масштабном историко-культурным ареале от Галилея до Пуанкаре. Эвристическое начало типических особенностей теоретизирования (способы постановки проблем, приемы исследования, описание предметных областей, характер обоснования выводов, формы подачи, изложения, фиксации результатов) на классической фазе развития науки составляли: фундаментализм, финализм, имперсональность, абсолютизм, наивный реализм, субстанциальность, динамизм, сумматизм, эссенциализм, аналитизм, механицизм, кумулятизм [2, 3].
5 НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
Неоклассическая наука (к. XIX – пер. пол. XX) базирующаяся на принципиально иных (в отличие от классической науки) онтологических (многовариантность, альтернативность, релятивизм, вероятностность развития событий), гносеологических (взаимодействие объекта и субъекта в процессе познания, относительность истины, частичная верифицируемость научного знания), методологических (теоретический плюрализм, отказ от поиска единого и общепринятого научного метода, опора на интуицию, взаимопроникновение методологических установок естественных и гуманитарных наук, понимание субъективности как черты, присущей самой действительности) основаниях.
В европейской культуре второй половины XIX – начала XX в. происходил процесс глобальных изменений в структуре духовного производства, ознаменовавшийся кризисом классического рационализма и формированием нового понимания рациональности. Целый каскад выдающихся научных открытий (теория относительности, двойственная корпускулярно-волновая природа микрочастиц, принципы дополнительности и неопределенности), сделанных на рубеже веков, заставили усомниться в возможности строгого логического осмысления действительности, основанного на пресловутом «здравом смысле», и ознаменовали эру неоклассического естествознания. Несостоятельность представлений классической науки о мироздании и методов его познания становилась все более очевидной. Привычный, устойчивый мир оказался средоточием неподвластных человеку сил, непредсказуемых явлений. Сознание, постигающее действительность, прежде отчетливо чувствующее дистанцию от познаваемого объекта, ощутило свою погруженность в мир изучаемых явлений, осознало зависимость от множества обстоятельств, определявших установки познания, его ценностные и целевые ориентации.
Современная научная картина мира воссоздает реальность, с трудом воспринимаемую с точки зрения законов классической формальной логики. Появилась настоятельная потребность в формировании иного мировосприятия, новых навыков мышления и критериев научной достоверности, альтернативных картин мира и языков науки. В неоклассической науке принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Например, в квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом. Признается возможность одновременного существования различных теоретических систем, по-разному объясняющих один и тот же класс явлений действительности и реальности в целом и в то же время остающихся в одинаковой степени истинными, поскольку в каждой из них может содержаться момент объективно-истинностного знания.
Современное
естествознание объясняет природу,
подрывая установку здравого смысла,
полагающего, что природа является
как бы сущей сама по себе. Она
скорее является частью взаимной игры
между природой и нами самими, нацеленными
на ее познание. Субъект и объект
неразделимы: реальность уже не рассматривается
как совокупность объектов, которые
существуют сами по себе, независимо от
сознания познающего субъекта. Синтез
мировоззренческих и
ВЫВОД
В исследованиях по истории науки обычно выделяют две стадии: первую из них называют стадией ее возникновения или преднаукой, а вторую — наукой в собственном смысле слова или развитой наукой. Возникновение науки связано с непосредственными запросами материального производства и повседневной практики людей. Оно сопровождалось появлением первоначальных эмпирических понятий и представлений, которые постепенно приобретали более общий и абстрактный характер. Первые теоретические понятия и системы возникли в рамках древнегреческой математики, но математические методы начали широко применяться для изучения природы только в XVII веке, когда возникло экспериментальное естествознание. Элементарная математика античности, хотя достигла зрелого теоретического уровня, но изучала лишь постоянные величины. Следовательно, она не могла быть использована для изучения зависимостей между переменными величинами. А последние были необходимы для исследования простейшей формы движения — механического перемещения земных и небесных тел. Именно поэтому в ответ на запросы механики и астрономии была создана в XVII веке Ньютоном и Лейбницем математика переменных величин в форме дифференциального и интегрального исчислений.