Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:55, доклад
В XVII в. земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась: возросло представительство дворян и посадских людей. В течение XVII в. значимость земских соборов была различной. В начале столетия из-за социальных потрясений, иностранных вторжений, ослабления государственной власти роль земских соборов резко возросла. Это было время, когда соборы имели наиболее важное и прогрессивное значение в общественно-политической жизни России.
3. Эволюция
Боярской думы и Земских
Эволюция Земских соборов
В XVII в. земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась: возросло представительство дворян и посадских людей. В течение XVII в. значимость земских соборов была различной. В начале столетия из-за социальных потрясений, иностранных вторжений, ослабления государственной власти роль земских соборов резко возросла. Это было время, когда соборы имели наиболее важное и прогрессивное значение в общественно-политической жизни России. Официальных документов, определяющих принципы отбора участников собора, не было. Чаще всего высшие слои государственной иерархии входили туда по должности, а низшие по определенным квотам избирались на местных собраниях. Юридических прав Земские соборы не имели. Однако их авторитет закреплял важнейшие государственные решения.
В Земский собор, или Совет всея земли, времен Первого и Второго ополчения входили представители боярства и дворянства, священного чина и посадских людей.
После двухмесячной подготовки
в январе 1613 г. Земский собор начал
свою работу. Были приглашены также
представители дворцовых и
О том, как происходил созыв данного Земского собора, свидетельствует «приговор», в котором говорится о приглашении духовенства, бояр, дворян, гостей, посадских «изо всех городов всего великого Российского царствия... к Москве, для земского совета и для государственного опиранья, лучших и разумных людей».
Соборные депутаты получали от избирателей «полные и крепкие достаточные приказы», т.е. наказы, представляли интересы своих сословий, своего «мира» и могли говорить об их нуждах «вольно и бесстрашно», как об этом пишет призывная грамота Д. Пожарского и Д. Трубецкого.
Претендентами на русский престол были:
Земский собор постановил иностранцев на русский престол не приглашать и остановил выбор на Михаиле Романове. Так было положено начало династии Романовых.
Его кандидатура представляла своего рода компромисс:
Для боярства - Романовы были своими: это один самых знатных родов. В роду встречались как жертвы опричнины, так и сами опричники, что гарантировало безопасность бывшим сподвижникам и бывшим противникам Годунова.
Для казачества - Тушинцы видели в Романове сына своего патриарха Филарета, долгое время находившегося в тушинском лагере, и потому не опасались репрессий со стороны нового царя.
Для дворянства - Филарет возглавлял в свое время русскую делегацию, приглашавшую на престол Владислава, потому сторонники польского королевича из русских могли не волноваться за себя.
Для крестьянства и посадских людей - Новый царь из русских был символом национальной независимости и православной веры, и участники ополчений охотнее поддержали Романова, а не ставленников тех, против кого они воевали.
По поводу вступления на престол Михаила Романова Кобрин В.Б. пишет так: "Романовы устроили всех. Таково свойство посредственности". Действительно, для консолидации страны, восстановления общественного порядка, были нужны не яркие личности, а люди, способные спокойно и настойчиво вести консервативную политику. "...Нужно было все восстановлять, чуть не сызново строить государство - до того был разбит его механизм", - пишет В.О.Ключевский.
К моменту начала правления
Михаилу Федоровичу едва исполнилось
16 лет. В таком возрасте он не мог
быть самостоятельным политиком. Вступая
на престол, Михаил дал подтвержденное
крестоцеловальной записью
Уже при первых царях династии
Романовых произошло
Продолжительность работы Земских соборов была различна: от нескольких часов, дней до нескольких месяцев и даже лет.
Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа - как правило, приговора. Ни созыв, ни решения Земских соборов формально не были обязательны для царя. Но реально он не мог не считаться с мнением дворянских и богатых посадских кругов, ибо успешность его политики зависела от их поддержки. Фактически Земские соборы в какой-то мере ограничивали власть царя, но в то же время они ее всемерно укрепляли.
Однако после возвращения
из плена Филарета, по мере укрепления
царской власти и стабилизации обстановки
в стране, роль земских соборов
и соборных депутатов уменьшилась,
они стали собираться все реже.
После смерти Филарета некоторые
дворяне предложили преобразовать
Земский собор в постоянно
действующий парламент. Однако эти
идеи не отвечали интересам самодержавной
власти. Соборы стали созываться лишь
для утверждения уже
Со временем начала укрепляться единоличная власть царя: на местах стали управлять подчиненные центру воеводы. Важнейшей задачей этого периода было восстановление государственного единства русских земель, часть которых после "смутного времени" оставалась под владением Польши и Швеции.
