Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:07, курсовая работа
Эвенкийский этнос можно занести в «Книгу рекордов Гиннеса». При численности всего в тридцать тысяч человек они освоили невероятно обширную территорию – от Енисея до Камчатки, от Ледовитого океана до границы с Китаем. Получается, что в среднем на одного эвенка приходится примерно двадцать пять квадратных километров.
В Забайкалье эвенкийские стойбища располагались не только на Севере, но и на Аргуни, Чикое и Ингоде, в том числе в пределах территории будущей Читы. И название этого города, тоже эвенкийского происхождения.
Введение 3
Этническая ситуация в Забайкалье 4
Эвенки Забайкалья: история и современность 7
Эвенки: культура и традиции 17
Эвенки севера Забайкалья 29
Заключение 32
Список использованных источников 33
Традиционной религией эвенков, так же как и бурят является шаманизм. Слово «шаман» имеет эвенкийское происхождение. Главное и характерное в шаманизме – обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, здоровья, благополучия и здоровья, отвращения беды.
Шаманизм в Забайкалье восходит к первобытнообщинному строю, когда охота, рыболовство и собирательство были основными средствами добывания пищи. В последующие периоды шаманизм развивается, усложняется, становится особой системой религиозных представлений и обрядов, охватывает все сферы жизни, оказывает влияние на формирование культуры и образа жизни людей.
В общей картине шаманизма народов Центральной Азии и Сибири бурятский и эвенкийский шаманизм отличается высоко развитым политеизмом (многобожьем) и сложностью обрядового комплекса. Как любое общественное явление он имеет свою структуру и выполняет целый ряд социальных функций.
Сущность шаманистского мировоззрения заключается в следующих положениях:
1) мир, в том числе
человек, создан высшими
2) вселенная делится
на три мира - небесный, земной
и подземный, каждый из них
наполнен определенными
3) каждая местность, гора, озеро, река, лес, имеют своего духа - хозяина, а животное и человек - душу. Душа человека после его смерти становится духом;
4) в мире множество богов и духов с конкретными назначениями и функциями, они определяют ход жизни - рождение, болезни, смерть, удачу, беды, войны, урожай и т.д. Во главе всех богов стоит Вечное Синее Небо, которое все видит, все знает;
5) человек может воздействовать
на богов и духов путем
6) шаманы - посредники
между сверхъестественными
Итак, адаптация к природно-
1. Кочевой образ жизни, подчиненный природным циклам и проходящий по отработанным маршрутам через районы постоянных поселений и связанные с ними охотничьи, рыболовные и пастбищные угодья.
2. Комбинированное охотничье-
3. Смена кочевого и
оседлого периода
4. Закрепление в религиозно-
ХХ век нанес серьезный урон образу жизни и традиционной культуре эвенков Забайкалья. Это непосредственно сказалось на их численности. Однако традиционная культура эвенков оказала существенное влияние на складывание культуры и мировоззрения забайкальцев, и до сих представляет собой богатейший потенциал с многотысячелетней историей, который необходимо сохранять и тщательно изучать.
Канарские, тунгиро-олекминские, тунгокоченские эвенки, населяющие в настоящее время три северных района Забайкальского, представляют собой самобытные, с исторической, культурной, этнической и других точек зрения, локальные группы. За XX - начало XXI вв. они прошли несколько основных этапов трансформаций, кардинально изменивших вектор их этнодемографического развития, традиционные (для начала XX в.) хозяйственный уклад и культурный облик.
Этническая история этих групп связана с миграциями эвенков с Юга Забайкалья на современную территорию их расселения в ХIII-ХIХ вв. Вплоть до XX в. развитие эвенкийских родов, освоивших север Забайкалья, в силу исторических и географических факторов, проходило в условиях ограниченных контактов с соседствующими народами, что способствовало сохранению оленеводческо-промыслового хозяйства, кочевого образа жизни и устойчивого этнического самосознания северных групп забайкальских эвенков, в отличие, например, от эвенков Южного Забайкалья.
Существенное воздействие на расселение, хозяйственный уклад и культуру каларских, тунгиро-олекминских и тунгокоченских эвенков оказали преобразования советского периода.
Социально-демографическое, экономическое и культурное развитие эвенков севера современного Забайкальского края в XX в. проходило под лозунгами национального, колхозного и культурного строительства в 1920-50-х гг. и под лозунгом интернационализации хозяйства и культуры, пропаганды советских ценностей и интеграции эвенков в доминирующую культуру в период «развитого социализма».
Несмотря на то, что на первых этапах советизации, в связи с труднодоступностью и удаленностью районов расселения кочевого эвенкийского населения севера Забайкалья от административного центра, процессы коллективизации и культурного строительства протекали здесь достаточно медленно, к концу советского периода эвенки Читинского Севера были практически полностью переведены на оседлость и расселены в поселках, их хозяйство трансформировано в рамках общенациональной плановой совхозной экономики, а культура «отредактирована» по советскому образцу в ходе культурно-массовой работы с населением.
Не менее сложными и неоднозначными для эвенков севера Читинской области оказались коренные трансформации, вызванные системным кризисом после распада СССР. Произошедшие изменения оказали, преимущественно, негативное воздействие на жизнедеятельность эвенков рассматриваемого региона: социальная инфраструктура была нарушена, демографическая ситуация в местах проживания эвенкийского населения ухудшилась, основные экономические отрасли и структуры оказались в состоянии глубокого кризиса, жизнеобеспечение эвенков, основанное на «нетрадиционных» занятиях на частных земельных участках, обрело характер натурального хозяйства, а культурная сфера, более не контролируемая жестко сверху, перестала быть предметом пристального внимания. Ситуация рассматриваемого эвенкийского населения в перестройку осложнялась тем, что Читинская область в этот период относилась к дотационным регионам с одним из наиболее низких уровней жизни населения в стране, поэтому проблемы коренных малочисленных народов здесь рассматривались в последнюю очередь, а федеральные целевые средства, поступавшие в областной бюджет для помощи КМНС (коренные малые народности севера), зачастую не доходили до адресата.
В настоящее время
эвенкийское население Читинско
Современное положение коренного населения севера Читинской области, а ныне Забайкальского края, демонстрируют примеры социокультурной адаптации оседлых и кочевых эвенков, представляющих два различных вектора развития этого коренного малочисленного народа.
Следует признать, что рассматриваемые проблемы культурно-исторического развития эвенков в советский и постсоветский периоды в определенной мере типичны и характерны и для других коренных малочисленных народов Российского Севера.
В последние годы на местном и региональном уровнях власти все чаще появляются инициативы создания законов, регулирующих правовой статус коренных малочисленных народов севера в Забайкалье, организации специальных комитетов и структур, которые бы занимались проблемами эвенков, разработки специальных программ, направленных на оказание помощи эвенкийскому населению. Однако попытки реализации этих инициатив на практике сталкиваются с проблемой отсутствия детальной информации об истории, и, особенно, о современном положении эвенков, в т.ч. о демографических показателях, о состоянии традиционного хозяйства и практиках природопользования, о развитии языка и культуры этой группы населения.
Социально-экономическая и политическая ситуация, сложившаяся среди эвенкийского населения Забайкальского края в последние десятилетия, свидетельствуют о росте интереса самих эвенков к проблемам самоуправления и защите своих прав на природные ресурсы, ведение традиционного хозяйства и сохранение кочевого образа жизни.