Филарет, провозглашенный
в 1619 г. патриархом, получил также
титул «великого государя» и
стал соправителем своего сына. Вплоть
до своей смерти в 1633 г. Филарет являлся
фактическим правителем России. И
это способствовало усилению влияния
церкви. Как отмечал П.Н. Милюков,
в этот период патриаршая власть освободилась
из-под влияния
В период правления Алексея Михайловича Россия существенно продвинулась на пути строительства правового государства. В 1649 году на Земском соборе было принято Соборное уложение, представлявшее собой основы законодательства России. Соборное уложение 1649 года утверждало принцип централизованного государства с авторитарной властью царя. Царь в управлении обществом опирался на дворянство. Там, где сохранялись выборные должности, они подчинялись представителям царской власти — воеводам. Лишь в «черных» землях, то есть у черносошных крестьян-общинников продолжала действовать относительно самостоятельно выборные органы. Уложение несколько ограничивало корпоративные интересы церкви. Та собственность, которой владела церковь, за ней сохранялась, но вновь приобретать вотчины церкви категорически запрещалось. Управление делами церкви переходило в руки светского органа монастырского приказа. Приказная система управления получила повсеместное распространение.
Если в период 1613-1622 гг. соборы действовали почти непрерывно, то с 1622 по 1632 г. они не собирались. В период 1632-1653 гг. земские соборы созывались редко. После 1653 г. деятельность соборов снижается и только в 1683-1684 гг. отмечается небольшой взлет, оказавшийся кануном их падения. Эта тенденция выражала перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную.
Свои функции соборы выполняли
с соизволения и по указаниям
верховной власти, которая была озабочена
тем, чтобы после страшного
Однако в дальнейшем монархия
уже перестает нуждаться в
соборах. Главной ее опорой становятся
армия и бюрократический
Во второй половине XVII в. деятельность Земских соборов, равно как и земщины, постепенно угасает. Окончательный удар нанес Петр I: в период правления великого реформатора в империи бюрократия вытеснила земщину.
Эволюция Боярской думы
Боярская Дума как совещательный орган управления существовала еще в Киевской Руси. Тогда она не являлась частью государственного аппарата. С образованием единого централизованного государства Боярская Дума превращается в высший государственный орган страны.
На протяжении всего XVII в.
сохраняется значение боярской Думы
как высшего совета при царе. «Государь
без Думы и Дума без государя были
одинаково явлениями
В Думу входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Самым важным и престижным был первый чин – боярин. В этот чин царем назначались лица из двух десятков самых знатных фамилий, потомков правящих фамилий Древней Руси, а также старых московских боярских родов. Окольничими становились князья и потомки московских бояр. Все они были выходцами из 60 наиболее древних и знатных фамилий. Чин думных дворян получали дворяне, выбившиеся «в люди» благодаря личным заслугам, долгой и верной службе государю; здесь не было ни одного князя. В целом думными дворянами стали в XVII в. представители 85 фамилий мелкого российского дворянства.
Думные дьяки на службу назначались из простых приказных дьяков, а иногда и подьячих. В их функции входили доклад дел в Думе и формирование ее решения.
Кроме того, в старинных списках вместе с боярами и думными людьми упоминаются старшие придворные чины: конюший, дворецкий, казначей, оружничий, кравчий, ловчий. Великие князья вводили в Думу своих родственников, князей удельных, а также приглашали на совет и митрополита Московского. Численный состав Боярской думы менялся.
XVII век был периодом
существенного роста роли
Боярская Дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства, разделявшим вместе с царем верховную власть. Заседания Думы, как правило, проводились ежедневно в одной из палат Царского дворца или в его государевой комнате.
При вступлении на престол
Михаила Федоровича Романова состав
Боярской думы им был расширен —
так он отблагодарил тех, кто поддержал
его воцарение (до ста человек). Причем
в Думу входила теперь не только
родовая аристократия, постепенно в
нее начинают проникать представители
неродовых фамилий – думные дворяне
и думные дьяки, которые занимали
государственные посты
В середине XVII в. роль Боярской думы постепенно снижается, что было одним из признаков усиления в России абсолютной монархии. Увеличение численного состава Думы сделало ее слишком громоздкой и вынудило царя создать более гибкий орган управления, состоявший из наиболее доверенных лиц — «ближнюю» («малую», «тайную») Думу, которая постепенно заменила собой «большую». В полном составе Боярскую думу стали созывать все реже. «Ближняя» дума сосредоточила в своих руках решение многих вопросов государственного управления.
Для управления текущими делами в случае отъезда царя из столицы Боярская дума создавала временные комиссии; более важные дела посылались «в поход» царю. При Боярской думе с 1681 по 1694 г. существовала Расправная палата, в которую входили 11 членов и более. Это был особый судебный отдел для рассмотрения спорных гражданских дел.
Информация о работе Эволюция Боярской думы и Земских соборов